Топ-6 законов, встряхнувших бизнес в 2014 г., в комментариях юристов и бизнесменов

DK.ru выбрал законы, которые оказали или могут оказать принятые наибольшее влияние на бизнес. Красноярские предприниматели и юристы оценили последствия этих законов. Негатива, увы, больше.

№ 139-ФЗ «О внесении изменения в статью 25.8 части первой Налогового кодекса». Дата принятия: 23 мая 2014 г.

Суть закона: Предусматривается нулевая ставка по налогу на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет, в течение 10 лет реализации проекта. По решению властей региона предусмотрена возможность снижения ставки, зачисляемой в региональный бюджет, вплоть до ее обнуления в течение первых пяти лет реализации инвестпроекта, и установления ставки налога на прибыль в размере не менее 10% в течение последующих пяти лет.

Если проект реализуется в период до трех лет, то объем вложений в него должен быть не менее 50 млн руб., до пяти лет — 500 млн руб. Льготы распространяются на инвестпроекты по производству товаров в рамках единого технологического процесса в этих регионах. Если проект направлен на добычу полезных ископаемых, требование признается выполненным, если соответствующий участок недр частично расположен за пределами этих субъектов.

 

Ксения Куликова, юрист Сибирского отделения «Пепеляев Групп» в Красноярске

Топ-6 законов, встряхнувших бизнес в 2014 г., в комментариях юристов и бизнесменов 1Благодаря этому закону новые инвестиционные проекты получат значительные льготы. Конечно, требуются большие инвестиции в эти производства, но все же это однозначно позитивный для бизнеса закон. Предполагается предоставлять льготу предприятиям за счет снижения ставки регионального налога на прибыль, поэтому закон будет влиять на бюджет. Напомню, в федеральный бюджет от налога на прибыль идет 2%, а в региональный 1 18%. Вместе с тем развитие новых производств в ближайшем будущем может дать краю существенно больше возможностей для развития. В связи с этим, полагаю, краевые власти с оптимизмом воспримут данные нововведения. В свою очередь для бизнеса это отличная возможность реализовать проект с учетом больших скидок.

 

Андрей Табаков, главный инженер компании «Ангара Пейпа»

Топ-6 законов, встряхнувших бизнес в 2014 г., в комментариях юристов и бизнесменов 2Однозначно этот закон отразится на предприятиях положительно. Описанные налоговые льготы — это реальная поддержка для компаний. Он позволит снизить сроки окупаемости инвестпроектов. Плюс ко всему эти нововведения скажутся на денежном потоке проекта: инвесторам будет проще принимать решение об участии в проекте. Масштабные стройки в Красноярском крае — это безумно тяжело, может быть, поэтому реально доведенных до конца инвестпроектов в регионе мало. И речь идет не только о каких‑то административных препонах, но и о том, что у компаний еще не накоплен опыт по реализации крупных новых проектов. Некоторые уже завершенные проекты испытывают трудности, например, потому, что не оценили рынки сбыта продукции, не просчитали дальнейшие пути развития предприятия. Нужно чтобы власти региона выработали четкую программу по развитию конкретных отраслей, чтобы бизнесмены понимали, куда движется регион, какие отрасли у него в приоритете.

 

44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Вступил в силу 1 января 2014 г.

Суть закона: 44‑ФЗ пришел на смену действовавшему в России на протяжении восьми лет 94‑ФЗ. Его появление законодатель обосновал необходимостью сделать процесс госзакупок более прозрачным. Для чего — и это главная новелла 44‑ФЗ — в законе был прописан буквально каждый шаг участников закупок. Так, 44‑ФЗ распространяется уже на начальные этапы — планирование и обоснование закупок, а также содержит требования о необходимости оценки эффективности их проведения. В соответствии с новым законом работа по обеспечению нужд бюджетных учреждений начинается с планирования госзакупок. Заказчики должны составлять план закупок на 3 года, а также оформлять план‑график закупок ежегодно. Вся информация о госзакупках должна размещаться в единой информационной системе. Существенно расширены способы определения поставщика. В частности, добавлены такие конкурсные процедуры, как конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый двухэтапный конкурс и т.п.

