Сергей Ерёмин: «Мы должны вернуть Красноярску душу»

Ранней весной Красноярск выглядит неприглядно. Грязь, мусор, черный подтаявший снег, серо, сыро… Но мэр Сергей Ерёмин видит город уже совсем другим.

В какой степени и в каком качестве воплотятся планы по преображению — пока неизвестно. Однако энергия и сила убежденности, с которыми Сергей Еремин готов «расчищать авгиевы конюшни», заражают и заряжают.

Обсуждая «чемоданные» настроения, красноярцы то и дело говорят о возможности переезда. Есть те, кто от слов переходит к делу. Вот уже не только в Москве, но и в Краснодаре ширится красноярская диаспора.

— Переезд переезду рознь. Красноярск — суровый город с точки зрения климата. Теплолюбивому человеку здесь по определению дискомфортно. Я считаю, что, переезжая в Сочи или Крым, красноярцы едут туда за теплом и морем, которых у нас не будет никогда. Меня гораздо больше беспокоит, когда люди едут в сибирские, уральские или подмосковные города. Вот это уже тревожный сигнал. Значит, там они надеются найти более комфортные условия жизни — экономические, социальные, культурные.

— Мне кажется, что в первую очередь люди переезжают или задумываются о переезде из-за экологии.

— Эта тема сегодня самая разогретая. Поэтому на вопрос, почему вы хотите переехать, проще всего ответить: из-за экологии. Действительно, экология входит в топ-5 ключевых проблем города, которые мы должны решить и уже начали это делать. Ситуация сама собой не рассосется.

— Назовите этот топ-5 целиком.

Экология — это не только пресловутое «черное небо» — страшный, пугающий термин, но и проблема, которую я называю «гигиеной города». Грязь, пыль, мусор, общая неухоженность, заброшенность. Мы это видим вокруг каждый день. Из этой проблемы вытекает следующий дефицит — низкое качество благоустройства, отсутствие необходимого количества современных общественных пространств, зеленых парковых зон, скверов. По Красноярску сегодня трудно, да и не хочется гулять. Далее транспортная инфраструктура — дороги, их строительство, ремонт и содержание. Четвертая проблема связана с агрессивной гражданской застройкой, с растущими «недоскребами». Завершает «пятерку» дефицит социальной инфраструктуры, который опять-таки увязан с «градостроительными извращениями» — целыми микрорайонами, где не оставили места ни для школы с детским садом, ни для сквера и спортивного комплекса. Обозначая первоочередные задачи в работе муниципалитета, мы сверились с горожанами. Я много общался с различными трудовыми коллективами, оперативную и честную обратную связь дают соцсети.

Сергей Ерёмин: «Мы должны вернуть Красноярску душу»
 1

— Вы обращаете внимание на то, что пишут в соцсетях?

Я считаю соцсети отличным маркером настроений в обществе, в частности в Красноярске. Для меня это уникальная возможность общения без барьеров — человек может напрямую высказать тому же мэру все, что он думает. Здесь не игнорировать нужно, а прислушиваться.

Завершая тему «чемоданных настроений», отмечу: люди не только уезжают, но и приезжают в Красноярск. Численность города приближается к 1 млн 100 тысячам жителей. В Красноярске одна из самых высоких средних зарплат по СФО. Выше, чем в том же Новосибирске. У нас большой экономический потенциал и широкие возможности для трудоустройства. Но, конечно же, мне хочется, чтобы Красноярск притягивал к себе, как магнит, стал по-настоящему столичным городом и внешне, и по содержанию.

Пропылесосить Красноярск

Сергей Ерёмин любит яркие, образные выражения: «накрасить проспекту Мира губы», «мы должны сначала понять, что болит у Коммунального моста»… Еще одно «крылатое» выражение — городская гигиена. Впрочем, для мэра, это не просто «яркое словцо», но целая стратегия преобразований в Красноярске.

