В 2015 году спрос на автомобили в России продолжит падать
Прошлый год оказался непростым для автодилеров. Несмотря на увеличение спроса к концу года, рынок заметно просел. Ожидания от 2015 года ещё пессимистичнее.
Что было на рынке
Аналитическое агентство «Автостат» со ссылкой на Ассоциацию Европейского Бизнеса сообщает, что за 2014 год российский авторынок сократился в объеме на 10,3% до 2 млн 491 тысячи 404 автомобилей.
Зачастую в прошлом году дилерам приходилось стимулировать покупательскую активность, жертвуя маржинальностью бизнеса.
- Большинству дилерских центров не удалось выполнить намеченные на 2014‑й планы по продажам — это самый неутешительный итог текущего года. Исключением из общего для всех правила стали лишь несколько премиальных брендов. В том числе и по нашей группе компаний отрицательную динамику показали все три марки: Kia, Renault, Citroen. Плюс к этому, серьезный урон доходности дилеров нанесли акции и скидки. Как итог — маржинальность бизнеса в течение года снижалась, - сообщил в беседе с DK.RU генеральный директор ГК «СИАЛАВТО» Сергей Нощик.
Спасением для дилеров должна была стать стартовавшая в сентябре программа утилизации. Однако дилеры иномарок уже в октябре заявили, что утилизация не поможет росту продаж. Как сообщал управляющий директор «РЕНО ЦЕНТР СИАЛАВТО» Сергей Попович, утилизация лучше идет у «АвтоВАЗа», так как дилер представляет больше бюджетных моделей. А у большинства дилеров премиальных брендов востребована программа трейд-ина.
Программа утилизации позволила «АВТОВАЗу» продать более 55 тыс. автомобилей. В некоторых городах она завершалась досрочно. В этом году компания снова продлила программу утилизации, автомобили со скидками в обмен на старые машины будут продавать до конца марта. Продлил до конца января программу утилизации и ОАО «Ульяновский автомобильный завод» (УАЗ).
- Первоначально планировалось, что программа утилизации будет действовать до 31 декабря. Но, поскольку проект показал свою эффективность, было принято решение о его продлении - пока до 31 января, - сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу компании.
Покупательская способность выросла к концу года, когда россияне начали избавляться от денег, опасаясь ухудшения экономической ситуации в стране. С ростом курсов иностранной валюты в ноябре-декабре поднимались и цены на автомобили. Это позволило дилерам нарастить объемы продаж и поднять выручку. Некоторые дилеры сообщили, что по итогам года распродали все автомобили и салоны оказались пустыми.
Что будет на рынке
Об этом годе эксперты говорят с пессимизмом. Согласно прогнозу АЕБ, в 2015 году российский авторынок составит 1,89 млн автомобилей, что на 24% меньше, чем в прошлом году.
Свои прогнозы на 2015 год представил и «АВТОВАЗ». По данным компании, автомобильный рынок сократится на 19% и составит 1,9 млн штук. Однако продажи отечественных автомобилей должны вырасти, уверены в компании.
- При этом продажи LADA должны вырасти на 15-20% благодаря активному продвижению продукции на внешних рынках, дальнейшему повышению уровня локализации продукции (в настоящее время он составляет 82% по автомобилям LADA) и выводу на рынок двух новых перспективных моделей LADA Vesta и LADA XRAY, - сообщили в пресс-службе компании.
В Минпромторге говорят, что производство автомобилей упадет в 2015 году в районе 10%. К весне ведомство планирует определиться с новыми мерами господдержки отечественного автопрома.
Президент Ассоциации Российских автомобильных дилеров Владимир Моженков советует импортерам в этом году держаться за своего дилера в Москве и регионах, так как «другого дилера у него не будет». Пока продажи не увеличатся до 2,5-3 млн машин в год инвестировать в отрасль новички не будут, поделился своим мнением с журналом «Автомобили» Владимир Моженков.
