Торговцы аукционными машинами создали рынок с нуля
эксперты Евгений Журавлев директор красноярского филиала компании «Веросса»Олег Казанцев руководитель направления аукционных автомобилей компании «Сакура Моторс» Денис Мансуров директор ко
эксперты
руководитель направления аукционных автомобилей компании «Сакура Моторс»
Денис Мансуров
директор компании «100 Авто»
Виктор Мартынюк
директор компании «Автограф»
Андрей Мерзляков
генеральный директор компании «КрасноярскАвто»
Евгений Меркушев
коммерческий директор «Медведь Холдинга»
Михаил Невмоненко
исполнительный директор Сибирской ассоциации автодилеров
Артем Потехин
руководитель проекта «24avto.ru»
Сергей Самогородецкий
директор компании «Мировая Авто Линия»
Василий Тарадин
коммерческий директор компании «К. Сервис Плюс»
Евгения Черемных
генеральный директор компании «Восток»
Руководитель проекта «24avto.ru» АРТЕМ ПОТЕХИН свою первую машину купил с аукциона в конце 2004 г. «Немало сил потратил на поиск компании, которая помогла бы мне с приобретением и доставкой аукционного автомобиля — этот рынок тогда в Красноярске только зарождался», - рассказал г-н Потехин. За два с небольшим года, по словам эксперта, ситуация изменилась кардинально — сейчас в городе 50-60 организаций, работающих на рынке аукционных автомобилей. По оценке руководителя «24avto.ru», ежемесячная численная емкость этого сегмента авторынка составляет около тысячи машин. Для сравнения: все красноярские официальные дилеры иностранных автоконцернов за такой же отрезок времени продают почти в два раза меньше автомобилей.
«Три года назад в Красноярске только ленивый, как мне кажется, не «гонял» с востока машины. Пригнал, продал, проел заработанные деньги, и опять все по кругу — на профессиональном сленге это называется «крысиными бегами». Кто решил, что перерос эту схему, пришел к аукционам. Большинство компаний на этом рынке — вчерашние продавцы автомобилей с автобарахолки», — говорит коммерческий директор компании «К. Сервис Плюс» ВАСИЛИЙ ТАРАДИН. «У перегонщиков появилась возможность более цивилизованно заработать, и они ею воспользовались», — согласился с г-ном Тарадиным и директор красноярского филиала компании «Веросса» ЕВГЕНИЙ ЖУРАВЛЕВ.
По мнению экспертов, рынок автоаукционов привлек вчерашних индивидуальных предпринимателей прежде всего простой и понятной схемой ведения бизнеса. «Здесь сугубо офисная работа», — рассказал директор компании «100 Авто» ДЕНИС МАНСУРОВ. Для нее необходимо знание автомобиля, умение общаться с клиентами и грамотно построенная логистическая цепочка доставки машин.
Генеральный директор компании «КрасноярскАвто» АНДРЕЙ МЕРЗЛЯКОВ пояснил, что главное отличие аукционных компаний в том, что они не занимаются куплей-продажей авто, а оказывают потребителю посреднические услуги по приобретению, растаможиванию и доставке машин. «Мы зарабатываем не на продаже аукционных автомобилей, наш доход — это комиссионное вознаграждение за оказание услуг», — сказал г-н Мерзляков.
Аукционный автобизнес привлекателен и невысоким порогом вхождения, констатируют специалисты. По оценке генерального директора компании «Восток» ЕВГЕНИИ ЧЕРЕМНЫХ, войти в эту нишу можно, имея в наличии сумму в 100 тыс. руб. Этих денег будет достаточно, чтобы арендовать офис, купить ноутбук, подключить его к интернету и заявить о себе посредством рекламы. Аналитики отмечают, что самых серьезных вложений в этом бизнесе требует раскрутка бренда компании. «Вкладываться в рекламу нужно именно на старте. Потом начинают работать имя и «сарафанное радио», — считает директор компании «Мировая Авто Линия» СЕРГЕЙ САМОГОРОДЕЦКИЙ.
Машины «с молотка» имеют прозрачную историю
Система покупки автомобилей с аукционов активно заработала в последнее время прежде всего потому, что ею заинтересовался сам потребитель, считает руководитель направления аукционных автомобилей компании «Сакура Моторс» ОЛЕГ КАЗАНЦЕВ. «Ежедневно к нам приходят по 5-10 человек, интересующихся покупкой авто с аукциона. Спрос на эти машины растет: если год назад мы привозили по 30 таких автомобилей в месяц, то сейчас около 60-70», — сказал г-н Казанцев.
Специалисты говорят, что высокий интерес красноярцев к аукционным авто вызван рядом преимуществ, которые дает такая схема приобретения. Евгений Журавлев: «Покупая автомобиль через интернет с аукциона, потребитель знакомится с его паспортом, так называемым аукционным листом. В нем прописывается общее состояние машины: пробег, техническое обслуживание. Это значит, что приобретается авто с прозрачной историей, а не «кот в мешке», как на рынке».
Кроме того, подобные компании доставляют машины покупателю, как правило, железнодорожным транспортом, реже — автовозами. «Мы гарантируем, что аукционный автомобиль не пойдет самоходом и не будет разбит по дороге», — сказал Сергей Самогородецкий.