— Красноярск должен стать чистым и опрятным. Без этого невозможно двигаться дальше. Это как покрасить золотом стены в доме, а пол не вымыть. Уверен, что каждому из нас не хватает чистоты и порядка в городе. Внутренне постоянно недоумеваю: почему мы так не по-хозяйски, небрежно относимся городу, в котором живем? Ведь в квартирах у нас хорошо и чисто. Так кто же все эти люди, которые бросают бутылки, пакеты, окурки, вываливают мусор возле подъездов, паркуются на газонах? Почему у предпринимателей редко возникает желание элементарно снег почистить возле входа в свой же магазин или лед сколоть? Не хочу упрекнуть красноярцев в какой-то особой неряшливости. Скорее всего, проблема в том, что культура отношения к городу как к своему дому у нас просто не прививалась.

— С чего начнете?

С себя. С организации структуры управления, отвечающей за уборку города, с внедрения новых подходов. Уверен, что люди увидят результаты и подключатся. Например, сегодня мы не убираем грязь и мусор, а растаскиваем их по городу, перемещая из одного места в другое. А нужно в прямом смысле этого слова пропылесосить Красноярск.

— Внедряя новые стандарты уборки и благоустройства, на кого ориентируетесь?

Я — максималист и считаю: равняться нужно на лучших. В этом смысле для меня интересен опыт Москвы. За последние годы там наработаны уникальные практики в благоустройстве. От укладки бордюров до парка «Зарядье». Можно много говорить о том, что в столице другие ресурсы — как финансовые, так и человеческие. Да, мы пока не готовы класть гранит и мрамор. Но я не призываю перенимать роскошный антураж. Скорее, нам следует поучиться качеству исполнения в привычных городских работах по благоустройству. Москва, к слову, тоже не сразу строилась. Сначала на Тверской был асфальт, потом его заменили брусчаткой, затем искусственной плиткой и только сейчас мрамором и гранитом.

— Может быть, есть интересный опыт в соседних городах?

— Честно скажу, не увидел у соседей ничего такого в организации городского пространства, что хотелось бы реализовать в Красноярске. Возможно, следует поучиться умению находить деньги под ногами. Красноярский край и Красноярск находятся в особом положении — нигде нет такого количества крупных компаний. Один только «Полюс» — золотая «четвертина» страны. «Норникель» и РУСАЛ: первый — абсолютный лидер по производству никеля, а второй — алюминиевый гигант. Мы делаем спутники, работаем на космос, оборонку. С одной стороны, это невероятная гордость и большие перспективы развития, с другой — мы перестаем обращать внимание на бизнес в сфере переработки, услуг, транспортной сортировки и логистики. По сути, в Новосибирске нет ничего из той промышленной мощи, которая есть у Красноярска, но они стали ведущим транспортным узлом, развили торговлю и сферу услуг, научились из ничего делать бизнес, упаковывать его во франшизы и продавать нам же. Думаю, в этом направлении стоит подтянуться и перестать свысока смотреть на бизнес, не связанный с мегапроектами страны.

Короны для Енисея

Благоустройство Красноярска для власти приобрело особое значение в связи с приближающейся Универсиадой. Мэр призывает вступить в команду единомышленников всех неравнодушных горожан. «Город — это наш общий дом, и относиться к нему нужно соответственно». И красноярцы уже откликнулись. Недавний пример — проект голосования за скверы, который превратился в активный народный референдум. Красноярцы хотят видеть свой город другим.

— Почему особое значение в создании нового облика Красноярска вы отводите подсветке?

Все по-настоящему столичные города страны и мира живут как бы в двух измерениях — есть дневной и вечерний город. Днем все должно быть чисто, опрятно, комфортно, вечером — ярко, празднично. Тем более у нас, где длинные зимы, и с работы на улицу мы выходим по большей части, когда уже темно. Сейчас вечером в Красноярске мрачно. По такому городу не хочется гулять.

— Тем не менее в декабре прошлого года было решено не включать иллюминацию на проспекте Мира. Многих горожан это расстроило.

