Подписаться
Курс ЦБ на 18.06
72,50
86,70

Такси в Красноярске: законы рынка больше не работают

Такси в Красноярске: законы рынка больше не работают
Иллюстрация: ngnovoros.ru

Уронит ли цены приход Uber и почему рынок таксоперевозок Красноярска – это колхоз. DK.RU поговорил с экспертом рынка о настоящем и будущем.

В Красноярск готовится зайти международный сервис заказа такси Uber. Осенью прошлого года в городе начал работать сервис Gett, также международный. Директор таксомоторной компании «Шеф» ДЕНИС САЛАМАТОВ говорит, что, несмотря на приход иностранных игроков, рынок таксоперевозок далек от цивилизованности. Таксоизвозом занимается каждый второй владелец личного авто, ценообразование идет вразрез с законами экономики, а потребитель уже давно выбрал «ехать», а не шашечки. Денис Саламатов поделился с «ДК» своим видением ситуации на рынке.
Такси в Красноярске: законы рынка больше не работают  1
— Законы рыночной экономики работали году в 2008-м, но с тех пор все изменилось. Сегодня практически всех розничных клиентов забирают диспетчерские службы. Они посредники между автовладельцем и заказчиком и не оказывают услугу как таковую, кроме услуги информирования. 70-80% рынка таксопервозок в Красноярске именно за компаниями-диспетчерами. Таксомоторным компаниям с собственным таксопарком — сейчас их 6-7 на город — остаются безналичные заказы.
Нормальные автомобили, гарантированная подача, русский водитель, официальные документы — для юрлиц это важно. Обычные люди уже давно голосуют рублем и идут туда, где дешевле. При этом не исключено, что на заказ компании-агрегатора приедет машина таксофирмы. Для нас это тоже «хлеб», если вылавливаем хороший заказ, не отказываемся от него. 
 
Такси в Красноярске: законы рынка больше не работают  2Вы сказали, «люди голосуют рублем». Но ведь это и есть рынок. 
— Не спорю, но услугу какого качества вы покупаете? И вообще, думает ли потребитель о качестве или главное, чтобы было дешевле, а безопасность — это как повезет? Представьте, машина частника попадает в ДТП, есть пострадавшие. Страховая компания не выплатит ни копейки, если авто не застраховано как такси — а это в десятки раз дороже, чем обычная автостраховка. Кто будет оплачивать лечение пострадавшего? Водитель, который возит пассажира за «минималку»?
Когда мы садимся в самолет, то понимаем, что есть авиакомпания, лицензия, страховка, пилот будет трезв. Сомневаюсь, что кто-то откликнется на предложение: «У меня есть самолет, и я знаю, как им управлять, — полетели», даже если будет дешевле. А в автомобиль люди садятся спокойно. 
 
В таком случае кто может и должен навести порядок?
— Только государство. Попытки делаются уже давно, но рынок по-прежнему находится где-то в 90-х — абсолютно лохматый и непричесанный. Пять лет назад был принят Федеральный закон № 69-ФЗ, несколько раз в него вносились изменения. Но лицензирование таксоперевозок и безопасный сервис — не одно и то же. Получить лицензию просто — три бумажки и одну тысячу рублей, и лицензия у вас в кармане. А что дальше? Нет никакого мониторинга, контрольных закупок, у машин, которые работают как такси, нет никаких опознавательных знаков и т.д.
Механизма, как лишить водителя лицензии, тоже нет. Те же Uberи Gett в некоторых странах запрещены законодательно, а в России им дали «зеленый свет». Однако я понимаю наше государство, это вопрос политический. Попади частный извоз под жесткий запрет, возникнет социальное напряжение, ведь миллионам семей будет перекрыт источник дохода. 
 
 
Проблемы в экономике увеличили число тех, кто начал таксовать?
— Значительно. В поисках работы к нам приходят водители «Мерседесов» и «Крузеров». Не от хорошей жизни, конечно, а чтобы выплачивать кредит за это же авто. Есть случаи, когда на 45-рублевые заказы приезжают водители на «Камри». За последние два года количество заказов в городе остается на одном уровне, а таксистов стало раза в три больше. 
 
Такси в Красноярске: законы рынка больше не работают  3
 
Приход Uber в Красноярск уронит цены?
— Uber — компания, перекачанная инвестициями. Они многое могут себе позволить, вплоть до того, чтобы на первом этапе возить клиентов бесплатно, а водителям платить 300 руб. за поездку. Примерно по такому сценарию в город заходил Gett. Два месяца цена для клиентов у них была 59 руб., а водителю они платили 299 руб. — доплачивали с каждого заказ 240 руб. Наработали базу — клиентскую и водительскую, теперь работают по нормальным ценам. 
Ожидать еще большего снижения цены в целом по городу я бы не стал: падать уже некуда. Последние три года цена вообще не зависит от каких-то объективных факторов — обслуживание автомобилей, медосмотр, зарплата водителям и т.д. Она формируется «с потолка» — хочу забрать клиентов себе, сделаю на 5 руб. дешевле, чем у конкурента. По нашим подсчетам, в «ноль» можно работать при стоимости 14 руб./км и «минималке» 120 руб. Сейчас в городе минимальная цена — 45 руб., цена километра — 8-9 руб. И выбора у водителей нет.
 
Такси в Красноярске: законы рынка больше не работают  4Но были же прецеденты, когда водители такси организовывались и устраивали митинги против одного из сервисов заказа такси. Именно он, по их мнению, и роняет цену перевозок по городу. 
— Это, скорее, митинги «в пользу бедных». Сегодня водитель выходит на акцию протеста, а завтра садится в машину и начинает возить людей за копейки, ведь ему надо кормить детей. Диспетчерские компании это прекрасно понимают, поэтому и демпингуют. В этом смысле руки у них развязаны. 
 
Вы согласны с мнением, что грядущая Универсиада сделает рынок более цивилизованным?
— Да, но вопрос же не в этом. Мы «накрасим губы» к Универсиаде — допустим до перевозок компании с хорошим сервисом, грамотными водителями и качественными авто, а после будем жить, как прежде? Универсиада, безусловно, будет плюсом. Насколько я знаю, к этому событию планируется принять программу развития в Красноярске такси. До этого ничего подобного в городе не было в принципе.
Но вопрос цивилизованности рынка — это задача глобальная, она затрагивает интересы многих. И попытками государства угодить и нашим, и вашим — дать заработать одним и лицензируя услуги, обезопасить других — ее точно не решить. На мой взгляд, разделение на перевозчиков и агрегаторов в корне неверно, с него и надо начинать. Привлекать клиента и предоставлять ему адекватный, качественный безопасный сервис должна одна и та же фирма. Сейчас же складывается ситуация, когда участников процесса как минимум два, но в случае какого-то происшествия ни один из них не возьмет на себя ответственность. 
Самое читаемое
  • Арабскую мудрость примерят на Красноярск: Сергей Еремин поехал учиться в ДубайАрабскую мудрость примерят на Красноярск: Сергей Еремин поехал учиться в Дубай
  • «Мы не стали послушными»: члены Общественной палаты высказались против поправок«Мы не стали послушными»: члены Общественной палаты высказались против поправок
  • «Не заземлили газовоз»: в Новосибирске взорвалась и сгорела автозаправочная станция«Не заземлили газовоз»: в Новосибирске взорвалась и сгорела автозаправочная станция
  • ОСАГО лишилось диагностической картыОСАГО лишилось диагностической карты
  • Приговор банде, ограбившей инкассаторов, просят пересмотретьПриговор банде, ограбившей инкассаторов, просят пересмотреть
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.