Техномаксимум для бизнеса: как ретейлер вырос в мощного корпоративного игрока
Компания «Техномакс» более известна красноярцам как ИТ-ретейлер. Сейчас основной ее бизнес лежит в корпоративном сегменте, а скоро прирастет собственным производством компьютеров и комплектующих.
Корпоративный вход
В нулевых едва ли не самым известным IT-ретейлером Красноярска была компания «Аверс», созданная Максимом Багаевым со товарищи еще в 2001. Первые годы она специализировалась исключительно на рознице, которая тогда бурно развивалась, а вслед за ней рос и «Аверс».
Между тем активное развитие предпринимательства, которое шло в тот период, создавало все предпосылки для увеличения спроса на компьютерную технику со стороны бизнеса. Тогда Багаев и решил, что пора расширяться в сторону корпоративного рынка. Возглавить направление он предложил Дмитрию Лозовому, который принял это предложение.
— Это был 2005. Отдел тогда состоял всего из двух человек — меня и Николая Ощепкова. На первых порах все наши попытки заполучить клиентов ни к чему не приводили. Потом постепенно нас начали узнавать, но до серьезных оборотов было далеко, — вспоминает Лозовой.
Первым крупным контрактом, который получила компания, была поставка 2 тыс. ноутбуков для Сибирского федерального университета на общую сумму 100 млн рублей. Случилось это в самый разгар кризиса 2008, что едва не поставило крест на корпоративном бизнесе «Аверса».
— В какой-то момент дистрибьютор отказался отгружать нам ноутбуки без предоплаты в 100%. У нас таких денег на тот момент не было. Мы пытались договориться, но без толку. В итоге не без помощи одного из красноярских банкиров мы нашли нужную сумму и провели поставку. После этого все пошло гораздо легче — нам стали доверять, — рассказывает Лозовой.
Когда в 2010 Максим Багаев вышел из состава учредителей «Аверса», вместе с ним ушла и команда корпоративных решений, возглавляемая Дмитрием Лозовым. Вместе они начали новый проект — «Техномакс», в бизнесе которого B2B-направление заняло важное место.
— Мы изначально были ориентированы на работу с малым и средним бизнесом. Поэтому политику свою строили сообразно — не завышая цены, максимально следя за качеством и так далее. Предприниматели это оценили, что подтверждают наши финансовые показатели: если в 2010 ежемесячный оборот нашего корпоративного отдела был на уровне 3…4 млн рублей, то в 2014 это было уже более 30 млн, — подчеркивает Лозовой.
Собственный путь
Первые пакеты санкций, введенных в 2014, привели к тому, что позиции МСБ в Красноярском крае заметно сдали. Соответственно, и обороты IT-рынка, завязанные на этот сегмент, стали снижаться. Это заставило «Техномакс» сосредоточиться на рынке государственных заказчиков. Тренд еще больше усилился в 2022. Как вспоминает Дмитрий Лозовой, в тот момент спрос на всевозможное «железо» рос лавинообразно — вендоры уходили с рынка, и IT-отделы компаний активно скупали все, до чего могли дотянуться, чтобы закрыть необходимые потребности хотя бы на год вперед.
— В ситуации такого спроса неминуемо начинают расти цены, потому что возникает дефицит тех или иных комплектующих. Видя это, мы решили перенести на корпоративный сегмент наработанные нами в рознице компетенции — закупать технику, минуя официальных дилеров. И мы начали это делать для наших заказчиков. Потом это назовут параллельным импортом — тогда такого понятия еще не было, а мы уже возили. В ряду прочего это позволило нам закрепиться в сегменте госзакупок — с 2022 мы заключили 571 такой контракт на общую сумму 481 млн рублей, в том числе по гособоронзаказу, и благополучно попали под санкции Минфина США с формулировкой: «Компания, занимающаяся импортозамещением, информационной безопасностью, и поставляющая IT-решения двойного назначения», — замечает Дмитрий Лозовой.
Параллельно с развитием госнаправления «Техномакс» пошел по пути компании-интегратора, предлагающей IT-решения для заказчиков. Сегодня его инженеры способны решить любую задачу из тех, с которыми обращаются к подобным организациям, — от программной до монтажа соответствующих конструкций. Например, сейчас «Техномакс» устанавливает LED-экраны в гастрономическом квартале на ул. Красной Армии (проект Bellini Gastronomic Ecosystem).
Но главная гордость и достижение Лозового — это созданный пресейл-отдел, инженеры которого подбирают решение и готовят проекты под задачу и профиль конкретной компании.