— В свое время гирлянды на проспекте смотрелись неплохо. Тогда у нас ничего подобного не было, и люди радовались ярким лампочкам. Пусть аляповатые, но все-таки они создавали определенное настроение. С тех пор прошло много лет. Современная подсветка городов стала настоящим искусством. Наши гирлянды в сравнении с подсветкой Москвы или Санкт-Петербурга напоминают китайские фонарики.
В первую очередь мы решили осветить архитектурные доминанты города, те объекты, которые задают ритм, формируют ландшафт. Это подсветка Коммунального моста, который является уникальным сооружением, нашей гордостью. Также будут подсвечены железнодорожный и вантовый мосты. Таким образом мы «оденем» Енисей в светящиеся «короны» и зрительно свяжем два берега. Будут подсвечены фасады зданий и деревья. Все это сделает город по-настоящему нарядным и столичным.

Сергей Ерёмин: «Мы должны вернуть Красноярску душу»
 2

— Кто займется подсветкой Красноярска и другими работами по «столичному» благоустройству?

— Поскольку до Универсиады осталось совсем немного времени, а работы запланированы масштабные, мы провели мобилизацию крупного бизнеса. Компании с пониманием отнеслись к призыву губернатора, подписан меморандум и уже распределены некоторые знаковые объекты. Так, «Норникель» взял на себя подсветку Коммунального моста, здания пароходства, фасада краеведческого музея и благоустройство части левобережной набережной. СГК расцветит вантовый мост, выполнит благоустройство площади Мира и интерактивную подсветку музейного комплекса, построит пешеходный мост через улицу Карла Маркса и оформит архитектурно-художественную подсветку Красноярской краевой филармонии. РЖД «включит» иллюминацию на железнодорожном мосту.

РУСАЛ реализует проект «Исторический квартал», модернизирует Центральный парк и всю зеленую ось от сквера Сурикова до набережной Енисея. Помощь крупных компаний освободит ресурсы муниципалитета, и мы сможет направить эти средства для реконструкции, например скверов.

«Шрамы» 90-х

С одной стороны, красноярцы ждут преображения города, однако есть проекты, вызывающие критику и даже протесты представителей бизнеса. Так, выходили на митинги владельцы временных торговых павильонов, запланированных под снос. Не хочет покидать «насиженный» Центральный парк компания, занимавшаяся его управлением в течение 15 лет.

— Будете убирать павильоны, несмотря на недовольство их владельцев?

— Я не сторонник «ночи длинных ковшей». В то же время оставлять на магистралях и видовых улицах такие торговые хибары нельзя.

В первую очередь давайте поймем природу этого явления. Ларьки возникли еще в начале 1990-х как временные сооружения. И прилипли к своим местам на долгих 30 лет. Сегодня в городе огромный выбор коммерческой недвижимости. Но для этого нужно меняться, шевелиться, а делать этого многие предприниматели не хотят. Есть некий доход, причем весьма скромный, с ларька, а на то, в каком все это находится виде, как это портит внешний вид города, им по большому счету все равно. Если мы хотим оставаться Красноярском провинциальным, можно законсервировать все как есть. Но я хочу, чтобы Красноярск был Первым! Ларьки на магистралях, в центре города, на видовых улицах будем замещать благоустройством. При этом готовы вести диалог с предпринимателями. Смотреть альтернативные места — только там уже не получится водрузить ту же рухлядь: переходите к цивилизованной торговле! В свою очередь будем пересматривать условия аренды земли. Согласен, 11 месяцев — это не срок. Строить что-то более капитальное, имея такие эфемерные планы на будущее, сложно. Будем увеличивать сроки.

— Еще один «уголок» прошлого, где время как будто застыло в начале «нулевых», — Центральный парк. Однако нынешний арендатор находится там законно и просто так не уйдет. Как будет решаться эта ситуация?