- В следующий год хоть и входим с чистыми складами, но с угрозами. Понимаем точно: будет повышение цен на 20-40% – у кого-то сразу, у кого-то постепенно. Вторая угроза – автокредиты. В 2013-м порядка 850 000 автомобилей или около трети от общего числа продавались в России в кредит. После «черного понедельника» 15 декабря 2014 г. все коммерческие банки резко повысили ставки, а некоторые вообще остановили программы («Сбербанк», «Росбанк», «Райфазенбанк»), а дальше внизу я уже и не беру. А те, что предлагают, так по ставке 23-29% в Москве и за 30% в регионах. Новых клиентов на такие кредиты нет, только единицы, из тех, кто раньше подал заявку и дождался одобрения – потом ставки повысили, денежек не хватает, а на машину уже запал, уже катает любимую девушку перед Новым годом, и такие соглашаются, понимая, что месяца через 3-4 они кредит погасят. По кому ударит сокращение кредитования? Премиальщики, конечно, снизят продажи со 180-185 тысяч до, может быть, 150 000 автомобилей, но в большей степени пострадает средний сегмент. Те, кто планировал купить автомобиль за миллион, не смогут уже позволить себе заплатить за него 1,3-1,4 млн и пересядут на модель за 700 000-800 000 рублей, - цитирует Владимира Моженкова журнал «Автомобили».
Дилеры верят, что рынок начнет приходить в себя в 2016-2017 гг. Об этом свидетельствуют данные опроса росссийских дилеров, проведенного компанией EY и ассоциацией РОАД. В опросе приняли участие дилерские центры из Москвы и Московской области, других регионов ЦФО, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также Приволжского, Сибирского и Уральского ФО.
Фото: с сайта РОАД/http://www.asroad.org
60% опрошенных ожидают, что восстановление роста начнется уже в 2016 году, а, по мнению 37% это произойдет в 2017 году. В этом году, большая часть дилеров прогнозирует спад рынка на 15-20%. По мнению дилеров, сегмент премиальных автомобилей будет более устойчив к спаду, чем массовый. Средний ожидаемый темп снижения продаж в премиальном сегменте составляет 7%, а в массовом — 19%.
При этом более трети дилеров (34%) не будут откладывать реализацию инвестиционных проектов по развитию дилерской сети и не планируют сокращать персонал. 69% участников опроса считают, что текущее снижение спроса на автомобили может привести к консолидации отрасли.
- В условиях снижающегося спроса и избытка дилерских центров в следующем году в отрасли будет наблюдаться тенденция консолидации бизнеса и роста числа сделок по финансовой реструктуризации. Небольшие компании будут уходить с рынка или приобретаться крупными игроками. Текущие консенсус-прогнозы развития экономики указывают на возможное продолжение падения спроса на автомобильном рынке и в 2016 году. Это будет зависеть как от макроэкономических факторов, так и от объемов снижения спроса в 2015 году. Наиболее устойчивыми к спаду окажутся компании с диверсифицированными портфелями марок, включающими премиальные бренды, а также компании с хорошо развитым бизнесом в сфере торговли подержанными автомобилями. Несмотря на спад, российский автомобильный рынок характеризуется значительным долгосрочным потенциалом, который будет реализован за счет увеличения уровня автомобилизации и обновления устаревшего парка, - прокомментировал исследование старший менеджер, руководитель группы по оказанию услуг предприятиям автомобильной отрасли в СНГ компании EY Андрей Томышев.
ТОП самых продаваемых автомобилей в России в 2014 году
LADA - 387307 автомобилей (-15% к показателем годичной давности)
KIA – 195691 автомобиль (-1%)
Renault - 194531 автомобиль (-7%)
Hyundai – 179631 автомобиль (-1%)
Nissan - 162010 автомобилей (+11%)
Toyota - 161954 автомобиля (+5%),
Volkswagen - 128071 автомобиль (-18%),
Chevrolet - 123175 автомобилей, -29%),
Skoda - 84437 автомобилей, -3%
Mitsubishi - 80134 автомобиля, +2%.
Тег: Обзоры DK.RU