DK.RU обсудил с финансовыми экспертами, чем может обернуться реформирование российской системы налогообложения по схеме, недавно предложенной Минфином.
На прошлой неделе Минфин РФ внес в правительство пакет предложений по изменению налогового законодательства. Главных новаций в нем три:
- введение прогрессивной шкалы для начисления НДФЛ
- повышение налога на прибыль с сегодняшних 20% до 25% в обмен на отмену курсовых экспортных пошлин
- расширение границ для применения упрощенной системы налогообложения с одновременным введением обязанности платить НДС при выручке свыше 60 млн рублей.
Для справки:
Обновленная система, в случае ее принятия, начнет действовать с 1 января 2025. DK.RU поинтересовался, что думают налоговые юристы, экономисты от власти и представители предпринимательских сообществ Красноярского края об этой реформе и о том, чем она может обернуться для МСП региона.
Егор Васильев,
председатель комитета по экономике и налоговой политике Заксобрания Красноярского края
Налоговая реформа, которая сейчас активно обсуждается, это не новая идея. Например, об отказе от курсовых экспортных пошлин разговоры идут уже несколько лет. Причина в том, что они не учитывают финансовый результат экспортера. Так что это мера направлена на построение более справедливого и рационального налогооблажения. Равно как и повышение налога на прибыль. Надо понимать, что есть компании, где нагрузка останется эквивалентной сегодняшней. Однако основная цель — перераспределить нагрузку с тех, кто зарабатывает мало, на тех, чьи доходы значительно больше.
В целом российский бизнес показал хороший финансовый результат по итогам прошлого года — он показал ростом на 35%. Соответственно он даже отыграл падение на 12,6% в 2022. Поэтому обычная для стран нашего уровня экономического развития ставка налога на прибыль в 25% вполне приемлема, особенно если учесть сохранение льгот для инвестора, режимов СЗПК, СПИК, ОЭЗ, ТОСЭР, расширение инвестиционного налогового вычета, налоговой поддержки инноваций и т.д.
Гораздо важнее, на что будут направлены собранные деньги. Сейчас для бизнеса критично отсутствие инфраструктуры: энергетических мощностей, дорог, социальной инфраструктуры для роста городов, экологической инфраструктуры — в это и планируется вкладывать средства, собранные в бюджет.
Игорь Артемьев,
налоговый и финансовый консультант, основатель юридической фирмы «ДарккарА»
Тот законопроект, который сейчас внесен в правительство, действительно предполагает увеличение налоговой нагрузки. Это связано с тем, что страна сейчас находится в особых реалиях, в связи с чем в этом году заявлен грандиозный пакет соцподдержки — 10 трлн рублей. И эти деньги надо где-то брать. При этом, как заявляет Минфин, бизнес понимает реальность, готов к этому повышению и фактически смотрит на него положительно. При этом, правда, заявляя о том, что хочется видеть обратную связь — куда пойдут эти деньги. И движение в эту сторону со стороны власти тоже есть.
Теперь по конкретике. Первое новшество закона: увеличение НДФЛ. Оно скажется на индивидуальных предпринимателях, выбравших общую систему налогоблажения — у них нагрузка вырастет. Второе. Введение НДС для малого бизнеса. Минфин успокаивает, говоря это не коснется более 90% предпринимателей.
Третье. Есть серьезные риски для отдельных ОКВЭДов. Например, оптовая торговля может довольно серьезно пострадать. А вот розница в части налогов изменений не почувствует. В общем надо очень серьезно ревизировать заявленные сферы деятельности.
И последнее (но не по важности): этот законопроект нужно очень внимательно читать каждому предпринимателю, потому что тот же НДС, например, малый бизнес может не платить, но только если подаст соответствующее заявление. Т.е. те, кто предпочтет не заморачиваться, окажется в проигрышной ситуации.
Елена Зимарева,
генеральный директор «Агромаг», член правления Российского союза промышленников и предпринимателей Красноярского края
Говоря о тех предложениях по реформированию системы налогообложения в России, что внесены в правительство, важно помнить, что этом именно предложения. Т.е. неокончательный вариант. И он все еще обсуждается — в частности, на Петербургском экономическом форуме, который проходит как раз сейчас.
Пока в самом законе много неопределенностей. Например, как при упрощенной системе будет начисляться НДС (есть такое предложение). Существует вариант, что сначала будут взымать его, а потом от оставшейся суммы уже брать 6%. Но это не точно. Опять же налоговая амнистия. Как ее будут строить? В каком порядке? Тоже непонятно.
В общем, я повторюсь: пока рано строить какие-то выводы и прогнозировать как заявленные нововведения отразятся на малом и среднем бизнесе. Думаю, на следующей неделе ситуация начнет проясняться.