По словам экспертов, аукцион дает возможность сэкономить на покупке автомобиля или же за равные деньги купить машину более высокого качества. «Недавно мы приобрели клиенту одну из моделей «Мицубиси», среднерыночная цена которой около 450 тыс. руб., менее чем за 300 тыс. руб. Повезло, на этих торгах у нас не оказалось конкурентов», — поделился историей из своей практики Василий Тарадин. Как правило, считают участники рынка, потребитель экономит на аукционах около 10% от среднерыночной стоимости авто. Однако, как отмечает Андрей Мерзляков, сейчас покупателем движет не столько желание сэкономить, сколько приобрести автомобиль более высокого качества.
Артем Потехин: «Плюс аукцион предоставляет большой выбор моделей авто. Если у нас официальный дилер марки предлагает не более 10 моделей, то на аукционе, например, только «Тойот» около 80 моделей».
Компании компенсируют недостатки аукционной системы дополнительными услугами
Потребительский интерес к аукционам высок еще и потому, полагают эксперты, что местные участники рынка вводят дополнительные услуги, компенсирующие слабые стороны аукционной системы. Не секрет, что покупка автомобиля на аукционе при всех ее вышеуказанных плюсах имеет ряд серьезных минусов. Например, покупатель приобретает «виртуальный» автомобиль, который нельзя потрогать, в нем нельзя посидеть. Данная ему оценка по факту может оказаться завышенной. Еще одно неудобство такой схемы — приобретенную машину надо ждать: срок ее доставки колеблется от полутора до двух месяцев. Кроме того, эта система предполагает расчет по принципу «утром деньги — вечером стулья».
Евгений Журавлев: «Думаю, в начале 2006 г. мы привлекли клиентов условиями 10%-ной предоплаты, то есть фактически кредитовали его. Год назад такие предложения были единичными, сейчас так делают многие местные компании».
«Чтобы нашего клиента во время ожидания машины по ночам не мучили кошмары, мы ввели услугу под названием «паспорт доставки». Через интернет клиент может отследить весь путь своего автомобиля. В любое время суток у него есть возможность получить информацию о том, где находится машина», — сказал Денис Мансуров.
Артем Потехин рассказал «ДК», что его компания совместно с «Сакурой Моторс» также разработала и в ближайшее время запустит систему, которая позволит отслеживать движение автомобиля на всех основных этапах: отправка, таможня, дорога и т.д.
Кроме того, некоторые крупные местные аукционные компании начали брать на себя ответственность за качество привезенного автомобиля, давая на него гарантию на срок от шести месяцев до одного года.
Игроки первого плана, объемы поставок которых в 5-10 раз превышают объемы мелких организаций, оптимизируют свою логистику. Олег Казанцев: «Мы работаем без посредников, и это позволяет нам делать более выгодное предложение по цене услуги».
«Через нашу компанию покупают около 100-150 машин с аукциона в месяц. Работа без посредников и на больших объемах дала возможность «КрасноярскАвто» предложить стоимость услуги на 30% ниже среднерыночной. У нас есть клиенты из Абакана, Томска, Новосибирска, Иркутска и, что самое удивительное, Владивостока, города, который «живет» на аукционных автомобилях», — поделился Андрей Мерзляков.
Будущее аукционного автобизнеса - в руках государства
Серьезный рост местного рынка аукционных автомобилей еще впереди, говорит Сергей Самогородецкий: «Я думаю, сегодняшняя ситуация — только начало рынка. Большинство людей все еще не знают, что такое автомобильные аукционы».
Местные официальные представители иностранных автоконцернов не столь оптимистичны в оценке перспектив этого бизнеса. «Аукционные автомобили не предназначены для российского рынка, гарантии завода-изготовителя на них не распространяются. Это может отпугнуть потребителя», — считает директор компании «Автограф» ВИКТОР МАРТЫНЮК.
Коммерческий директор «Медведь Холдинга» ЕВГЕНИЙ МЕРКУШЕВ прогнозирует, что в перспективе часть клиентов аукционных предприятий перетянут на себя официальные дилеры иностранных брендов за счет иномарок, собранных на территории России.
МИХАИЛ НЕВМОНЕНКО, исполнительный директор Сибирской ассоциации автодилеров: «Я считаю, что рост аукционного рынка — это хорошая тенденция прежде всего потому, что автомобильный сегмент начинает постепенно уходить от нецивилизованного «барахольного» подхода к торговле. Если глядеть в перспективу, думаю, что самые крупные аукционные компании будут выходить на дилерские позиции, становиться вторыми, третьими официальными дилерами иностранных марок в регионе. Мелкие же игроки компании останутся в этой нише — она не умрет, но и бурного роста не получит».
Оценить долгосрочные перспективы этого рынка никто из экспертов не решился. Причина — неопределенная позиция государства в отношении ввоза автомобилей с правым рулем. «Если законодательные акты о запрете ввоза «праворуких» автомобилей будут приняты, нам всем прямая дорога разгружать вагоны на станции Красноярск», — иронично заметил Денис Мансуров.
Евгений Журавлев не верит в то, что государство пойдет на принятие жестких мер в отношении ввоза автомобилей с правым рулем, однако полагает, что аукционным компаниям следует развивать и другие направления. «Мы, например, начинаем заниматься продажей автозапчастей», — сказал г-н Журавлев.