Власть и спортивный ритейл играют в одной команде
Эксперты считают красноярский спортивный ритейл одним из самых успешных в Сибирском федеральном округе. Развитию рынка во многом способствует позиция местной власти.
Строительство в крае новых спортивных объектов и входящий в моду спортивный стиль в одежде позволят рынку сохранять высокие темпы роста.
эксперты
Елена Баркова
директор концептуального магазина ООО «Адидас», г. Красноярск
Анна Демина
директор магазина Puma
Ольга Иванишина
директор магазина «Грот-Спорт»
Константин Макаров
директор Сибирского округа розничного дивизиона ГК «Спортмастер»
Николай Наумов
директор компании Rock Pillars
Юлия Овчинникова
пресс-секретарь комитета по физической культуре и спорту администрации г. Красноярска
Олег Шарыпенко
директор компании «Мир спорта»
По информации пресс-секретаря комитета по физической культуре и спорту городской администрации Юлии Овчинниковой, число красноярцев, систематически занимающихся физической культурой, опережает общероссийские показатели. Более 120 тысяч горожан регулярно посещают спортивные площадки. «Это результат выбранной шесть лет назад администрацией города политики развития общественных инициатив, в том числе и в области физической культуры и спорта», — считает г-жа Овчинникова.
На общегосударственном уровне приоритет развития массового физкультурного движения был официально закреплен лишь в январе 2006 г. — с вступлением в силу федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления». К вопросам местного значения отнесено «обеспечение условий для развития на территории городского округа массовой физической культуры и спорта».
Красноярск лидирует по количеству брендов и торговых площадей
По мнению директора Сибирского округа розничного дивизиона ГК «Спортмастер» Константина Макарова, активная позиция местной власти в отношении физкультуры и спорта непосредственно отражается на развитии спортивного ритейла в городе. «У меня есть уникальная возможность сравнивать Красноярск с другими сибирскими городами с точки зрения спортритейла. Красноярск — лидер на рынке. Такого количества спортивного населения нет ни в одном городе Сибири. По количеству спортивных мероприятий с нами также пока не может тягаться никто в округе. Спрос на спортивные товары здесь довольно высок. Как следствие, рынок демонстрирует значительные темпы роста: за последние три года он вырос примерно на 100%», — говорит г-н Макаров.
По мнению директора компании «Мир спорта» Олега Шарыпенко, красноярский спортивный ритейл опережает в развитии новосибирский и иркутский как минимум на 3-4 года: «По насыщению города спортивными магазинами мы ушли далеко вперед. По моим оценкам, в Красноярске спортритейл занимает около 4,5 тыс. кв. м торговых площадей, тогда как в Новосибирске — немногим более 2 тыс. кв. м».
Сегодня в Красноярске представлены все сегменты рынка спортивных товаров: от спортинвентаря до повседневной одежды спортивного стиля (см. детали на стр. 24). Кроме местных игроков, в городе имеют магазины федеральные мультибрендовые сети: «Спортмастер», «Спортугалия», «Триал-спорт». Также на рынке представлено множество монобрендовых магазинов. Верхний ценовой сегмент демонстрируют специализированные бутики: Dolce&Gabbana, Prada Sport, Escada Sport и т. д. В middle-сегменте работают магазины Adidas, Reebok, Nike, Puma.
Местные игроки перед выбором: свобода или франчайзинг
В ситуации усилившейся в последние 2-3 года конкуренции со стороны федеральных компаний старейшие местные игроки пытаются выживать самостоятельно, делая основную ставку на сервис. Они не скрывают, что одиночные магазины уже не могут противостоять ценовой политике сетевиков. Ольга Иванишина, директор магазина «Грот-Спорт»: «Преимущество, я считаю, у федералов одно: за счет крупного опта они могут варьировать цены. Наш козырь — сервис. Если мы продаем лыжи-сноуборды-велосипеды, мы их и «ведем»: настраиваем, ремонтируем и т. д. Для потребителя такая поддержка часто имеет решающее значение». Свои слова г-жа Иванишина подкрепляет таким примером: в прошлом сезоне в «Грот-Спорте» было продано более 900 велосипедов. Это около 10% от объема продаж в городе в 2005 г. «Учитывая, что велосипеды продавали все, начиная от местных продуктовых ритейлеров, заканчивая крупными федеральными спортивными сетевиками, наша доля была значительной. И добились мы этого именно за счет послепродажного обслуживания», — уверена г-жа Иванишина.
