В сентябре Tele2 сменил название на T2. Компания объясняет изменения новым витком развития: оператор вышел на третье место в стране по числу абонентов.
Одним из драйверов роста T2 было и остается направление big data. Технологии, основанные на обезличенных больших данных, оператор использует внутри компании, а также создает эффективные решения для внешних заказчиков. О продуктах, помогающих бизнесу, рассказал Юрий Камалов, директор филиала T2 в Красноярском крае.
Изменится ли стратегия T2 после ребрендинга? И какую роль сейчас в вашем бизнесе играет направление аналитики больших данных?
— Стратегия не изменилась. У нас есть успешная коммуникационная платформа «Другие правила». Это наша философия, которая с 2017 отражала наше позиционирование на рынке. Мы продолжим бросать вызов существующим практикам, находить нешаблонные решения, предугадывать ожидания клиента, создавать понятный и честный продукт.
Направление аналитики big data, которое мы активно развиваем также с 2017, стало одним из драйверов технологического развития компании. Эта часть нашего бизнеса постоянно растет. Технологии становятся основой для принятия стратегических решений. Компании, которые умеют собирать и использовать информацию, становятся более конкурентоспособными и эффективными.
Более того, решения с использованием больших данных мы протестировали на себе. Например, еще в 2017 мы использовали технологии big data для поиска мест под наши базовые станции. Это позволило повысить эффективность нашей сети. Затем использовали большие данные для оптимизации розницы и поиска персонала — искали места, где нужно открыть салоны, и таргетированными SMS-рассылками приглашали на работу консультантов.
Какие продукты на основе big data наиболее популярны у красноярского бизнеса?
— Это таргетированные SMS-рассылки. Мы выделяем более 5 тыс. параметров клиентов — от пола и возраста до склонности к покупке определенных товаров. И заказчик такой рассылки может выбирать, по скольким и каким именно параметрам он хочет отбирать получателей. Например, при открытии продуктового магазина можно просто разослать SMS людям, проживающим неподалеку и пользующимся общественным транспортом. А если у бизнеса продукт нишевый, можно добавить таргет по интересам: тогда рассылка будет более адресной. И так далее: чем больше параметров использовать, тем точнее будет попадание в целевую аудиторию и тем выше конверсия.
Вообще, таргетированная SMS‑рассылка — универсальный инструмент. Недавно мы запустили на нашем сайте специальный онлайн-конструктор рассылок, чтобы заказчик мог самостоятельно выбрать пакет SMS, аудиторию рассылки, а также точно спрогнозировать расходы на услугу. Особенно это ценно для малого бизнеса, который часто вынужден очень придирчиво относиться к расходам на продвижение.
Еще в нашей копилке эффективных продуктов есть геоаналитика. Один из самых масштабных проектов мы реализовали в 2021 для красноярского аэропорта имени Дмитрия Хворостовского. Когда аэропорт стал международным, понадобилась аналитика транспортных потоков, чтобы выяснить, какие направления внутри и вне страны самые востребованные и какие рейсы стоит добавить. Мы успешно справились с этим масштабным заказом, работали над ним не один месяц. Позже руководство аэропорта вернулось к нам с другим запросом: требовалось заполнить коммерческие площади воздушной гавани локациями, востребованными у пассажиров. Мы выполнили и этот заказ, изучив интересы и поведенческие модели посетителей.
С какими запросами в Красноярске к вам приходит малый и средний бизнес?
— В последнее время много рассылок с геопривязкой. Например, к нам обращались для привлечения клиентов в новые точки сети фермерских магазинов «Калина-Малина». Мы помогали рассылать SMS потенциальным покупателям, проживающим рядом. В сообщении клиенты получали промокоды для участия в акциях магазина. За счет того, что рассылка была максимально адресной, заказчик получил хорошую конверсию и остался доволен.
Еще один интересный кейс — привлечение пользователей на портал «Сибдом». Это сайт о недвижимости с собственной доской объявлений. Заказчик достиг желаемого результата благодаря рассылке SMS клиентам T2, которые в течение 30 дней интересовались недвижимостью и ипотечными программами.
Также мы работали с компанией — производителем материалов для фасадной и интерьерной отделки. Для адресной рассылки владелец бизнеса использовал сегментацию аудитории по интересам, что дало хорошие результаты. Кроме того, мы помогали в поиске потенциальных клиентов строительной компании, специализирующейся на малоэтажных жилых домах.
А если говорить про госсектор — насколько большие данные здесь интересны?
— Заказов в госсекторе пока немного, но это, безусловно, перспективное направление. При правильном использовании аналитика больших данных может дать взрывной рост эффективности и улучшить жизнь горожан.
Например, с помощью геоаналитики можно проанализировать транспортные потоки и понять, каких маршрутов городу не хватает. Администрация одного из сибирских городов заказывала у нас аналитику по посещаемости новогодних площадок, чтобы понять, что жителям интереснее.
Также мы видим перспективы аналитики в туристической сфере, и у нас есть собственное коробочное решение — платформа для анализа туристического потока и создания портрета гостя территории. Этот продукт может быть полезен всем, кто хочет привлекать туристов: администрациям городов и регионов, проектным офисам по туризму, туристическим агентствам, а также владельцам ресторанного и гостиничного бизнеса.
Какие тренды по работе с большими данными вы можете отметить?
— На фоне нехватки кадров во многих компаниях мы видим растущий спрос на услугу «HR-таргет». Она тоже позволяет рассылать SMS, но вместо рекламы они содержат информацию о вакансиях. Такие «боли» клиентов мы тоже помогаем закрывать. У нас много таких успешных кейсов, в том числе в Красноярском крае.
В случае с «HR-таргетом» адресные сообщения получают абоненты, которые уже интересовались сайтами по поиску работы. Работодатели также могут ограничить выборку получателей теми, кто живет на определенной территории. Как правило, этот фактор сильно влияет на конверсию.
Также сейчас мы наблюдаем сезонный всплеск предложений для родителей школьников. Начался новый учебный год, компании активизировались и используют рассылки, чтобы рассказать потенциальным покупателям о дополнительных образовательных курсах для детей, кружках, школьных базарах. И в целом та сезонность, которая влияет на весь розничный сектор, отражается и на запросах бизнеса в части таргетированных рассылок.
Каковы, на ваш взгляд, перспективы рынка big data?
— Рынок начинался с очень крупного бизнеса. Первыми заказчиками продуктов на основе big data были финансовые организации. В первую очередь банки, которых интересовал кредитный скоринг, антифрод-системы для защиты своих клиентов от мошеннических звонков. Финансовый сектор по-прежнему составляет значительную долю наших заказчиков, при этом мы видим, что небольшие компании тоже стали активнее использовать услуги на базе больших данных.
Количество технологий и решений растет. Это делает их более доступными и удобными для бизнеса. Можно использовать аналитику больших данных, чтобы лучше понять своих клиентов или уточнить рыночные тренды. Можно искать линейный персонал по конкретному профилю. Можно с высокой конверсией промоутировать товары. Можно уточнять трафик целевой аудитории возле планируемого к открытию магазина. И так далее. Самое главное — такая аналитика помогает избежать ошибки и в результате сэкономить деньги. А есть хорошая присказка: сэкономил — значит заработал.