Вечный двигатель

Из юристов в бизнесмены   Когда старший сержант Кантемировской танковой дивизии Алияр Гусенов уходил на «дембель», в ближайшем будущем мечтал только об одном — поступить в университет и выучить

Работает за семерых. Так в буквальном смысле можно охарактеризовать Алияра Гусенова: за свою бизнес-карьеру он организовал семь предприятий, каждое из которых самостоятельный и вполне успешный бизнес. В его планах на 2008 год открытие еще двух направлений. Свою «неуемность» Алияр Гусенов объясняет просто: чтобы поддерживать прежний бизнес, нужно создавать новый.

Из юристов в бизнесмены

 
Когда старший сержант Кантемировской танковой дивизии Алияр Гусенов уходил на «дембель», в ближайшем будущем мечтал только об одном — поступить в университет и выучиться на юриста. Карьера бизнесмена в то время могла ему разве что присниться: шел 1988 год. Наилучшей жизненной перспективой молодому человеку казалось получение высшего образования и в дальнейшем работа на государственной службе. Возможно, так бы оно и случилось, если бы не перемены, произошедшие в стране в начале 90-х.
 
Почему вы не стали юристом, а пошли в бизнес?
 
— Юристом я стал — закончил юрфак Казахского государственного университета в Алма-Ате, однако поработать по специальности так и не успел. Зато приобретенные знания впоследствии очень пригодились в бизнесе. В начале 90-х годов в связи с началом экономических преобразований в стране появилась возможность заниматься коммерческой деятельностью. Мой отец организовал несколько производств, а меня взял к себе в помощники. Так что свои первые шаги в бизнесе я сделал под руководством своего отца. В числе предприятий, которые он открыл, были вязальный и трикотажный цеха, а я занялся реализацией выпускаемой продукции на территории всего бывшего Союза.
 
Получается, что в начале 90-х вы работали в качестве «коммивояжера» в фирме вашего отца. Как случилось, что вы «осели» именно в Красноярске?
 
— С самого начала у нас были тесные партнерские отношения со многими красноярскими предприятиями и фирмами. Например, здесь мы приобретали комплектующие для аккумуляторов, которые производила одна из фирм отца. Поэтому я часто приезжал сюда по делам бизнеса. Надо сказать, что мне приходилось регулярно бывать и в других сибирских городах, однако в Красноярск я приезжал с особым удовольствием. Помимо того, что росли и укреплялись мои связи с местным бизнесом, буквально с первого визита мне очень понравился город и люди, которые в нем живут. Возникла идея обосноваться здесь, и в 1992 году я окончательно перебрался в Красноярск, который считаю своей второй родиной. Именно здесь я начал самостоятельную предпринимательскую деятельность, состоялся как бизнесмен, здесь родились и растут мои дети.
 
С чего вы начинали в Красноярске?
 
— Основным видом предпринимательства в то время была мелкая розничная торговля. С нее мы и начали. В 1992 году построили первый торговый павильон. Впоследствии развили целую сеть точек, торговавших продуктами. До 2000 года розница была единственным видом нашей деятельности. Можно сказать, что это было время становления компании «Саяны», так называемый период первоначального накопления капитала. За семь-восемь лет мы встали на ноги, обзавелись недвижимостью и подготовили финансовую базу для дальнейшего развития.
 
Хлеб, речной флот и информационные технологии
 
По словам Алияра Гусенова, активный рост и капитализация «Саян» начались в 2000 г., когда компания начала вести многопрофильную деятельность. К настоящему времени она объединяет семь самостоятельных видов бизнеса, причем, как утверждает г-н Гусенов, идеи диверсификации изначально у него не было: «Рынок сам подсказывает перспективные ниши, остается лишь приложить голову и финансовые усилия». Именно так в 2000 г. «Саяны» начали заниматься производством хлеба.
 
Почему именно это направление посчитали перспективным?
 
— Начиная с 1996 года, мы тесно сотрудничали с несколькими красноярскими хлебозаводами, продукция которых продавалась в нашей сети наибольшими объемами в сравнении с другими продуктами. Из этого мы сделали вывод, что производство хлеба — перспективный бизнес, и решили заняться им самостоятельно. Приобрели в собственность площади, оборудование и транспорт. Инвестиции тогда были в полном объеме свои, не заемные, деньги мы заработали на розничной торговле. Сейчас хлебозавод «Саяны» — одно из наших главных направлений. Он выпускает 24 тонны хлеба в сутки, в его автопарке 25 машин, которые развозят продукцию по городу и краю. В этом году мы планируем реконструировать завод и приобрести для него новое оборудование.

