Сергей Разуваев: «Через 3-4 года рынок недвижимости ждет новая волна кризиса»

Можно ли продвинуть строительный проект в кризис? Какие маркетинговые инструменты сегодня увеличивают продажи недвижимости? DK.RU беседует с директором ГК «Маркетинг-Консультант» Сергеем Разуваевым.

Читайте по теме: «Стройка по вертикали: Владимир Чащин о проблемах и перспективах строительства» 

В своих книгах «До последнего квадратного метра. Инструкция по продажам и маркетингу в девелопменте» и «Маркетинг за МКАДом, или Исповедь маркетолога» Сергей Разуваев поделился конкретным опытом, рассказав о событиях, в которых он принимал непосредственное участие. В основе книг успешные кейсы федеральных строительных компаний, сумевших сделать рывок в самый разгар кризиса.

— Сегодня я бы предложил застройщикам подумать о том, какие шаги нужно сделать уже сейчас, чтобы следующая волна кризиса прошла без последствий и даже стала серьезным импульсом для роста, — размышляет Сергей Разуваев. — В противном случае, застройщики вновь и вновь будут возвращаться к исходной точке, на дно кризиса.

 Вы считаете, что, выживая в условиях падающего рынка, застройщики могут позволить себе стратегическое планирование?

— Безусловно, сегодня идут сокращения инвестпрограмм строительных компаний по всей стране. Строительная отрасль живет на фоне сокращения спроса. Тем не менее, спрос есть. Тем более, что нынешний кризис все-таки проходит легче предыдущего и сегодня системные застройщики адаптировались к новым условиям. И постепенно топовые квартиры с выверенной эргономикой, правильной квадратурой начнут вымываться. К концу 2016 года, на мой взгляд, будет сформирован баланс спроса и предложения по наиболее востребованным квартирам. В первом квартале 2017 года возможен даже некий дефицит хороших предложений. Далее рост цен. В случае наличия экономического роста, на фоне дефицита предложения рынок перестанет быть рынком покупателя. Естественно, что застройщики расслабятся и перестанут вкладываться в маркетинг, плывя по течению – продажи временно не будут требовать дополнительных усилий. Но потом (на следующем витке, через 3-4 года) придет новая волна кризиса – это неизбежно. И мы снова начнем говорить о тех же проблемах: снижение покупательской способности, сокращение инвеспрограмм, оптимизация деятельности.

Возвращаясь к падению спроса, какие маркетинговые инструменты могут помочь уже сегодня?

— По большому счету российский застройщик ценит только один маркетинговый инструмент – скидку. Между тем, это самый дорогой инструмент, применять который можно и нужно, лишь когда использованы и не сработали все остальные.

Самый же главный инструмент – маркетинг продукта. Площадь жилья, ее эргономика, квартирография, места общего пользования, лифты, благоустройство двора, включая малые архитектурные формы, комплексное освоение территории – все это входит в понятие продукта и должно соответствовать ожиданиям людей. Человек, приобретая квартиру, хочет чувствовать себя удовлетворенным. Маркетинг продукта –  самый сложный инструмент, о котором нужно думать в первую очередь. Еще в момент планировочного решения. Например, «Европейский микрорайон» в Тюмени проектировался в 2009 году, в самый разгар кризиса, когда мало кто думал о комплексном освоении территории. Между тем, компания применила решения, которые кардинально отличались от того, что было раньше. Теперь это один из самых комфортных для проживания микрорайонов в России.

Надо понимать, что никакие скидки, никакая маркетинговая активность не способны воздействовать на потребителя, если предлагается плохой продукт.

 Вы считаете, что требования российских потребителей к жилью возросли?

Об этом хорошо сказал Артемий Лебедев. Если раньше наши требования к жилому пространству ограничивались квартирой, то сегодня человек мыслит кварталами.

 На что важно обратить внимание, помимо маркетинга продукта?

— Очень действенный и не затратный маркетинговый инструмент – оформление стройки. Большинство российских строек – это поле боя. Колеи по колено, грязь, мусор… Вряд ли человек, который пришел сюда, выбирая квартиру, сможет абстрагироваться от происходящего и живо представить: как же счастливо я буду жить в этом чистом, светлом доме, как хорошо будут играть мои дети на детской площадке, что раскинется на месте этой свалки строительного мусора… Увы, все идет не так. И человеку, который берет ипотеку на 20 лет, очень сложно решиться на покупку квартиры, стоя посреди разрухи.  Не надо строить иллюзий, что покупатель не заглядывает на стройку. Поверьте, 99% дольщиков постоянно приезжают и смотрят за ходом строительства.

Существуют четкие стандарты оформления стройплощадки: забор, демоэтаж, промопуть, мобильный офис, шоурум. Но большинство застройщиков предпочитают не заморачиваться и не рисовать заборчик. Тем не менее, у нас есть стройки, напоминающие производственные предприятия, там чисто и комфортно. К слову, оформление стройки в разрезе сметы на строительно-ремонтные работы – это копейки. Здесь надо, прежде всего, поработать с сознанием и понять, что это нужно. Навести порядок на стройке и поддерживать его до конца.

 Допустим, стройка стала образцово-показательной. Что дальше?

— Следующий важный момент, который является драйвером продаж – работа с агентствами недвижимости. Системный застройщик советского толка искренне считает риелтора паразитом.  Во-многом, в этом виноваты и сами риелторы – у всех на слуху скандалы, связанные с черным риелторством, различными схемами. Вместе с тем, сегодня в России появились агентства недвижимости, обладающими уникальными технологиями, it-платформами, намного опережающими многих застройщиков. У них современные отлаженные бизнес-процессы, которыми надо пользоваться. Если доля продаж через риелторов меньше 30% – канал отработан плохо и пора задуматься. И тот застройщик, который возьмет на себя функцию организовать риелторское сообщество, получит вместо одного отдела продаж целую «банду» предпринимателей, готовых продавать и продвигать его стройку.

 Таким образом, собственный отдел продаж может отойти на второй план?

— Ни в коем случае. Правильная настройка отдела продаж – еще один важный маркетинговый инструмент. И здесь, в первую очередь, надо задать вопрос: как давно специалисты отдела проходили обучение, были на тренинге, семинаре? Мало кто может сказать, что «продажники» строительной компании обучаются хотя бы четыре раза в год. А ведь это необходимо. Если людей не учат, то невозможно с них спрашивать. Там, где отделы работают системно, уровень компетенции, а, следовательно, эффективность менеджеров постоянно растет.

 Есть какой-то, хотя бы условный, показатель эффективности специалиста отдела продаж?

— Четыре первичных звонка – одна сделка. Это «уровень Мастер». Если сделано 10 звонков и выгорела одна сделка, то это средний уровень, есть над чем поработать. Помимо обучения, нужна четкая дифференциация функционала. Зачастую менеджеры по продажам занимаются оформлением договоров, выпиской счетов, оформлением в регпалате…Формально есть деление на фронтофис и бэкофис, но на практике одни и те же люди занимаются сразу всем.  

 Когда же наступает черед рекламы?

— Когда решены все вышеперечисленные вопросы.

 Есть ли оптимальный размер рекламного бюджета?

— Если рекламный бюджет меньше 1% от планируемой выручки, то вряд ли компания занимается агрессивным маркетингом. При этом я вовсе не призываю увеличивать бюджеты. В первую очередь, нужно понять, что и зачем вы делаете. Каким образом сформирован коммуникативный год, какие PR-технологии планируется использовать, какие эвент-мероприятия намечены, как будут вовлекаться риелторы и ипотечные брокеры. Вначале план, а потом – бюджет. Схема простая: размышления – действия.

 Ваши прогнозы, какое жилье сегодня следует строить? Например, есть тренд на строительство малогабаритного жилья.

— Это очевидный тренд. Хотя, лично я плохо понимаю, как можно жить в 17-метровой квартире. В любом случае, если рынок сегодня заполнится таким жильем, через несколько лет у покупателя наступит отторжение. Уверен, что в конечном итоге в выигрыше останутся те застройщики, которые строят среду для жизни, а не продают квадратные метры.

Юлия Чанчикова

Самое читаемое
  • Рубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут ТрампРубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут Трамп
  • «ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге«ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге
  • Из-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяцИз-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяц
  • IT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChatIT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChat
  • Для западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турамиДля западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турами
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.