Предприниматели признаются: за последние два месяца внедрили столько цифровых инструментов, сколько не успевали раньше за несколько лет.
Но некоторые компании смогли быстрее адаптироваться к новым условиям, поскольку давно использовали различные digital-инструменты.
DK.RU разбирается, какие решения оказались настолько эффективными и востребованными в период эпидемии коронавируса, что предприниматели не собираются отказываться от них и после снятия ограничений. В качестве эксперта редакция пригласила Ону Кичееву, директора по развитию корпоративного направления красноярского филиала компании «МегаФон» — одного из ведущих игроков в сфере цифровых технологий для бизнеса.
Все на удаленку
Когда в 2010 году Максим Багаев открыл в Красноярске первый магазин «Техномакс», ему не требовались особые инструменты управления и планирования. Однако со временем бизнес стал расти (сейчас у «Техномакса» 12 точек в восьми городах страны), увеличивались клиентская база, ассортимент, штат. Как следствие, увеличилось и число задач, встающих перед персоналом компании, а также количество специалистов, задействованных в решении каждой из них.
Чтобы повысить эффективность такой работы, нам пришлось искать способ максимально быстро доносить до сотрудников информацию о возникающих задачах и контролировать их выполнение», — рассказывает Багаев.
Решением стал внутренний корпоративный портал, через который сотрудники получали задачи, обсуждали их, работали с документами и прочее. Результат ждать себя не заставил: скорость прохождения информации в компании кратно выросла, задачи стали закрываться оперативней. В результате, как говорит Багаев, с переходом на самоизоляцию у компании не возникло никаких проблем — все сотрудники и без того были уже приучены к удаленному документообороту.
Подобные решения в период карантинных ограничений действительно показали себя очень хорошо. Компании, в которых они были реализованы, получили некую фору по времени и смогли заняться более важными бизнес-задачами», — говорит директор по развитию корпоративного бизнеса компании «МегаФон» в Красноярске Она Кичеева.
.
Однако, по ее словам, в этот период многим понадобилось быстро расширить функционал таких систем — например, организовать доступ к внутренней информации не только со стационарных ПК или ноутбуков, но и с мобильных устройств. Так, у «МегаФона» активно покупали услугу «Офис в кармане», которая как раз и решает описанную выше задачу. Вдобавок к ней также часто приобретали приложение «Антивзлом», которое значительно эффективнее, чем стандартные антивирусные программы, защищает внутреннюю среду компании от вредоносных программ и атак извне. Это достигается за счет того, что оно анализирует не программный код вирусов, а поведение приложений и устройства в целом, блокируя некорректные процессы.
Онлайном по расстояниям
Транспортная компания «СКА» (занимается автомобильными и железнодорожными грузоперевозками, экспедированием, спецтехникой) имеет разветвленную сеть офисов не только в Сибири, но и в Дальневосточном, Северо-Западном и Северо-Кавказском федеральных округах. Необходимость слаженного взаимодействия в таких условиях сложно переоценить. И, конечно, в какой-то момент пришлось выбирать техническое решение для онлайн-конференций.
По словам начальника отдела информационных технологий «СКА» Алексея Устинова, основными требованиями были невысокая цена, надежность и возможность работы без дополнительного усиления серверов и каналов связи. Решение нашли у МегаФона и внедрили, получив в итоге стабильно работающую площадку для обсуждения проектов со всеми заинтересованными сотрудниками независимо от места их нахождения.
«Особенно мы оценили возможность пользоваться видеоконференциями во время самоизоляции — это стало просто незаменимой вещью. Учитывая, что подключаться можно хоть с домашнего ноутбука, хоть со смартфона без всяких сложных настроек, переход на удаленный режим для нас был практически безболезненным», — говорит Устинов.
По оценкам Оны Кичеевой, системы удаленного взаимодействия, будь то с сотрудниками или с клиентами, — это неотъемлемая часть бизнеса любой компании, которая хочет выйти за границы локального рынка.
В период пандемии такие продукты показали свою эффективность еще и в плане поддержания единого рабочего процесса во время удаленной работы. Неслучайно спрос на них ощутимо вырос», — рассказывает эксперт.
Как ответ на возросший спрос, сразу после объявления самоизоляции на рынке стали возникать новые интересные продукты из этой области. Например, тот же «МегаФон» предложил клиентам малого и среднего бизнеса бесплатное подключение к собственной онлайн-платформе для проведения вебинаров и конференций. И это в добавление к двум уже действующим подобным сервисам: «Видеоконференции» и «Видеоконференции Enterprise». Принципиальная разница между ними лишь в одном: первая разворачивается в «облаке» сотового оператора, а вторая — в программной среде, установленной на сервере самого абонента. В остальном же они примерно одинаковы и способны поддерживать до 300 тыс. слушателей. А собственные магистральные интернет-каналы «МегаФона» обеспечивают стабильное качество связи.