 

Анатолий Сергеев, генеральный директор «СибИТ‑Проекты»

Топ-6 законов, встряхнувших бизнес в 2014 г., в комментариях юристов и бизнесменов 3Действительно, 44‑ФЗ стал еще более внимателен именно к процессу закупок по сравнению с почившим 94‑ФЗ. И именно в этом, на мой взгляд, его основная разрушающая сила. Например, задумка с «плановостью» закупок сама по себе неплоха. Но в условиях инфляции, политической и экономической нестабильности, высоких скоростей развития технологий, забюрократизированности всех процессов это приводит к тому, что даже к моменту объявления конкурса или аукциона требуемая продукция уже может быть снята с производства, обнаружится нехватка запланированного бюджета или вовсе надобность в закупке отпадет. Комиссионность принимаемых решений, да еще и подкрепляемая «общественным контролем», усугубляет коллективную безответственность и отбивает у конечных потребителей желание стремиться к лучшему результату. Механизмы обеспечения заявки, исполнения контракта, отсрочки платежей за товар или услуги, возможность расторжения контрактов направлены на уничтожение начинающих предпринимателей. В итоге вынужденная административная нагрузка как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя (подрядчика) делает всю российскую продукцию неконкурентоспособной из‑за ее высокой себестоимости и низкого КПД специалистов. Законодатели наверняка хотели как лучше: закон — очередная попытка регламентации процесса закупок вплоть до его алгоритмизации. Но, как обычно, реалии современной России не были учтены полностью. Это все равно что задаться целью создать полностью автоматизированный автомобиль без водителя для участия в гонках на выживание без правил.

 

Указ Президента РФ № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». Вступил в силу 6 августа 2014 г.

Суть закона: Указ ограничил ввоз в Россию отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Запрет коснулся товаров, произведенных в странах, которые ввели санкции против российских граждан и компаний. Это, в частности, все страны Евросоюза, США, Канада, Австралия и Норвегия. Эмбарго было введено на фрукты, овощи, орехи, рыбу, ракообразных, моллюсков, мясо птицы, сыры, молоко и молочную продукцию. Также был запрещен ввоз в Россию замороженного, свежего и охлажденного мяса, как свинины, так и говядины. Эмбарго продлится до 6 августа 2015 г. Однако в указе оговорено, что эти сроки могут быть изменены.

 

Анатолий Ващенко, директор ресторанного холдинга Bellini group

Топ-6 законов, встряхнувших бизнес в 2014 г., в комментариях юристов и бизнесменов 4Нашему бизнесу санкции ничего, кроме разочарования и головной боли, не принесли. За патриотизмом, воодушевлением и разговорами о возможностях для отечественных товаропроизводителей многие не разглядели негативных последствий этого решения. Наращивая производство тех или иных товаров и не чувствуя конкуренции, отечественные компании подняли цены. В итоге стоимость попавших в санкционный список продуктов выросла в среднем на 30%, по некоторым товарам зафиксирован практически двукратный рост. Говорить о том, что мы лишились каких‑то групп товаров — такие опасения были в самом начале — было бы неверно. В большинстве случаев на смену одним наименованиям пришли другие. Но качество этой продукции порой хуже, а стоимость гораздо выше. В итоге санкции, наложившиеся на сезонный осенний спад, повышение цен и снижение покупательской способности наших гостей, выливаются в очень плохие цифры, которые показывает бизнес сегодня.

Дмитрий Полуянов, директор по маркетингу сети «Командор»

Топ-6 законов, встряхнувших бизнес в 2014 г., в комментариях юристов и бизнесменов 5Спустя три месяца после введения эмбарго можно с уверенностью констатировать — на продуктовой корзине санкции отразились несущественно. Подавляющее число покупателей даже не заметили изменения ассортимента. В первую очередь, я это наблюдаю и как сотрудник розничной сети, и как житель города, санкции коснулись ресторанного рынка. Единственное, что могу отметить, на рынке продуктового ритейла изменились цены на группы товаров, рост стоимости которых изначально не прогнозировался. В первую очередь, это охлажденная куриная продукция. Причина проста: ритейлеры из центральной части России, которые раньше покупали мясо курицы в Европе, начали делать закупки у наших производителей. Это и вызвало дефицит на местных птицефабриках и увеличение стоимости продукции. По остальным категориям все более‑менее ровно и укладывается в сезонные колебания цен.

 

15 ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Вступил в силу 1 июня 2014 г.