Параллельно с запуском хлебозавода развивали общепит. Это направление мы открыли даже несколько раньше, чем производство хлеба. Сегодня в собственности компании уже три стационарных кафе и ресторан, общее число посадочных мест около 800. Кроме того, летом мы разворачиваем кафе в нескольких районах города. В совокупности они рассчитаны на 2 тысячи посетителей. В этом году планируем еще увеличить количество летних площадок.

 
Производство продуктов питания и общепит — смежные направления. Достаточно много компаний совмещают их. Но как вам пришла идея заняться интернет-провайдингом, ведь это совершенно другой рынок?
 
— Когда мы начали этим заниматься, еще и рынка-то никакого не было, по сути. Примерно в 2002 году, когда «Саяны» уже были достаточно большой компанией с разветвленной структурой, возникла необходимость оснащения этого «хозяйства» компьютерами и оргтехникой. Для их обслуживания компания пригласила специалистов — молодых ребят. Они-то и выступили с инициативой заняться интернет-провайдингом. На тот момент это был совершенно не освоенный бизнес, который только начинал развиваться в Красноярске. Однако наши специалисты посчитали, что у него перспективное будущее, и начали им заниматься с нуля. Самостоятельно создавали техотдел и проектную группу, затем тянули оптоволоконные сети в дома, о чем приходилось договариваться с управляющими компаниями и жилтовариществами и т.д. Поначалу было достаточно трудно продвигать этот бизнес, однако нам попались настоящие профессионалы и энтузиасты своего дела, которые с нашей помощью сумели поставить его на ноги. Я имею в виду в первую очередь Виктора Мацалова — директора компании KrasLan, дочерней структуры «Саян». Под его руководством KrasLan стал одним из крупнейших интернет-провайдеров в Красноярске. На сегодня в этой компании работает более 70 человек, причем последние два года мы испытываем кадровый дефицит — не успеваем обрабатывать объем заявок на подключение. В связи с перспективностью этого направления мы решили его «нарастить» — развивать услуги IP-телефонии и кабельного телевидения. За два года было приобретено оборудование, установлены серверы и спутниковые ретрансляторы, и начато вещание.
 
Что последовало за интернет-провайдингом?
 
— Одновременно с его развитием в 2002 году мы занялись речными грузоперевозками в Заполярье. Здесь как раз все закономерно. Это направление стало логичным продолжением торговой деятельности «Саян». В то время мы искали новые рынки сбыта продукции, и Норильский промышленный регион показался нам динамично развивающимся и перспективным в этом отношении. Поэтому мы приобрели в собственность несколько судов и начали возить туда различные грузы — продукты питания, товары народного потребления, бытовую технику, автотранспорт, стройматериалы и т.д. Сейчас наш «флот» состоит из четырех кораблей, грузоподъемность каждого из которых 400 тонн. Два из них занимаются транспортировкой грузов, в том числе контейнерными перевозками, а два других — это так называемые плавмагазины: они не только перевозят грузы, но и ведут торговлю с «берегом». По итогам прошлого года «Саяны» перевезли свыше 23 тысяч тонн грузов в Заполярье. Мы стараемся с каждым годом наращивать объемы поставок за Полярный круг, поскольку тем самым выполняем еще и социальную миссию: наши корабли пристают к берегу в основном в труднодоступных районах Заполярья, где население особенно нуждается в наших товарах.
 
Какой из ваших бизнесов самый молодой?
 
— Последнее, чем мы начали заниматься, — строительство. Первые шаги в этом направлении мы предприняли года три назад, когда собственными силами начали строить небольшие объекты для нужд компании. В прошлом году мы наконец решили развить это направление в отдельный бизнес и зарегистрировали компанию «Саяны-Строй». Пробой сил для нее станет строительство второй очереди нашего торгово-развлекательного комплекса в Ленинском районе. (Для строительства первой очереди в прошлом году мы привлекали стороннего подрядчика.) Одновременно мы формируем для нее материальную базу — покупаем автомобили, краны, спецтехнику. В текущем году это одно из приоритетных наших направлений, поскольку мы рассчитываем вывести «Саяны-Строй» на рынок жилищного строительства.
 
Иными словами, строительство жилья — это заявка на перспективу?
 
— Пожалуй. Хотя на эту идею меня впервые натолкнули соображения некоммерческого свойства. Мне, как руководителю компании, очень часто приходится рассматривать предложения тех или иных финансовых структур о выделении моим работникам ипотечного кредита. Откровенно говоря, не все могут позволить себе те процентные ставки, которые они выставляют. Поэтому мы решили, что если компания выйдет на рынок жилищного строительства, то в льготном порядке сможет выделять из строящегося жилья квартиры для собственных сотрудников. Разумеется, речь не идет о благотворительности, однако мы сможем предоставлять жилье своим работникам на условиях, более приемлемых, чем те, что сегодня предлагают банки.
 