Телефонный проводник
Чем более успешен и востребован у клиентов бизнес, тем важнее для него управление входящими потоками информации. В частности, сортировка телефонных звонков клиентов, с необходимостью которой столкнулись многие компании, организовавшие во время карантина сервис доставки.
Конечно, разводить потоки можно вручную, посадив на телефон компетентного специалиста. Так на старте работы делали в «Первой промышленной компании», которая занимается поставками кабельной продукции и электротехники по всей России. На звонки клиентов отвечал розничный менеджер, который при необходимости переводил звонившего в другие отделы компании. Однако это оказалось не очень удобно — в первую очередь для клиента. Ведь если на том конце провода не отвечали, то ему приходилось вновь и вновь говорить с принимающим звонки.
«К тому же в какой-то момент оказалось, что наш менеджер по продажам все свое время работает телефонисткой, а это, прямо скажем, не самое эффективное решение для бизнеса», — рассказывает генеральный директор компании Игорь Веремьёв.
Выходом стала виртуальная АТС, с помощью которой (через голосовое меню) звонивший уже сам выбирал, в какой отдел ему нужно, не ожидая ответа посредника, или мог оставить заявку на автоответчике, если, например, позвонил в нерабочее время. В результате количество входящих обращений, которые добирались до своего адресата, по словам Веремьёва, ощутимо выросло. И, конечно, после введения самоизоляции «Первой промышленной компании» не составило труда перевести свои продажи на дистанционный режим.
Виртуальные АТС — популярное и надежное решение. Особенно если ее интегрировать с CRM-системой предприятия. Тогда появится возможность автоматически создавать заказы на основании данных звонка, как это делает наш продукт», — говорит Она Кичеева.
Большим подспорьем здесь, по мнению Кичеевой, станут номера на 8-800- и так называемые «звездные номера», которые пока есть только у «МегаФона». Последние — это трех- или пятизначные номера, начинающиеся со «звездочки». Их легко запомнить, легко набирать, а звонки на них всегда бесплатны. Так что помимо прочего они помогут и отстроиться от конкурентов.
Сети – лучший контролер
Контроль использования ресурсов компании и рабочего времени всегда очень остро стоял у предпринимателей. Особенно у тех, чей бизнес завязан на перевозках, ведь всегда знать, где и чем занимается твоя техника и сотрудники, — это ключ к эффективности и сокращению издержек.
«Раньше внедрение системы мониторинга транспорта или кадров требовало много времени и затрат. Например, на технику приходилось устанавливать специальное и весьма недешевое оборудование. Сейчас современные технологии позволяют обойтись и без этого», — говорит Она Кичеева из «МегаФона».
Речь идет об отслеживании передвижения служебного транспорта и сотрудников (водителей, курьеров и т. п.) по данным сотовой сети и спутниковым координатам. Определять, где находится SIM-карта, можно независимо от типа устройства, в котором она стоит, — хоть в смартфоне, хоть в GPS-маячке, главное, чтобы сотрудник дал согласие на отслеживание своего местоположения в рабочее время. Подобный сервис «Контроль кадров» «МегаФона» позволяет не только проверять точность маршрутов сотрудников, но даже (через специальное мобильное приложение) ставить рабочие задачи и проверять их выполнение, в том числе с фото- и геоподтверждением.
Как отмечают в «МегаФоне», спрос на подобные услуги особенно вырос с объявлением режима самоизоляции: многие компании запустили у себя сервисы доставок, и им понадобилось отслеживать эффективность работы своих сотрудников.
В целом можно сказать, что введение карантинных ограничений подстегнуло спрос на очень многие цифровые услуги и сервисы. За прошедший месяц они сумели доказать свою полезность и эффективность и в обычных условиях. Так что мы уверены, что сейчас вполне можно говорить о сформировавшемся и оформившемся цифровом тренде в управлении малым и средним бизнесом», — резюмирует Она Кичеева.
Справка
Как организовать комфортные условия работы сотрудников и общения с клиентами, запустить рекламную кампанию онлайн, контролировать эффективность работы разъездных сотрудников? Ответы на эти и многие другие вопросы, с которыми сталкивается бизнес в изменившихся условиях, «МегаФон» собрал на специальном сайте. А те, для кого карантин — время для саморазвития, найдут здесь бесплатные онлайн-интенсивы по прокачке бизнес-скиллов и семинары по обучению.