«Непонятно, как с нами работать, — мы неформатные»: как выживает медиа-образование
Где находит средства и на что тратит организация, которая обучает детей журналистике? Опыт красноярского творческого объединения «Твори-Гора».
Творческое объединение «Твори-Гора» — одно из первых в Красноярске мест, где детей стали знакомить с работой в медиа. Здесь обучают азам медийных технологий и помогают ребятам создавать авторские работы: операторские, фотографические, журналистские. Кроме того, «Твори-Гора» организует собственный молодежный медиа-фестиваль и летнюю выездную школу.
— Как привлекает деньги «Твори-Гора»?
— Творческое объединение «Твори-Гора» включает в себя несколько элементов. Во-первых, это «Медиа-мастерская» — организация, занимающаяся дополнительным образованием. В «мастерской» люди проходят обучение по выбранным курсам, как платным, так и бесплатным. Помимо финансирования от государства, держаться на плаву помогают добровольные родительские взносы.
Еще одна составляющая «Твори-Горы» — «Ассоциация Любительского Видео», общественная организация, имеющая право вести коммерческую деятельность. Ассоциация занимается различного рода проектами, которые участвуют в грантовых программах. Часть проектов мы, безусловно, делаем за свой счет, но, если появляется возможность, стараемся минимизировать затраты. Чаще всего мы подаемся на гранты фонда Прохорова, Центра социальных программ (ЦСП) РУСАЛа, «КМФ» и «Социального партнерство во имя развития».
— Если вы не получаете грант, то мероприятие откладывается? C этим связана отмена международного молодежного фестиваля кино, фото и анимации «Твори-Гора», который проводится с 2006 года?
— Основное финансирование фестиваля последние годы шло от фонда Михаила Прохорова. Отмена в этом году фестиваля опирается на два аспекта: при проведении прошлого фестиваля у нас созрело внутренне решение — посмотрев на качество видео- и фоторабот, которые были присланы, решено было проводить фестиваль раз в два года, чтобы накапливались работы более высокого качества.
Второй аспект связан с появлением еще одного нашего филиала на ул. Вавилова — у нас идут структурные изменения. Произошла смена команды, и мероприятия организовывать пока гораздо сложнее.
До того как у нас появился фонд Прохорова, фестиваль тоже проводился, но финансирование шло следующим образом: были люди, которые занимались пиаром и искали спонсорскую поддержку у предприятий Красноярска. Сейчас с этим тоже стало сложнее.
Фестивальные траты состоят из трех блоков: привоз мастеров по тем или иным медиа-направлениям (фотография, режиссура, анимация и т.д.), призовой фонд (призы, кстати, очень большая редкость на детско-юношеских фестивалях) и расходная часть (реклама, оформление). Раньше для каждой номинации приходилось искать отдельное предприятие, готовое наградить ее победителей.
Мы не знаем, что будет дальше. Будем искать новые источники финансирования. Этим летом на конкурсном сайте была информация о том, что министерство культуры готово финансировать молодежные фестивали. Нужно пробовать.
Фестивальный трофей 2014 года
— А как насчет повседневных затрат — на что тратятся деньги в «Медиа-мастерской»?
— Есть очень серьезная статья «Расходные материалы» — краски, пластилин, который «едят» маленькие дети, бумага, картон и тушь для ребят, занимающихся графическим дизайном. Давно уже, правда, у нас не падали графические планшеты, и дети не раскусывали электронные перья.
Большая статья расходов — техника и программное обеспечение. С этим все жестко, так как мы официальная организация, учебное заведение. Хорошо, что у Adobe есть пакеты для учебных заведений со скидками, но это все равно дорого. У нас была попытка найти хорошие и бесплатные российские аналоги, но мы работаем с мастерами, наши преподаватели — профессионалы в медиа-среде. Они подошли к вопросу с пониманием — посмотрели, попробовали, но, к сожалению, бесплатные программы сильно уступают в функциональных возможностях.
Более того, сфера медиа быстро развивается. У нас куплен пакет ПО Adobe — там есть все, но опять же мастера переросли, допустим, Flash, при этом появился новый продукт, который более понятен для обучающихся. В результате мы списываемся с производителями, выясняем, чем они могут нам помочь и на какие уступки пойти, и в итоге покупаем эту программу. Ну, а что делать?
«Давно у нас не падали графические планшеты, и дети не раскусывали электронные перья».
— Как нынешняя экономическая ситуация повлияла на работу «Твори-Горы»?
— В прошлом учебном году у нас было несколько случаев, когда дети бросали занятия, потому что родители теряли работу. В этом году такого не было, но число детей значительно меньше: многие попросту не могут себе позволить такое дополнительное образование. На нашей работе отражается не только экономическая ситуация, меняются сами ребята. Если изначально мотивы и особенности детей менялись примерно каждые пять лет, потом — через два года, то теперь это происходит ежегодно.
Второй аспект: в этом году начались проблемы с выездными школами — на них кризис сильно отразился. Школы у нас не очень долгие, поэтому мы не можем включаться в муниципальные лагеря, но были люди, готовые нам помогать и нас брать. В этом году мы первый раз не смогли найти лагерь, с которым получилось бы договориться. Последние два года проведение летних школ было частью гранта Прохорова — 2/3 финансирования шло оттуда. В этом году финансирования нет. Базы, на которых мы размещались, — часть потеряла возможность делать скидки для школьников, даже для таких творческих, а базы, которые нас готовы брать, повысили цены на проживание в 1,5 раза, а на питание в два. В ущерб себе они не могут работать.
Участие в последней летней школе стоило 15 тыс. рублей за 11 дней. Практически вся сумма — только проживание и питание. И это притом что прикладывались колоссальные усилия к ее уменьшению — мы даже не смогли пригласить мастеров из других городов, как это было раньше. В результате, когда мы озвучили сумму, много желающих не поехало.
Родители стали жестче относиться к деньгам. Бывает, что родители приводят к нам ребенка, бывает, что ребенок уговаривает родителей — соотношение таких случаев у нас 50 на 50. Если ребенок проявляет инициативу, а родители не сильно понимают, что это и зачем, раньше они говорили: «Не такие уж великие деньги». Сейчас ситуация ужесточилась: оплата за последние пару лет поднялась в два раза, и мы стали терять детей, которые сами пришли к нам, самых дорогих нашему сердцу.
«Сейчас ситуация ужесточилась: оплата за последние пару лет поднялась в два раза».
— Ваш прогноз: что ждет в ближайшие годы «Твори-Гору» и подобные ей организации?
— Если такие организации смогут обосновать и доказать свою нужность, актуальность властям разного уровня, тогда будет поддержка — будет проще. Однако поддержка бывает разная. В управлении, к которому мы относимся, свое представление о дополнительном образовании: что нужно делать, какая должна быть отчетность, в чем необходимо участвовать, какие давать показатели и пр. Но существуют такие странные организации, как мы, которые не встраиваются в общие рамки, понятные для системы образования (рисунки, танцы, бисер и пр.). Непонятно, как с нами работать, — мы неформатные.
Подготовила Анастасия Кураленко
Справка:
Творческое объединение «Твори-Гора» появилось в 2004 году на базе Центра дополнительного образования детей «Радиотехник» и стало основной площадкой медиа-образования в Красноярске.
Ежегодно такие курсы, как компьютерная и предметная анимация, видеофотосъемка, журналистика, дизайн и др., посещают около 160 человек, в том числе взрослые.
Творческое объединение проводит ряд социальных акций и проектов, среди которых можно выделить открытый международный медиа-фестиваль кино, фото и анимации «Твори-Гора».