Восточный разворот экономики России ожидаемо привел к перераспределению грузовых потоков. «Деловой квартал» разбирался, что и куда сейчас везут из Красноярского края, через него и внутри региона.
За 2023 в Красноярском крае по воде, воздуху и железной дороге перевезено минимум 53,05 млн тонн грузов, что примерно на уровне того, что было годом ранее. Таким образом, можно сказать, что восточный разворот экономики не причинил вреда грузоперевозкам в регионе. Правда, это касается далеко не всех сегментов.
Восточный локомотив
Наиболее выраженная динамика и, забегая вперед, единственно положительная, в 2023 была отмечена на железной дороге. В общей сложности со станций Красноярского края было отправлено 48,6 млн тонн различных грузов, что на 1,5% больше, чем годом ранее. В целом же погрузка на КрасЖД (обслуживает территории Красноярского края, Хакасии, частично Кемеровской и Иркутской областей) выросла на 2,1% и составила 80,4 млн тонн.
Наиболее интенсивно росли перевозки именно на восточном направлении. За год их объем увеличился на 10,6%, тогда как западные отгрузки снизились на 4%. Плюс на 2,5% увеличились внутренние перевозки. Также вырос и восточный экспорт, прибавив 18,4% к уровню 2022. Наибольшую динамику роста показал уголь — 20% год к году. В КрасЖД это объясняют тем, что практически все российские угольные компании смогли преодолеть сложности, связанные с поиском судов, расширить альтернативные маршруты экспорта угля в условиях перегрузки Восточного полигона РЖД. В результате с конца 2022 начал расти экспорт через порты северо-западного региона. И эта тенденция сохранялась в течение всего 2023.
Уголь и в целом является основным драйвером роста перевозок по КрасЖД (+4,9% к 2022). Но также серьезно прибавили в объемах нефтепродукты (+32%) и цветные металлы (+40%), а отгрузки зерна вообще выросли в 4,5 раза. Ключевыми странами — импортерами продукции, перевозимой из регионов обслуживания КрасЖД, в 2023 стали Китай (41% от всего объема экспорта) и Турция (34%)», — рассказали в КрасЖД.
Стратегическим на магистрали считают южный ход Транссиба, линию Междуреченск — Тайшет. Это часть транспортного коридора для транзита российских грузов в Китай и страны Юго-Восточной Азии. На расширение одного из важных участков этой линии (Артышта — Междуреченск — Тайшет) в 2023 было направлено 23,4 млрд рублей. В целом же инвестпрограмма КрасЖД превысила 40 млрд рублей. Одна из главных целей — создать условия для пропуска грузовых тяжеловесных и соединенных поездов от 6 тыс. до 14,2 тыс. тонн, а также сократить интервал попутного следования составов с 20 до 8 минут.
В сложившейся макроэкономической обстановке, когда основные рынки сбыта продукции ведущих предприятий сосредоточились на востоке страны, Восточный полигон РЖД и в перспективе остается основным приоритетом для компании. Все проекты на КрасЖД реализуются с учетом утвержденных параметров модернизации БАМа и Транссиба, обеспечивающих достижение по итогам 2024 объемов вывоза грузов по Восточному полигону до 180 млн тонн в год», — подчеркнули в КрасЖД.
Северное течение
Вторым по объемам перевозок в Красноярском крае, хоть и с существенным отставанием от железной дороги, стало Енисейское речное пароходство. За 2023 судами компании было перевезено 3,3 млн тонн грузов, что на 10,8% меньше, чем в 2022. Снижение объясняют завершением первого этапа строительства первого этапа «Серной программы» в Норильске, для которого активно возились грузы прошлые годы.
Основной объем грузов ЕРП доставляет на Север. Наибольшая доля приходится на Дудинку, но также крупные партии сейчас следуют дальше — в Енисейский залив, где реализуется проект „Восток Ойл“. Помимо этого доставка ведется и по притокам Енисея», — рассказали в пароходстве.
Главный груз ЕРП — песок (1,1 млн тонн в 2023). Также значительный объем занимают нефтепродукты (свыше 150 тыс. тонн), уголь (117 тыс. тонн) и древесина (278 тыс. тонн). Правда, последней за прошлый год было перевезено на 25% меньше. Причина — сложности со сбытом, которые возникли у экспортеров из-за международных санкций.
Основным «потребителем» грузовых перевозок ЕРП является «Норникель», структурой которого является и само пароходство. В 2023 для него перевезено свыше 2 млн тонн грузов (62% от общего объема). Помимо «Серной программы» по Енисею везли грузы для реновации Норильска и других проектов компании.
В этом году ЕРП планирует нарастить объем грузоперевозок примерно на 6% — до 3,5 млн тонн. Это, по словам пароходства, полностью загрузит мощности предприятия.
Увеличение грузооборота — вопрос на перспективу. Такая работа уже ведется. Строятся новые суда: в 2022 мы получили две новые баржи, в 2023 — четыре. Еще четыре пополнят флот компании в этом году. Также мы модернизируем уже имеющийся флот и портовое хозяйство», — отметили в ЕРП.
Разгруженный воздух
Наименьшую долю в грузооборот Красноярского края сегодня вносит авиация. Крупнейший авиаузел региона — аэропорт Красноярск — за 2023 обработал лишь 15,3 тыс тонн грузов. Причем за последние пять лет эта цифра выросла лишь однажды — в 2021, когда прибавила 21,4% к пандемийному 2020.
Снижение грузопотока последних лет в аэропорту связывают с санкциями, которые были введены после событий февраля 2022 и привели к прекращению международного грузового сообщения с дальним зарубежьем.
Основной грузопоток традиционно идет по маршруту Москва — Красноярск — Москва. Также большой объем отправляется на Север в рамках северного завоза и круглогодичного обеспечения продуктами питания и товарами первой необходимости. Так, на столичном направлении в 2023 перевезено почти 6,5 тыс. тонн грузов, в Норильск — 4 тыс. тонн, в Хатангу — 1 тыс.», — рассказали в аэропорту.
Сегодня грузовой потенциал красноярского аэропорта загружен менее чем на 25% (максимально воздушная гавань способна обрабатывать порядка 65 тыс. тонн грузов). Основным фактором, сдерживающим развитие этого направления, считается актуальная геополитическая обстановка.
Сейчас практически весь авиагруз поступает в Россию через московский узел, а почта — через места международного почтового обмена. Поэтому основной приоритетной задачей красноярского аэропорта в части грузовых перевозок является создание и развитие мультимодальных схем доставки грузов из Китая, с точкой входа в Россию через аэропорт Красноярск. И работа в этом направлении ведется», — резюмировали в порту.
Справка ДК: