Светлана Тетерина: «Главное — не бояться ошибок»

Свой проект — художественную школу А. Г. Поздеева — Светлана Тетерина начинала как «художку» для дочери. Однако не похожая ни на одно образовательное учреждение «Поздеевка» это еще и бизнес-проект.

В прошлом году Светлана Тетерина, представляя проект «Художественная школа имени А. Г. Поздеева», победила в номинации «Детский бизнес» премии «Человек года». Создатель «Поздеевки» признается, что для нее эта победа — неожиданная. Во многом решение о создании собственной художественной школы было спонтанным.

Как появилась «Поздеевка»?

— Все началось с того, что я искала художественную школу для дочери. Искала-искала и не нашла.

Но у нас ведь есть классическая художественная школа имени В. И. Сурикова, есть различные студии…

— Мы не искали школу, где учат ремеслу художника, искали то место, где начинают мыслить, чувствовать и видеть мир, как художник.

А что для этого нужно?

Уважать ребенка, относиться к нему как к личности — не давить с позиции «я лучше знаю, как правильно» и не сюсюкать. Достоинство и ребенка, и педагога — это основа. Следующий шаг — развитие авторской позиции, субъектности, творческой инициативы. К сожалению, в российском образовании в подавляющем большинстве случаев ребенок — это объект. Такой чемоданчик, в который складываются полезные, с точки зрения сложившейся образовательной системы, знания и в редких случаях навыки. А на ЕГЭ проверяется, хорошо ли все упаковано.

Светлана Тетерина: «Главное — не бояться ошибок»
 1

А с чем сегодня можно уверенно отправляться в будущее? С каким багажом?

— Изобретать колесо не нужно. Ключевые компетенции XXI века уже определены. Это 4 «К»: критическое мышление, креативность, коммуникации и кооперация. А теперь вопрос: много ли возможностей предлагает современная школа для развития этих компетенций?

У меня встречный вопрос. Каким образом это делает «Поздеевка»?

«Поздеевка» — штучный образовательный проект. Авторский. Мы сформулировали наши преимущества, которые одновременно и те самые инструменты по приобретению компетенций из «линейки» 4 «К». Во-первых, уникальная программа обучения — соединение академического художественного образования, современных образовательных методик и живой практики. Мы пробуждаем в ребенке авторскую позицию, которая важна не только в творчестве, но в любом деле. Далее — самостоятельный выбор. Чем больше проб, тем проще найти свое. Путь проб Светлана Тетерина: «Главное — не бояться ошибок»
 2и ошибок для нас непривычен, но ведь одновременно это путь опыта и любопытства. А в школе за ошибки почему-то наказывают плохими оценками, как же чему-то научиться, не ошибаясь, это ведь абсурд. Не люблю слово «креативность» из-за его затертости, поэтому сформулирую иначе: мы умеем работать на оригинальность, гибкость и продуктивность мышления ребенка.

Третье преимущество — тьюторское сопровождение. Работа с тьютором дает умение анализировать свои действия, видеть причины и итоги собственных решений, достигать поставленной цели, искать новые неординарные пути и в целом быть успешным.

Мы гордимся нашими преподавателями. Они талантливые, молодые, драйвовые, чуткие к ребенку и только с профильным образованием — команда мечты. Плюс красноярские мэтры Ирина Верпета, Александр Числов, Макс Шараев, сопровождает «Поздеевку» федеральный эксперт в образовании Мария Миркес. На погружения, которые проходят четыре раза в год, приезжают столичные мастера, в этом году в октябре ждем Наталью Шалину, весной Юрия Штапакова, Ольгу Таирову, Зосю Леутину. Для нас важно, чтобы ребенок видел перед собой не просто педагога, а художника, автора, творца.

С первых шагов в школе дети погружены в уникальную творческую обстановку. Но, к сожалению, инициативу инициировать невозможно, мы можем только создать безопасную, поддерживающую образовательную среду и ждать. И мы ждем, празднуя, как маленькую победу, каждую детскую инициативу. Хочешь сделать свою выставку? Пожалуйста. Здесь важная составляющая — образовательные события. Ребенок постоянно находится в тугой культурной спирали, закручиваясь в нее, становясь частью общих событий, их создателем.

Весь этот комплекс запускает энергию авторства, программу креативности, которая, на самом деле, есть в каждом, словно «вирус». Но не у всех этот вирус активируется.