Строительство — последнее из того, что вы задумали на ближайший год?
 
— Есть еще одно направление, которое мы начали осваивать буквально после Нового года, — сеть социально ориентированных продуктовых магазинов, в ассортименте которых будут только продукты первой необходимости. Этот проект мы реализуем в тесном взаимодействии с городской и районными администрациями.

В общей сложности планируется строительство свыше 100 торговых пунктов в семи районах города. Мы уже начали реализовывать эту задачу: сейчас работают 7 передвижных пунктов торговли, параллельно ведется строительство стационарных магазинов. Мы рассчитываем ежемесячно вводить в эксплуатацию порядка 5-7 торговых точек в разных районах города.

 
Семейный бизнес
 
Рассказывая о своей компании, Алияр Гусенов очень редко произносит местоимение «я», говорит, как правило, «мы». «Как можно говорить «я», имея в виду предприятие, на котором работает множество людей?» — удивляется г-н Гусенов. По его признанию, достижения «Саян» — это результат работы всей команды управленцев компании, а в одиночку ему было бы трудно справиться с руководством столь разнопланового бизнеса.
 
По каким критериям вы выбираете партнеров по бизнесу?
 
— Главное требование — выполнение взятых на себя обязательств. Я сам очень щепетилен в этом отношении и требую того же от партнеров. Принцип нашей компании таков: раз обжегшись, мы прекращаем сотрудничество. Нам неоднократно приходилось разрывать отношения с партнерами, которые позволяли себе невыполнение данных нам обязательств.

Однако должен отметить, что в нашем регионе мы с этим не сталкивались. Может быть, потому, что работаем давно, нас все знают, и мы всех знаем. А скорее всего, думаю, у людей менталитет особый, сибирский.

 
Вы отметили, что в компании для вас главное — коллектив, команда. Как вы подбираете людей?
  
— Особых принципов отбора у меня нет. Если я вижу, что человек самоотверженно отдает себя работе на предприятии, или, как сейчас говорят, проявляет лояльность к компании, то это наш человек. Пусть даже у него не хватает поначалу нужной квалификации. Гораздо важнее, чтобы у него было желание работать и учиться. Поэтому мы сейчас делаем упор именно на молодых специалистов, которые более восприимчивы к обучению, постижению новых навыков и задач.
 
Как вы можете охарактеризовать себя как руководителя?
 
— Мои методы управления традиционны — кнут и пряник. На самом деле, конечно, все не так примитивно. Дело в том, что коллектив у нас большой и неоднородный. На одном предприятии работает в основном молодежь, на другом — люди зрелые. К каждому коллективу стараюсь найти свой подход, пытаюсь мыслить их категориями, находить взаимопонимание. Хотя бывают случаи, когда нужно проявить жесткость, но тут ничего не поделаешь, каждый руководитель должен это уметь. Важно наряду с этим не забывать проявлять заботу и внимание к своим сотрудникам.
 
Чем руководствуетесь при подборе топ-менеджеров для разных направлений вашего бизнеса?
 
— Главный критерий один — профессионализм в выполнении поставленных задач. Кроме того, мне повезло в том, что у меня есть родные братья, с которыми бок о бок я работаю на протяжении многих лет. Благодаря им я могу сосредоточиться на разработке стратегии развития компании, в то время как они решают оперативные задачи. Со мной трудятся три брата, каждый из которых отвечает за определенное направление компании: один — за торговлю, другой — за производство, третий — за строительство.
 
То есть «Саяны» можно назвать семейным бизнесом?
 
— Да, но я включаю в понятие «семья» не только братьев, но и всю команду «Саян». Например, если взять сотрудников головного офиса, то многие из них работают со мной уже более 10 лет. Они мне уже как родные (серьезный и сосредоточенный в течение всего разговора Алияр Гусенов наконец заулыбался).
Самое читаемое
  • Коллектора ЭОС, принадлежащего немецким акционерам, собирается купить ГазпромбанкКоллектора ЭОС, принадлежащего немецким акционерам, собирается купить Газпромбанк
  • Сергей Скорович: «Без доверия между игроками и тренером команду построить не получится»Сергей Скорович: «Без доверия между игроками и тренером команду построить не получится»
  • Ипотеку под 20% все-таки берут. Кто эти люди?Ипотеку под 20% все-таки берут. Кто эти люди?
  • Штурм Wildberries в Москве: стреляли сразу в двух офисах, в уголовном деле 27 фигурантовШтурм Wildberries в Москве: стреляли сразу в двух офисах, в уголовном деле 27 фигурантов
  • Новая реальность завода «Фарфор Сысерти»Новая реальность завода «Фарфор Сысерти»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.