— Действующий договор аренды заключался по нормам права начала «нулевых». Во-первых, вызывает вопросы его длительный срок, во-вторых, непрописанные критерии понятия «развитие парка». Их там просто нет. Посадил кустик — это уже развитие? Или фонарь установил… Парку почти 200 лет, и когда-то известный путешественник Нансен выразил свое восхищение городским парком Красноярска. Кто-то сейчас готов им восхищаться? Думаю, нет.

Для нас в этом вопросе есть две ключевые вещи. Во-первых, парк должен оставаться в муниципальной собственности. Во-вторых, необходимо кардинальное преобразование. Честно говоря, не совсем понимаю, как можно было 15 лет руководить востребованным горожанами объектом и несделать там ничего судьбоносного. Все эти разговоры о том, что кто-то не помогал, не разрешал… Несерьезно. Если бы парк был в отличном состоянии, никаких разговоров о необходимости заводить инвестора не было. Но этого нет. Здесь нет ничего личного, каких-то гонений против нынешнего арендатора. Только интересы города и горожан. Парку нужен инвестор, который сделает его современным, достойным венцом зеленой оси, пронизывающей центр Красноярска. Сейчас смотрим юридические возможности для развития.

Выкопать мамонта

Этим летом Красноярск ждет продолжение масштабного дорожного строительства, начатого в прошлом году. Прежде всего горожан волнует, усвоены ли уроки дорожного сезона-2017? Насколько власти готовы к объемам работ, не повторится ли ситуация прошлого года, когда дорожные ремонты проходили под нескончаемый аккомпанемент скандалов?

Сергей Ерёмин: «Мы должны вернуть Красноярску душу»
 3

— Каким образом будете нивелировать неизбежный дискомфорт, связанный со строительно-ремонтными работами на дорогах?

— На мой взгляд, самый большой дискомфорт, когда на физически устаревшем покрытии отрываются колеса. В этом году нас ждет большой объем работ, в том числе в рамках федеральной программы «Безопасные и качественные дороги». Нужно приводить в порядок «артерии» города. Другой вопрос, как мы собираемся это делать, потому что красноярцы устали наблюдать за управленческими косолапостями. Мы проанализировали и учли уроки прошлого года, разобрав по «косточкам» все моменты, приведшие к неудовлетворительным результатам. В первую очередь количество лотов. Их было слишком много, что дало возможность прийти на конкурс компаниям, которые в лучшем случае взяли в аренду каток и однажды понюхали асфальт. Этот риск уже снят. Пять сформированных лотов выиграли компании, которые имеют существенный опыт и необходимую материальную базу. Работать должны профессионалы, а не дилетанты. Следующая ключевая позиция — сроки. В прошлом году ряд компаний вышли на объекты в конце июля, героически открыв дорожно-строительный сезон накануне ливневых дождей. Либо начинали работу в июне, а потом исчезали с объекта, появляясь изредка, чтобы за пару часов что-нибудь расковырять. Поставлена четкая задача начать работы в мае. И не просто колышки вбить, а зайти на объекты по-настоящему.

Также пересмотрены подходы к техническим требованиям по контрактам, разработаны собственные отраслевые стандарты по отдельным видам работ и элементам благоустройства. Ужесточили систему контроля. Важно вести работы поэтапно, перекрывая дороги полосами. Сначала будем делать основные магистрали, потом примыкающие, оставляя альтернативные возможности для проезда.

— Как получилось, что работы на Коммунальном мосту начались без необходимой экспертизы?

— Мосту 60 лет. За это время он превратился в такой слоеный пирог, что можно мамонта выкопать. Когда начались работы, стало понятно, что проект, сделанный с учетом имеющейся документации, не отражает реального состояния моста. Теория не совпала с практикой. Тем не менее, полностью работы не остановлены. Будут восстанавливаться температурные швы, проведем замену покрытия. В целом же мост будет функционировать, что существенно облегчит движение транспорта во время больших ремонтов.