Рефлексия по поводу собственного творчества, саморазвития и плотный культурный ландшафт, в котором живут наши ученики, помогают развить критическое мышление.

Командность формируется с помощью проектной деятельности. «Поздеевка» — это арт-коворкинг, постоянный джем-сейшн, все здесь побуждает к со-творчеству.

Светлана Тетерина: «Главное — не бояться ошибок»
 3

Мне кажется, есть еще «пятый элемент» — само помещение. Заходя в «Поздеевку», как будто сразу оказываешься в параллельной вселенной творческой мастерской.

— Мы называем этот «пятый элемент» вдохновляющим пространством. И это действительно особая магия, которая работает.

Один к пяти

Помещение для «Поздеевки» на проспекте Мира Светлана Тетерина приглядела задолго до открытия школы. Идеальная мастерская художника. Однако в «творческом» помещении в 300 квадратных метров размещался офис страховой компании.

— Я смотрела на высокие мансардные окна и думала про себя: «Съезжайте, съезжайте побыстрее». И в итоге они сменили адрес. Все разрешилось само собой, — вспоминает Светлана Тетерина.

Сколько стоит открыть «художку»? Какова была сумма инвестиций в проект?

— У каждой школы или студии свой масштаб и свой бюджет. В «Поздеевку» было вложено около 1,2 млн рублей. И пока эта сумма не отбилась. Я продолжаю инвестировать в проект.

Основные затраты — это…?

— Это фонд заработной платы и аренда. Наш коллектив — 23 человека. С каждой группой работают 5 специалистов — 2 художника, тьютор, арт-куратор, искусствовед. Много тратим на расходники. Так как для нас важна свобода выбора техники и материалов, то в абонемент включены все краски, карандаши, бумаги и прочее.

Сколько стоит годовой курс обучения?

— Не дороже абонемента в спорт-клуб — около 60 тысяч. Средний чек у нас 5 000 рублей, стоимость академического часа от 210, при условии, что все материалы включены.

На какое количество учеников рассчитана «Поздеевка»?

На 300 человек. От арт-яслей до выпускников, готовящихся к поступлению в вузы.

Несмотря на всю креативность, в «Поздеевке» можно научиться штриховать голову Аполлона и рисовать все эти натюрморты с драпировкой на заднем фоне?

— Безусловно, не просто можно, нужно, для художественной школы это гигиенический уровень, без него никак, но только с 12 лет. Если впереди поступление в вуз, то без головы Аполлона не обойтись.

К сожалению, на экзаменах в художественные вузы в первую очередь оценивают технику рисунка и каноническую правильность построения композиции. Оригинальность мышления вторична.

Светлана Тетерина: «Главное — не бояться ошибок»
 4

Ну, может это потом придет? Сначала надо научиться правильно рисовать, а потом уже нарушать правила.

— В теории да, а на практике далеко не всегда. Знаете, где работают выпускники художественных вузов, владеющие безупречной техникой? Половина из них идет в педагоги, а другая половина делает портреты на памятники. Безупречные с точки зрения техники портреты. Еще один интересный факт. На всех международных художественных конкурсах ученики российских художественных школ в возрасте до 14–15 лет берут первые места. Они на голову выше зарубежных ровесников в плане техники исполнения. Но в 15 иностранцы начинают мощно прогрессировать, вырываются далеко вперед, предъявляя оригинальные, самостоятельные авторские работы. А наши наоборот сдуваются, остаются прилежными учениками, но не творцами.

Карнавал «зашел» сразу

Рассказывая о «Поздеевке», Светлана Тетерина часто говорит: «Я не художник». К «Поздеевке» она пришла не из творческой мастерской, а с улицы, из гущи детского карнавала.

— Образование у меня универсальное — филолог, закончила КГПУ. С таким образованием можно заниматься чем угодно. Два года я работала в гимназии «Универс». Потом был сложный период — и для страны, и для семьи, когда пришлось все бросить и идти «челночить». Самым экзотическим местом работы был цирк. Потом открыла рекламное агентство. В 2004 году мы стали выпускать журнал «Город детства», и День защиты детей стал для нас профессиональным праздником. Мы просто обязаны были поздравить всех детей города 1 июня. Так в 2006 году случился детский карнавал и зашел, что называется, с первого раза, сразу стал общегородским событием. Мы обалдели, когда поняли, что к нам пришла тысяча человек участников и около 5 тысяч зрителей.