Суть закона: Вступление в силу антитабачного закона происходило поэтапно. С 1 июня 2013 г. было запрещено курение в школах, домах творчества и спорта, больницах, электричках, на вокзалах, в аэропортах, на станциях метро, в зданиях государственных учреждений, в лифтах, на детских площадках, пляжах и автозаправочных станциях. Год спустя действие закона распространилось и на бары, рестораны, поезда дальнего следования, железнодорожные платформы, электрички, общежития и гостиницы. Владельцев заведений обязали повесить таблички «Курение запрещено». Курить позволяется только на улице, на открытой веранде или на крыше. В случае нарушения закона владельцам заведения грозит штраф до 90 тыс. руб.

Владимир Карбивничий, директор сети Harat’s pub в Красноярске

Топ-6 законов, встряхнувших бизнес в 2014 г., в комментариях юристов и бизнесменов 6Определенные потери из‑за этого закона мы понесли. В частности, бывают ситуации, когда клиенты якобы выходят покурить, а на самом деле уходят, не рассчитавшись. Плюс, мы потеряли часть аудитории  — тех, кто приходил к нам выкурить сигару и выпить хорошего виски. Хотелось бы, чтобы принимались законы, которые дают право выбора. К примеру, у собственников бизнеса несколько заведений, они сами принимают решение, в каких из них можно курить, а в каких нет. Таким образом, выбор будет и у клиентов. Это могло бы быть реализовано через лицензию на право продажи табака и курение в том или ином заведении. Я сам не курю и понимаю, что курение в заведениях, в которые ходят несовершеннолетние, нужно запрещать. Но в России сорок миллионов курящих, теперь они вынуждены курить на улице у входа в заведения, где их видят дети.

 

№ 630365-6 Законопроект от 22.10.2014 г. «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)». Опубликован Минфином России 2 сентября 2014 г., в случае принятия Госдумой может вступить в силу с 1 января 2015 г.

Суть закона: Законопроект предлагает в ряде случаев прибыль иностранных организаций, которые управляются или контролируются из России, облагать налогом в России. Законопроект не распространяется на прибыль, полученную в странах, где нет возможности применять льготное налогообложение.

Согласно законопроекту иностранная организация может быть признана налоговым резидентом РФ, если место управления ею — Россия. Предполагается, что контролирующее лицо будет уплачивать налог по ставке, установленной для обычных доходов (13% для физических лиц и 20% для организаций). Прибыль будет считаться полученной самим российским лицом, а не распределенной ему. Также в законопроекте обложение прибыли контролируемых иностранных компаний российским налогом не зависит от ведения реальной деятельности в стране, где такая компания создана — сама по себе доступность льготного налогообложения в стране становится основанием для обложения заработанной в этой стране прибыли Россией как государством налогового резидентства контролирующих лиц.

 

Егор Лысенко, юрист руководитель Сибирского отделения «Пепеляев Групп» в Красноярске

Топ-6 законов, встряхнувших бизнес в 2014 г., в комментариях юристов и бизнесменов 7Борьба с офшорами — это не разработка Правительства РФ, это общемировая практика. Системно в офшорных компаниях оседают огромные суммы прибыли, упускать такой источник пополнения бюджета в сложившейся экономической ситуации — непозволительная роскошь. В этой связи и был разработан законопроект, он обсуждался в течение года и в октябре был внесен в Госдуму. Скорее всего, он будет принят в ближайшее время. Законопроект направлен на возврат прибылей российских компаний, использующих офшорные схемы ухода от налогов. Отмечу, что отечественные бизнесмены используют офшорные схемы не только для минимизации налогов (хотя для этого тоже), но и для более эффективного управления активами.

Если закон примут, он коснется в первую очередь крупного бизнеса. Со вступлением в силу этого документа владельцы иностранных компаний, доля российской собственности которых составляет более 50%, обязаны будут ближайшие два года предоставлять данные в налоговые органы о прибылях. В ином случае им грозит угроза уголовной ответственности и штрафы. И в том случае, если ставка налога на прибыль в иностранной юрисдикции будет ниже российской ставки больше чем на 25%, то доходы российских собственников будут облагаться по российским правилам.

 

Подготовили Юлия Спирина, Наталья Повольнова

Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
  • Россия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через КазахстанРоссия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через Казахстан
  • Обновленную ядерную доктрину РФ утвердил ПутинОбновленную ядерную доктрину РФ утвердил Путин
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.