Вклад в культуру — инвестиции в человеческий капитал

В современном обществе роль культуры и ее экономический потенциал радикально изменились. Культура сегодня — это важный ресурс развития, источник нового мышления.

Она формирует специфику территории и привлекательный, в том числе и для инвестиций, имидж городов. 
Ресурсы культуры более активно, чем в прошлом, включаются в экономический оборот. А менеджмент эффективной культурной организации сегодня принципиально не отличается от менеджмента бизнес-компаний.
Но если для предпринимателя главная цель — получение прибыли, то конечный результат работы культурной организации в большей степени направлен на конкретного человека, удовлетворение его культурных потребностей. И конвертирован он не в деньги, а в культурные компетенции личности. Чем выше эта планка, тем выше профессиональный статус человека, его конкурентоспособность и востребованность. Такой человек способен позитивно влиять на изменения профессиональной и социальной среды вокруг себя.
Ответ на вопрос «Может ли культура зарабатывать?» неоднозначен. С одной стороны, в постиндустриальной модели общества культура, как и многие сферы человеческой деятельности, включается в обмен услугами. Она формирует и удовлетворяет спрос на свободное время, досуг. Безусловно, прибыльно массовое искусство, ориентированное в большой степени на развлекательные формы.
Но на культурных услугах в сфере интеллектуального досуга вряд ли должно и можно зарабатывать. Такая деятельность не может быть самоокупаемой и сверхдоходной. Но это совсем не значит, что она не может быть эффективной и востребованной. Современный человек, в особенности молодой, «всеяден». Ему в равной степени интересны и развлекательные, и интеллектуальные формы досуга. Сегодня он может пойти в клуб на популярную рок-группу, а завтра — на концерт симфонической музыки.
Главным преимуществом культурной услуги становится возможность личностного развития, получения новых знаний и культурного опыта. Мировая практика показывает, каким мощным инструментом формирования и удовлетворения культурных потребностей могут быть публичные библиотеки и музеи . Причем, как правило, в Европе и США такие культурные институции созданы усилиями частного капитала.
Невозможно говорить о самоокупаемости программ в области академического либо актуального искусства. Для их создания и «проката» всегда нужны дотации. Высокое искусство не создается на «потребу» и ради коммерческой выгоды.
И чтобы культурная услуга была доступна для «семейного кошелька», а у самой сферы была возможность использовать новейшие технологии, необходима консолидация госусилий и частной инициативы. Один только госбюджет такую модернизацию культуры потянуть уже не сможет. Да и не должен.
Само сообщество людей должно вкладываться личными средствами в свое культурное развитие, выкупая культурную услугу. А бизнес должен становиться все более активным в поддержке таких процессов. Вот здесь как раз и есть поле для тесного взаимодействия культуры и бизнеса.
Я противник подхода, при котором бизнесу предлагают «подлатать» отраслевые бюджетные дыры культуры, оставшиеся без господдержки. Я за формирование механизмов и практики социального партнерства. Формы сотрудничества могут быть разные — благотворительность и спонсорство. Выступая спонсором мероприятия, бизнес может успешно «продвинуть» свой бренд. В благотворительности же для бизнеса важно понять, что вклад в культуру — это «длинные» инвестиции. Они, в конечном счете, повышают социальную стабильность, формируют привлекательную среду. Это инвестиции в «человеческий капитал». 
Город, в котором высока плотность культурных событий, а молодые таланты находят своевременную финансовую поддержку для самореализации, такой город — привлекательное место не только для живущих в нем, но и для мобильных и ищущих приложения своим профессиональным силам новых горожан.
Такой город становится на карте пульсирующей точкой, он втягивает креативных людей в созидательную деятельность и еще больше приумножает свою привлекательность. Очень хочется, чтобы таким местом стал Красноярск, здесь все для этого есть, необходимо только захотеть и научиться складывать ресурсы культуры и бизнеса.
 

Ирина Прокопенко

Колонка написана специально для «Делового квартала»

Самое читаемое
  • В Екатеринбурге на неопределенный срок закрывается ТРЦ «Гринвич»: что произошлоВ Екатеринбурге на неопределенный срок закрывается ТРЦ «Гринвич»: что произошло
  • Мусорного полигона в Сысерти не будет, а очистные сооружения построятМусорного полигона в Сысерти не будет, а очистные сооружения построят
  • Наладили диалог бизнеса и власти: итоги работы общественного совета при Свердловском УФАСНаладили диалог бизнеса и власти: итоги работы общественного совета при Свердловском УФАС
  • Питерский алкоджаз, Бобунец-Трубадур и Мама Зузу: топ-гид по «Ночи музыки» от DK.RUПитерский алкоджаз, Бобунец-Трубадур и Мама Зузу: топ-гид по «Ночи музыки» от DK.RU
  • «Дыроватый», «Олений», «Омутной» и еще 82 природных памятника возьмут под охрану«Дыроватый», «Олений», «Омутной» и еще 82 природных памятника возьмут под охрану
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.