Город вышел из себя

Большой город неизбежно выходит за свои границы, разрастаясь. Расти вглубь уже сложно, да и экологически опасно — высотная застройка усложняет движение воздуха, усиливая негативное воздействие выбросов. Куда же будет двигаться Красноярск?

— Город уже начинает задыхаться в своих границах. Именно поэтому мы пристально изучаем проекты по расширению территории, например «Новую Москву», понимая, что со временем проблема будет только актуализироваться. Если говорить о направлениях агломерационного слияния, то гражданское строительство будет в основном идти на северо-западе Красноярска, смыкаясь с Емельяновским районом. Отдельное направление для развития — промышленно-логистические зоны на северо-востоке и частично на правом берегу. Прорабатываем проект масштабного логистического центра — огромного транспортного узла со складами и таможенными терминалами.

— Вы отозвали разрешение на строительство 39 жилых домов. Можно ли говорить о том, что в городе больше не будут возводить «недоскребы»?

— Меня всерьез волнует нехороший тренд на возведение 25–27-этажных жилых домов или «домов-крепостей», вроде «Орбиты». У нас уже есть несколько примеров агрессивной жилой застройки — Солнечный, Покровский, Пашенный, Мясокомбинат. Каменные джунгли, где можно только переночевать. И все. Там для деревца места не оставили, не говоря уже о школах, поликлиниках, скверах, детских садах. Построенные на берегу высотные здания ломают уникальный ландшафт, становятся настоящими экологическими затворами. Мы должны строить комплексные жилые районы, где продумано все, включая социальную инфраструктуру, скверы, спортивные комплексы, пешеходные улицы, стрит-ритейл, гостевые парковки и многое другое.

Сергей Ерёмин: «Мы должны вернуть Красноярску душу»
 4

— Что построено, то уже построено. Теперь там надо срочно решать проблему нехватки мест в детских садах и школах.

— В настоящее время идет строительство 3 школ. Все они более чем на 1 000 мест. Всего же в ближайшее время возведем 5 школ. Будем строить детские сады на 200–270 мест. Федеральный бюджет подтвердил готовность софинансирования 10 детских садов. Все они уже будут с ясельными группами. Однако это масштабное строительство только перекроет сложившийся дефицит. Мы не опережаем, а догоняем.

— Большие планы требуют консолидированной работы с депутатским корпусом. Работа нынешнего органа представительной власти изобиловала неконструктивными стычками и дрязгами — как внутри горсовета, так и во взаимодействии с муниципалитетом. Каким вы видите новый состав и на каких принципах будете с ним работать?

— Речь идет не о Ерёмине и его желаниях по поводу работы с депутатами. Здесь важны интересы города. Если мы говорим о пользе для Красноярска, то нам нужен не раздираемый склоками местный парламент, а крепкая команда единомышленников. Скандалы, самопиар, как сейчас говорят хайп — все это только тормозит работу. Классическая ситуация: лебедь, рак и щука. Горсовет — не просто наблюдательный орган, который свысока оценивает работу городских властей. Вместе мы формируем политику и стратегию развития Красноярска. Я для себя давно сформулировал простую формулу успеха. Каждое конструктивное «я» должно слагаться в слово «мы». В таком единстве я вижу перспективы для Красноярска.

— Каким вы видите город лет через пять? Давайте возьмем небольшой горизонт планирования.

— Ухоженным, столичным, удобным для жизни во всех отношениях, городом, дружелюбным к людям. И самое главное, городом с душой. Мы должны вернуть городу душу, тогда он станет живым, родным, нашим. Мы должны стремиться, чтобы Красноярск стал «сердцем» Енисейской Сибири.

Юлия Чанчикова

Самое читаемое
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • Правительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставкиПравительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставки
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
  • Обновленную ядерную доктрину РФ утвердил ПутинОбновленную ядерную доктрину РФ утвердил Путин
  • «Путина неудачная». Производство красной икры в России сократилось в три раза«Путина неудачная». Производство красной икры в России сократилось в три раза
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.