Еще одно неоспоримое преимущество местных компаний — клубные формы работы с потребителем. К покупателям, основной круг которых в таких магазинах достаточно стабилен, применяется индивидуальный подход. Им предлагают различные скидки, продажу в кредит и т. д. Владельцы и персонал этих магазинов, как правило, сами занимаются спортом и со многими своими клиентами знакомы лично.
Ольга Иванишина считает, что такая бизнес-модель жизнеспособна на растущем красноярском рынке. Об этом свидетельствует 40%-ный рост компании в минувшем году. При условии гибкого реагирования на изменения рыночной ситуации в «Грот-Спорте» рассчитывают на сохранение этой динамики.
Директор Rock Pillars Николай Наумов менее оптимистичен в оценке перспектив самостоятельного развития местных игроков: «Я думаю, приход транснациональных спортивных ритейлеров не оставит шансов одиночным магазинам. Выбор будет невелик: уйти с рынка или встать под знамена сетевых компаний».
Франчайзинговую бизнес-модель сегодня уже выбрали многие красноярские продавцы спорттоваров. Анна Демина, директор магазина Puma: «Франшиза имеет ряд неоспоримых преимуществ: готовый бизнес-формат, федеральная поддержка, в том числе дорогостоящая рекламная. Общероссийская статистика показывает, что из магазинов, открытых по этой модели, на конкурентных рынках удерживаются до 90%. Из обычных же магазинов выживают в лучшем случае около трети».
Монобренды завоевывают город
По словам Константина Макарова, большая часть спортивных брендов уже представлена в Красноярске. Тем не менее, приход на рынок новых игроков руководитель сибирского «Спортмастера» считает вполне вероятным: «Могут появиться отдельные монобрендовые проекты как российских, так и зарубежных ритейлеров». Анна Демина отмечает, что увеличение на местном рынке монобрендовых проектов заметно уже сейчас.
Один из последних примеров — открытие в Красноярске в феврале-апреле 2006 г. двух концептуальных магазинов российским дистрибьютором ООО «Адидас». Как рассказала директор магазина ООО «Адидас» на улице Ленина Елена Баркова, в планах компании — построение в городе фирменной монобрендовой сети. «Для этого есть все предпосылки: высокая платежеспособность местного населения плюс серьезный интерес к спорту и активному отдыху», — считает г-жа Баркова. По ее словам, за короткий срок компании уже удалось сформировать постоянную клиентскую базу. «Доля спортсменов среди клиентов фирменного магазина — примерно 30%, у нас начали появляться и корпоративные клиенты, например, мы подобрали экипировку для соревнований одному из отделов администрации Центрального района», — рассказывает Елена Баркова.
Также из последних монопроектов на местном рынке — два концептуальных магазина Nike, два монобренда Puma. Анна Демина объясняет интерес потребителей к монобрендовому формату представлением полного ассортимента данной марки, предложением «смелых» моделей в единичных экземплярах. Ритейлеры же в таких проектах серьезно экономят — маркетинговые бюджеты у магазинов одного бренда предельно сфокусированы. К тому же для подобных проектов, по мнению Олега Шарыпенко, проще найти помещения, так как монобрендовые магазины не требуют огромных площадей. Именно из-за отсутствия подходящих торговых площадей в город пока не заходят новые мультибрендовые спортивные ритейлеры, считает г-н Шарыпенко. Как правило, такие компании рассматривают варианты магазинов площадью не менее 500-1500 кв. м, расположенных в крупных торговых центрах и комплексах. Сейчас в городе есть серьезный дефицит таких площадей. Приход мультибрендовых сетевых компаний ожидается вместе с формированием красноярского рынка ТК.
Клиенты придут из «Бобрового лога»
По мнению экспертов, рост местного спортивного ритейла продлится еще 3-4 года. Серьезный толчок продажам спорттоваров и оборудования даст появление новых объектов спортивной инфраструктуры. В ближайшее время практически в черте города откроется горнолыжный комплекс «Бобровый лог». «С запуском этого маленького сибирского Куршавеля произойдет серьезный рост продаж по «горнолыжке», — уверена Ольга Иванишина.
В долгосрочной перспективе — строительство в Красноярске ледового дворца, который повысит интерес к фигурному катанию, конькобежному спорту, хоккею. Следовательно, возрастет спрос на соответствующую экипировку.
Николай Наумов предсказывает рост популярности активного образа жизни: «Мода проводить выходные дома или на огороде постепенно проходит. Люди стремятся выезжать на природу, и наш регион в этом отношении большой подарок: здесь есть Ергаки, озера юга края и Хакасии, Столбы, Мана...». А это значит, что будет расти интерес к товарам для туризма (палаткам, лодкам, горным велосипедам и т. д.) и спортивной одежде для любителей активного отдыха.