Технология Wi-Fi буксует в Красноярске
эксперты Александр Бакалдин начальник отдела новых технологий красноярского филиала компании «Сибирьтелеком» Марина Василенко директор ресторана Mama Roma Константин Ковалев директор депа
эксперты
Александр Бакалдин
начальник отдела новых технологий красноярского филиала компании «Сибирьтелеком»
Марина Василенко
директор ресторана Mama Roma
Константин Ковалев
директор департамента продаж массовых услуг красноярского филиала компании «Голден Телеком»
Евгений Кириченко
начальник технического подразделения компании «ИнтраЛайн»
Леокадия Матвеева
специалист отдела по связям с общественностью красноярского филиала компании «Вымпелком»
Олег Морозов
заместитель директора направления наземных сетей связи КБ «Искра»
Михаил Леонтьев
директор компании «Борлас-СБ»
Алексей Устинов
начальник службы поддержки клиентов красноярского филиала компании «Голден Телеком»
Поданным исследовательской компании Json&Partners, в 2005 г. в России действовало около 650 публичных точек доступа в Интернет по технологии Wi-Fi — хот-спотов. В середине лета 2006 г. их стало уже 800. За рамками оценки остались около 3 тыс. хот-спотов «Голден Телеком», работающих в Москве в тестовом режиме. Кроме того, до конца 2006 г. этот оператор планирует ввести в столице еще 2 тыс. точек, с расчетом на их коммерческую эксплуатацию. Таким образом, число хот-спотов в России, по прогнозам аналитиков Json&Partners, к началу 2007 г. перешагнет отметку шесть тысяч.
Красноярск общероссийскую статистику пополняет, мягко говоря, незначительно. По оценкам местных провайдеров, публичных зон доступа Wi-Fi в городе не больше десяти. Для сравнения, в Новосибирске их около 80-90.
Директор компании «Борлас-СБ» МИХАИЛ ЛЕОНТЬЕВ признается, что технология беспроводного доступа в Интернет плохо приживается в Красноярске: «Существует комплекс причин, по которым Wi-Fi не получила у нас широкого распространения».
Первая из них — низкий спрос на новую услугу. Местные провайдеры не скрывают, что еще два года назад они прогнозировали гораздо большую популярность ноутбуков и КПК (именно они поддерживают технологию Wi-Fi) среди потенциальных пользователей. «В Москве сегодня среднестатистический молодой человек может легко позволить себе приобретение «наладонника». И он отчетливо понимает, зачем ему этот гаджет. У нас же спрос на технические новинки остановился где-то на уровне мобильных телефонов», — так оценил уровень проникновения мобильной IT-техники в город директор департамента продаж массовых услуг красноярского филиала компании «Голден Телеком» КОНСТАНТИН КОВАЛЕВ.
Свои выводы участники рынка подкрепляют данными маркетинговых исследований. По оценкам «Голден Телекома», число красноярцев, располагающих ноутбуками и КПК, не превышает 1-2% от всего населения города. По информации заместителя директора направления наземных сетей связи КБ «Искра» ОЛЕГА МОРОЗОВА, число пользователей данной техники менее 1% — около 4-6 тыс. человек. «Кроме того, нельзя ставить знак равенства между обладателями мобильных IT-устройств и пользователями услуги Wi-Fi: кто-то из них не нуждается в мобильном доступе в Интернет, а кто-то попросту не знает о нем», — считает г-н Морозов.
Еще одна причина, по мнению Михаила Леонтьева, тормозящая развитие Wi-Fi в Красноярске, — конкуренция с сильным рынком традиционного проводного доступа в Интернет. «Услуга Wi-Fi пришла не на пустое место, в городе уже была наработанная технология, популярность которой довольно высока», — говорит начальник службы поддержки клиентов красноярского филиала компании «Голден Телеком» АЛЕКСЕЙ УСТИНОВ.
«Сегмент проводного доступа настолько задавлен конкуренцией, что стоимость подключения, например, частника в местную кампусную сеть стремится к нулю. В некоторых районах она уже нулевая. Провайдеры тянут кабель, ставят розетку и т. д. только за то, чтобы пользовались их Интернетом», — рассказал Олег Морозов.
