Трибуна: Недвижимость в собственности — это стабильность бизнеса
Принятый в ноябре краевой закон установил предельный размер арендуемой площади, которую предприниматель сможет выкупить, и максимальный срок рассрочки платежа. Однако закон коснется не всех бизнесм
Переговоры и обращения в администрацию ни к чему не привели, и мы вынуждены были обратиться с жалобой в краевую прокуратуру и антимонопольную службу. На многочисленных встречах-обсуждениях и другие предприниматели приводили много примеров, показывающих, что конфликтных ситуаций в вопросах аренды муниципального имущества не избежать.
С введением в действие законов, регулирующих вопросы продажи муниципальной собственности, любой предприниматель, который добросовестно много лет платил аренду, будет иметь право либо выкупить муниципальную недвижимость в собственность, либо остаться в качестве арендатора. Городской бюджет при этом ничего не потеряет, наоборот, стабильный бизнес будет развиваться, увеличится число рабочих мест, и будут выплачиваться налоги в бюджет.
Закон оставляет и множество других неразрешенных моментов. Арендуемая площадь может быть, скажем, 1010 кв. м, 1100 кв. м. Как станут «пилить» эти небольшие остатки? Или этот объект уже просто не попадет под приватизацию? Есть бизнесмены, которые имеют в аренде несколько муниципальных помещений разной площади, находящихся рядом. Имеет ли предприниматель право выкупить эти здания, или одно продадут ему, а находящееся рядом — кому-то другому?
Ситуация будет корректироваться как самим федеральным законом, так и различными подзаконными актами. Думаю, что технология приватизации в конечном итоге будет прописана детально, чтобы исключить двоякое толкование некоторых положений законодательства.
Михаил Таращанский
директор компании «Полимерзащита»
— К большому сожалению, такой нужный малому и среднему бизнесу закон, который устанавливает предельный размер арендуемой площади, подлежащей выкупу, и срок рассрочки платежей, приняли очень поздно. Еще год-два назад многие предприниматели были «беззащитны» — их могли просто выгнать с арендуемых площадей, лишив тем самым рабочего места. Этим бизнесменам приходилось либо закрывать бизнес, либо переезжать и нести очень большие издержки. В этом году с вводом законов, регулирующих вопросы продажи муниципальной собственности, выселения арендаторов прекратились. Уже само принятие таких нормативных актов — это просто громадный шаг вперед.
Я считаю, что закон, позволяющий выкупить арендуемые площади, выгоден в первую очередь малому бизнесу. Многие предприниматели имеют небольшой штат работников — 20-30 человек. Они занимаются производством и реализацией продукции, как правило, арендуют небольшие площади — 200 300 квадратных метров. И думаю, что теперь они смогут выкупить эту недвижимость.
Правда, сейчас трудно сказать, по какой цене будет предлагаться муниципальная собственность арендаторам к выкупу. Надо дождаться результатов оценки какого либо объекта недвижимости. Но думаю, что в любом случае приобрести арендуемые площади будет выгодно. Рассрочка на пять лет поможет малому бизнесу рассчитаться за выкупаемую недвижимость.
мнение против
Максим Богомолов
директор компании «ЮСБ Консалтинг»
— Я считаю, что устраивать публичные дискуссии по вопросам продажи муниципальной собственности не имеет смысла. По закону реально воспользоваться правом выкупа арендуемых площадей смогут лишь единицы из 12 тысяч зарегистрированных в Красноярске субъектов малого и среднего бизнеса. Во первых, у нас в городе не так много муниципальной недвижимости, находящейся в аренде у предпринимателей, по моей информации, всего около 900 договоров. По ним только 660 помещений потенциально подпадают под действие закона. Во вторых, законом предусмотрены условия, лишающие многих арендаторов права преимущественного выкупа. Например, не смогут претендовать на выкуп имущества те бизнесмены, кто хотя бы раз несвоевременно внес арендную плату в течение 3 лет. Но ведь в реальности просрочки по оплате аренды есть у многих предпринимателей, и причин этому может быть масса, в том числе вполне объективных. Этим лицам придется в суде доказывать свое право на преимущественный выкуп. Кроме того, в половине арендуемых муниципальных помещений арендаторы самовольно провели «переделки», а это считается нарушением договора аренды. В итоге от принятого закона выиграют несколько десятков предпринимателей, которые могут рассчитывать на приватизацию арендуемой недвижимости. Поэтому в нашем городе вообще нет смысла продавать муниципальное имущество.
С другой стороны, свободные деньги есть сейчас не у всех, а реальный кредит получить крайне сложно, чтобы выкупить помещения. Соответственно, немногие реально смогут воспользоваться своим правом.
На мой взгляд, принятый закон может привести к еще большей коррупции, так как многие лишенные преимущественного права выкупа будут стараться его вернуть. Полагаю, что без проблем приобретут недвижимость те, у кого сейчас есть свободные деньги. Но эта категория предпринимателей в поддержке государства не нуждалась и не нуждается.