А в этом году сколько было участников и зрителей?

— Зрителей — 25 тысяч человек. Участников — 2,5 тысячи. И это только в Красноярске. А ведь есть еще и край. В Норильске, например, уже четвертый год проходит самый северный в мире детский карнавал. Тринадцать лет мы делаем этот праздник, и пока в России не появилось ни одного аналога. Разовые прецеденты случаются, а традиции не возникает. Ничем, кроме отсутствия финансирования, я это объяснить не могу.

Сколько стоит карнавальный размах?

— Минимальный бюджет мероприятия — 2 млн рублей. Что называется, бедненько, но чистенько.

Правильно я понимаю, что каждый год, проводя общегородской праздник, ты лично ищешь эти деньги?

— Не совсем я. Мы, как НКО «Город детства», пишем грантовые заявки, стучимся в разные инстанции, просим помочь. Есть финансовая поддержка в рамках краевой программы «Социальное партнерство во имя развития» — 900 тыс. рублей. Но эти средства, конечно, не покрывают всех расходов. И главное, нет никакой уверенности в будущем, грантовые деньги — это всегда неопределенность до последнего. А если в следующем году не дадут? Есть целый ряд технических, инфраструктурных вопросов, которые хотелось бы решать с помощью городских и краевых властей. Но пока не получается. В этом году нам выделили 300 тыс. рублей из городского бюджета, в правительстве края предложили информационную поддержку. Но мы продолжаем писать письма и надеяться, что нам помогут рассчитаться с субподрядчиками. Карнавал стал визитной карточкой города, им можно гордиться, его любят и ждут красноярцы. Но пока он продолжает существовать за счет фанатичного энтузиазма нескольких людей, для которых, по большому счету, это очень дорогое хобби.

Светлана Тетерина: «Главное — не бояться ошибок»
 5

Но этот подарок могли бы дарить крупные компании. Проект раскрученный. Конфетка, а не проект.

— Детско-родительская аудитория, даже такая многочисленная, как наша, мало интересна в плане пиара. Возьмем любое массовое мероприятие, где участие локаций платное, детская составляющая там минимальна. Можно было бы работать с федеральными брендами, но делать это надо в ноябре — декабре, когда верстаются бюджеты, а мы в это время еще не можем уверенно гарантировать условий. А крупные непрофильные предприятия, госкорпорации без отмашки сверху решений не принимают.

Несмотря на все сложности проведения детского карнавала, уже от имени «Поздеевки» ты продолжаешь генерить события на улицах города. Зачем?

— Что значит я? У нас в «Поздеевке» настоящих буйных много. Мы считаем, что настоящий художник не тот, кто складывает пейзажи в стол, а тот, кто меняет мир вокруг себя. Для нас важно расширять границы ребенка, выходить за рамки школы, улицы, города в большой и прекрасный мир. И потом, это ведь наш город, если ребенок не чувствует себя в нем, как дома, то каким он будет взрослым? Отчуждение — одна из главных проблем сегодня. Когда мы выходим на улицы города с гигантской раскраской, или измеряем расстояние от «Поздеевки» до памятника Поздееву в кисточках, мольбертах, кошках и съеденных мармеладках, или карнавалим на Мира, мы всегда делаем одну простую штуку — делаем город для ребенка живым, человечным, своим, а самого ребенка — делателем, субъектом, а не объектом. По-моему, только так и вырастает настоящий патриотизм.

Юлия Чанчикова

* - внесен Росфинмониторингом в перечень организаций и физлиц, причастных к терроризму и экстремистской деятельности.
Самое читаемое
  • Штурм головного офиса Wildberries с перестрелкой и убитыми. Что известно?Штурм головного офиса Wildberries с перестрелкой и убитыми. Что известно?
  • Вандалы разрубили золотого льва Андрея СимановскогоВандалы разрубили золотого льва Андрея Симановского
  • Владиславу Бакальчуку предъявили обвинение в убийстве и задержали на 48 часовВладиславу Бакальчуку предъявили обвинение в убийстве и задержали на 48 часов
  • Татьяна Бакальчук стала беднее почти в два разаТатьяна Бакальчук стала беднее почти в два раза
  • Все банки Турции хотят прекратить работу с РоссиейВсе банки Турции хотят прекратить работу с Россией
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.