А вот мнение о том, что развитию услуги мешает непростая процедура получения разрешения на ее оказание, эксперты назвали ошибочным. Предоставление Wi-Fi внутри помещений не требует длительных согласований и носит уведомительный характер. По словам начальник отдела новых технологий красноярского филиала компании «Сибирьтелеком» АЛЕКСАНДРА БАКАЛДИНА, гораздо сложнее обстоят дела с беспроводным доступом вне помещений. Речь идет о пользовании Интернетом на скамейке в сквере, на набережной и т. д. Эту услугу предваряет затяжной «этап согласований»: получение частот, экспертиза проекта сети, приемка ее Госсвязьнадзором. Кроме того, чтобы обеспечить такой доступ в масштабах Красноярска, оператору необходимо установить не менее 1 тыс. базовых станций. На сегодня таких сетей в городе нет. «Из-за низкого спроса на технологию Wi-Fi создание подобного проекта мы считаем коммерчески провальным», — заявили в «Голден Телекоме».
Корпоративные клиенты сомневаются в надежности Wi-Fi
По мнению экспертов, технология беспроводного доступа наиболее динамично развивается в частном секторе. «Дома развернуть точку Wi-Fi проще простого. Купил оборудование — небольшую коробочку, произвел пару настроек — и все заработало. Лично у меня на это ушло 15 минут », — рассказал Олег Морозов. «Услуга становится популярной, цена вопроса небольшая — такая точка доступа стоит около 1,5 тыс. руб.», — поддерживает Михаил Леонтьев. Проблема лишь в том, что этот сегмент рынка теряется для операторов. Технически подкованный потребитель справляется с инсталляцией оборудования и его дальнейшей эксплуатацией самостоятельно, без посредника.
Некоторые участники рынка считают перспективной корпоративную нишу. В компании «Борлас-СБ», занимающейся продажей ноутбуков и оборудования для Wi-Fi, отмечают рост продаж именно в этом секторе. «Технология удобна для компаний, где сотрудники часто перемещаются внутри здания, например, при схеме «офис–склад» и т. д. Кроме того, отсутствие проводов позволяет мобильно менять эргономику помещения», — считают в «Борлас-СБ». По оценке г-на Леонтьева, в Красноярске более 5% фирм используют технологию Wi-Fi.
В КБ «Искра» перспективы корпоративного направления оценивают скептически. «По моим наблюдениям, корпоративный сегмент не доверяет этой технологии. Мы ставили эксперимент в своей компании, запускали несколько базовых точек Wi-Fi. До определенного момента все шло хорошо, но как только наши соседи по зданию начали тоже внедрять Wi-Fi, пошли помехи, работать при таком качестве доступа стало невозможно», — говорит Олег Морозов.
Константин Ковалев отмечает, что радиодоступ в Интернет небезупречен и с точки зрения безопасности: «Недавно в Лондоне независимые эксперты по безопасности просто проехали с ноутбуком, пытаясь зайти во все корпоративные базы данных, работающие по Wi-Fi. В результате 30-40% из них оказались незащищенными. Технологии защиты есть, разработано специальное программное обеспечение, но ведь экономят же все! К тому же у нас пока нет соответствующих специалистов». Михаил Леонтьев настаивает на том, что эти проблемы во многом надуманные и, по его мнению, корпоративный сегмент в перспективе будет использовать проводную и беспроводную технологии одновременно.
Хот-споты работают на имидж
Сегмент зон доступа в общественных местах в городе развивается медленно. Несмотря на то, что около года назад несколько компаний заявляли о намерении открыть многочисленные хот-споты, на сегодня точек публичного доступа, по разным оценкам, 5-8. Хот-споты имеют компании «Борлас-СБ», «ИнтраЛайн», в данный момент тестируют точки КБ «Искра», «Сибирьтелеком» и др. «Наш совместный проект с «Борлас-СБ» — хот-спот в кинокомплексе «Луч» — постепенно вышел за рамки кафе «Ваниль» и достиг размеров всего киноразвлекательного комплекса», — рассказал начальник технического подразделения компании «ИнтраЛайн» ЕВГЕНИЙ КИРИЧЕНКО. В последнее полугодие наметилась положительная динамика числа посетителей, этим, по словам эксперта, и было продиктовано расширение зоны доступа.