— Сейчас подобные компетенции замкнули на себя дистрибьюторы, а им важнее продать свои наработки, чем решить задачу клиента. Мы же отталкиваемся от нее. И насколько мне известно, сегодня мы единственная компания в Красноярске, которая сохранила это направление за собой, — говорит Лозовой.
Подход «Техномакса» к работе с заказчиками отражает суть его стратегии, в которой основной упор сделан на сервис и его качество. Именно руководствуясь этим, компания, например, сохраняет штат уникальных специалистов, способных восстановить информацию даже с разрушенных устройств (единственное в Красноярске специальное оборудование для этого тоже имеется).
Линия производства
Стараясь еще сильнее укрепить свои позиции в корпоративном сегменте и на рынке госзакупок, «Техномакс» в 2024 решил запустить свое собственное производство компьютерной техники и комплектующих для нее.
— Сейчас система ориентирована на поддержку отечественных производителей. На рынке действуют преференции для компаний, занимающихся импортозамещением. И чтобы чувствовать себя уверенно на этом рынке, нужны собственные мощности, — говорит Дмитрий Лозовой.
Под собственным брендом компания планирует выпускать ПК, мониторы, моноблоки, материнские платы, мыши и клавиатуры. Часть этой продукции уже внесена в реестр Минпромторга РФ.
— Первые материнские платы прямо сейчас нами паяются в Подмосковье и скоро приедут в сборочный цех в Красноярске. Впоследствии мы собираемся производить их в Красноярске — линия для этого уже доставлена в Россию и ждет на складе. Помещение под нее также найдено, — рассказывает Лозовой.
Общий объем инвестиций в этот проект оценивается в 130 млн рублей. Основную их часть — 100 млн — «Техномакс» получит от Фонда развития промышленности Красноярского края. Это решение уже принято, осталось только получить банковскую гарантию. Запустить производство компания планирует в сентябре 2025. Главной особенностью продукции «Техномакса» станет возможность ее кастомизации в зависимости от задач клиента. Также инженеры компании сейчас активно разрабатывают новые решения, исходя из запросов рынка.
— Ценность, заложенную в этот проект в качестве его идеологии, можно сформулировать так: мы хотим делать максимально полезные вещи. Каждый рубль заказчика должен быть потрачен на важную для него функцию. Поэтому мы тщательно изучаем действующие и потенциальные потребности наших клиентов, чтобы максимально учесть и отразить их в наших устройствах, — говорит Лозовой.
Также он признает, что в будущем хотел бы отойти от непосредственного производства, сконцентрировавшись на разработке референсных IT-решений. По его мнению, в горизонте 10 лет создание множества разрозненных производств в России — будь то IT или машиностроение — станет неактуальным. Причина — высокая цена и низкая эффективность.
— Собственные мощности стране нужны. Но размещаться они должны в производственных кластерах, которые специализируются на этом, а разработчики размещают там свои заказы. Двигаясь по пути импортозамещения, мы неминуемо придем к тому, что нужно меньше повторять и больше разрабатывать, создавая собственное. И первые шаги на этом пути нужно делать уже сейчас, — резюмирует Дмитрий Лозовой.
Реклама. ООО «Техномакс-Красноярск». ИНН 2460248300 erid: 2W5zFGNPxAU
Читайте также
-
Максим Багаев закрывает магазин «Техномакс» в Красноярске и уходит в онлайн
Магазин «Техномакс» на ул. Новосибирской спустя 15 лет работы закрывается. На его месте запустят производство для сборки компьютеров.
-
Максим Багаев: о цене оптимизма в бизнесе, уроках разорения и превращении в блогера
Известный в Красноярске ИТ-ретейлер дал публичное интервью Дмитрию Полуянову.
-
От предпринимателя до видеоблогера: Максим Багаев расскажет о своем пути в бизнесе
Как, начав с радиорынка, создать одного из крупнейших в регионе ИТ-ретейлеров, перекочевать в интернет и прийти к собственному производству.
-
Как воспользоваться господдержкой в 2025
Экономика региона сталкивается с вызовами изменений, улучшения инвестклимата и поддержки инноваций. DK.RU рассказывает, на эти вызовы реагирует система господдержки МСП.
-
Промышленность Красноярского края за год сократилась в объемах. Где основные потери?
Под конец 2024 производственный сектор чуть отыграл ноябрьское падение, но по году на прежний уровень так и не вышел.
-
Бизнес Красноярска уходит в онлайн-торговлю. Сколько компаний открылось за 2024
За 2024 в Сибири на 9,03 % выросло количество организаций, работающих в онлайн-торговле. На января 2025 их насчитывалось 5276 (в январе 2024 — 4839).