В Красноярском крае ищут способы оздоровления госпредприятий малой авиации
В суде снова требуют банкротства красноярской авиакомпании «КрасАвиа», а депутаты Заксобрания подняли вопрос о создании единого оператора для региональной авиации.
В минувший четверг произошло сразу два события, имеющие прямое отношение к судьбе малой авиации Красноярского края. В арбитражный суд вновь поступило требование о признании банкротом красноярской авиакомпании «КрасАвиа», одновременно депутаты профильного комитета ЗС обсудили будущее региональной авиации в стенах госпредприятия, находящегося на грани банкротства.
Истцом по заявлению в арбитражный суд выступило ООО «Энергия», зарегистрированное в селе Хатанга. Ранее, в конце июня текущего года, банкротить авиаперевозчика пыталась компания «Авиатехника».
Впрочем, новый руководитель «КрасАвиа» не считает судебные разбирательства угрозой будущему авиакомпании. По словам генерального директора «КрасАвиа» Валерия Морданя, долг компании перед «Авиатехникой» уже полностью погашен.
«Из 50 единиц авиатехники 60% — это собственность компании, 40% берется в аренду. На май этого года долги по аренде воздушных судов у ООО «Авиатехника» составляли 20 млн рублей и руководство предприятия подало на нас иск о банкротстве. К 1 августа долг «КрасАвиа» перед этим контрагентом был полностью погашен", — пояснил руководитель в интервью интернет-газете Newslab.
К слову, есть еще один иск от «Авиатехники» к «КрасАвиа». В 2012 году арендованный вертолет Ми-8 совершил жесткую посадку и получил повреждения. Между хозяйствующими субъектами возникли разногласия касательно размера компенсации ущерба. «Авиатехника» настаивала на выплате 80 млн, в «КрасАвиа» считали, что должны компенсировать не более 15 млн.
Пока подробности претензий компании «Энергия» к «КрасАвиа» неизвестны. Однако история предыдущих дел арбитражного суда, где истцом выступала компания из Хатанги, показывает, что, скорее всего, речь идет о неуплате электроэнергии. Учитывая, что аэропорт в Хатанге – филиал компании «КрасАвиа», неоплаченной электроэнергией снабжался именно этот объект.
К слову, пребывание региональных аэропортов в структуре авиаперевозчиков, стало отправной точкой для дискуссии депутатов ЗС о создании единого оператора, управляющего аэропортами края.
Сегодня эксплуатация аэропортовых хозяйств осуществляется пятью операторами: ООО «Аэропорт Емельяново», ООО «Аэропорт Норильск», ГПКК «Черемшанка», ГПКК «КрасАвиа» и ФКП «Аэропорты Красноярья».
По словам депутата Заксобрания Владимира Демидова, все северные аэропорты края нуждаются в капитальных ремонтах и реконструкциях.
«Мы обсуждаем очень важную для края тематику авиатранспортного комплекса. Он затрагивает два наших государственных предприятия: непосредственно авиакомпанию «КрасАвиа» и оператора аэропорта Черемшанка. Стратегический вопрос — это развитие одного и другого предприятия, потому что ни аэропорты не могут развиваться без авиации, ни авиация без аэропортов. Раньше мы очень плодотворно вели работу с Федерацией, передали ей несколько аэропортов, но, к сожалению, работа по передаче дополнительно пяти аэропортов пока не приводит ни к какому результату, и мы понимаем, что должны принимать решение для того, чтобы создать, возможно, своего, краевого аэропортового оператора. Почему это нужно? Потому что все наши северные аэропорты нуждаются и в ремонте, и в реконструкции, и, может быть, в очень серьезных вложениях, но так или иначе мы это должны делать, потому что без них невозможно будет обеспечить доступность отдаленных территорий края. Сейчас все эти северные аэропорты находятся в структуре «КрасАвиа», что совершенно нелогично», — высказался парламентарий.
В настоящее время расходы на содержание аэропортовских хозяйств перекрываются авиаперевозчиком за счет средств, полученных от коммерческих перевозок. Между тем, парк «КрасАвиа» изношен более, чем наполовину. Об этом свидетельствует череда аварийных посадок самолетов и вертолетов компании, случившихся летом и осенью 2016 года. Чтобы развиваться, компания планирует открывать новые направления и увеличивать частоту полетов до мая 2017 года. При этом средств на обновление парка у компании нет, тем более, что суда малой вместимости выпускают только зарубежные страны. Таким образом, открытие новых маршрутов планируется за счет ремонта старой техники.
В качестве оздоровительных мер депутаты предложили акционировать «КрасАвиа», для того, чтобы у компании появились инвестиционные ресурсы. Еще одна анктикризисная идея от профильного комитета – плотнее работать с лесопожарным центром. Также прозвучала мысль о запуске маршрута в Норильск, куда сегодня летают суда компании «Нордстар».
Однако ключевой мерой по оздоровлению как компании «КрасАвиа», так и всей региональной авиации, депутаты ЗС видят создание единого оператора, который бы собрал под одно крыло все северные аэропорты. Первым претендентом на роль единого оператора является авиапредприятие «Черемшанка». По словам его директора Андрея Колесникова*, сегодня «Черемшанка» — инвестиционно привлекательный аэропорт.
«Наше преимущество заключается в низкой стоимости обслуживания воздушных судов и пассажиров. Предприятие готово обеспечить качество с минимизацией затрат», — заверил г-н Колесников.
Однако не всем депутатам было понятно, почему передача убыточных портов из одного госпредприятия в другое – эффективное управленческое решение.
По логике министерства транспорта края, речь идет о разведении двух разных бизнесов – авиаперевозок и деятельности аэропортов. Что касается финансовых издержек на содержание северных портов, то «Черемшанка», уверен профильный министр, сможет покрывать их за счет других аэропортов. Самым же главным плюсом чиновники считают создание единого аппарата управления, что, по их мнению, способствует эффективности экономики.
Итогом дискуссии стало решение о создании единого оператора аэропортового хозяйства края на базе авиапредприятия «Черемшанка». С соответствующей инициативой парламентарии обратились в правительство региона.
* - выполняет функции иностранного агента