Осторожное развитие этой ниши эксперты связывают с ее невысокой — на грани полного отсутствия — доходностью. «Для нас это просто имидж. Вы придете в кафе и узнаете, что услугу предоставляет «Искра». При сегодняшнем спросе на большее рассчитывать не приходится», — говорит Олег Морозов.
Низкая рентабельность хот-спотов — общероссийская тенденция. ЛЕОКАДИЯ МАТВЕЕВА, специалист отдела по связям с общественностью красноярского филиала компании «Вымпелком»: «Наша компания расценивает Wi-Fi как имиджевую услугу, не направленную на получение прямой прибыли. В Москве хот-споты «Вымпелкома» есть в аэропорту Шереметьево и в ряде гостиниц. Дальнейшее развитие будет точечным, то есть только в особо интересных, имиджевых местах».
В «Сибирьтелекоме» разделяют утверждение о низкой доходности хот-спотов, но, тем не менее, собираются уже в этом году запустить в коммерческую эксплуатацию четыре базовых точки. В планах компании на 2007 г. — открытие 20 хот-спотов. «Возможно, какое-то время услуга будет работать только на имидж компании, но мы рассчитываем, что в перспективе она станет приносить прибыль», — рассказал «ДК» Александр Бакалдин.
Wi-Fi может стать бесплатным
Проект популяризации беспроводного Интернета сейчас разрабатывают специалисты КБ «Искра». По их мнению, услуга Wi-Fi в хот-спотах будет пользоваться большим спросом, если станет бесплатной для конечного потребителя. Сейчас компания ведет переговоры с шестью кафе и ресторанами города на предмет появления в них такой услуги.
Олег Морозов уточняет, что пользователи получат Wi-Fi бесплатно не за счет оператора, а благодаря администрации заведений, решивших предоставить такую услугу с расчетом на привлечение новых клиентов и повышение лояльности постоянных посетителей.
Первый подобный проект в Красноярске — бесплатный хот-спот в ресторане Mama Roma — был введен в эксплуатацию около года назад. Директор ресторана Mama Roma МАРИНА ВАСИЛЕНКО назвала услугу эффективной для заведения. «Наши гости, особенно те, кто приходит на бизнес-ланч, пользуются ею. Бесплатный Wi-Fi повышает лояльность посетителей к ресторану», — считает г-жа Василенко.
Повысить интерес к беспроводному Интернету в корпоративном сегменте в ближайшие 1-2 года, по мнению большинства участников рынка, должна технология, следующая за Wi-Fi — WiMax . Ее сеть предполагает большую удаленность базовых станций, к тому же она имеет единое роуминговое пространство и более высокую скорость передачи данных.
Два крупных игрока — «Сибирьтелеком» и «Голден Телеком» — заявили «ДК» о своем интересе к новой технологии. «Сибирьтелеком» около года назад подал заявку на частоты по WiMax, в конце 2006–начале 2007 гг. ожидается ответ из московского радиочастотного центра. Специалисты «Голден Телекома» не спешат обозначать какие-либо даты: «Если спрос на мобильную IT-технику и беспроводной доступ в Интернет не будет серьезно расти, строительство сети может оказаться нецелесообразным».
Александр Бакалдин уверен, что развитие WiMax не вытеснит с рынка Wi-Fi. По его мнению, эти технологии скорее взаимодополняющие, а не конкурирующие: «Wi-Fi останется как способ локального подключения, на WiMax перейдут корпоративные сети».
мнение
Марина Василенко
директор ресторана Мама Roma
Осенью будет ровно год, как в ресторане появилась точка доступа Wi-Fi. Мы изначально сделали эту услугу бесплатной для посетителей, надеясь завоевать их лояльность. На привлечение новых клиентов она рассчитана не была. Появление людей, заказавших чашку кофе и скачавших колоссальное количество информации, не входило в наши планы. Тем не менее, подобных ситуаций избежать не удалось — были месяцы, когда счет за Интернет превышал обычный в несколько раз.
В этой ситуации мы все же решили не отказываться от услуги. Но научились защищать себя от злоупотреблений — включаем услугу по требованию.