Олег Сипетый: Язык бизнеса — цифры, но отправная точка для работы — смыслы и ценности
Олег Сипетый («Командор») — о том, как построить крупнейшую в Восточной Сибири продовольственную сеть и сделать ее одним из лэндмарков территории.
Олег Сипетый, сооснователь и председатель совета директоров ТС «Командор»
— Возможно, один из лучших вариантов понять, какой путь прошла торговая сеть «Командор» за 26 лет своей работы — посмотреть на то, с чего мы начинали, и что имеем сейчас. Сравнить вчера и сегодня, тогда можно будет уверенно заглянуть в завтра.
Покупатели
Было 3 тыс. в день (на старте работы в 1999) / Стало — 450+ тыс. в день
Только вдумайтесь: каждый день к нам в сеть за покупками приходит пять Ачинсков или половина Красноярска! И это прямая реакция людей на то, как мы закрываем их потребности. Главным инструментом развития была и будет обратная связь от покупателя.
Еще до эпохи онлайна мы спускались в торговый зал, чтобы разговаривать с живыми людьми. Чтобы думать, как покупатель, понимать покупателя, его реальные желания и даже мечты. После этого легче отвечать на его потребности.
Сейчас у нас есть мощный инструмент в виде программы «Копилка» и онлайн-опросов. Но до сих пор кладезь для сбора информации — поселковые и районные чаты, где всегда идет очень откровенный разговор с покупателями, беседа без галстуков.
Люди действительно любят, когда их изучают, но в первую очередь и это главное — когда они не на словах, а на деле видят, как их мнение меняет работу магазина.
Поставщики
Было — 180 / Стало — 1200
За 26 лет мы серьезно изменились в поставщиках — и количественно, и качественно. Особенно это коснулось наших, сибирских компаний, многие из которых выросли вместе с нами и с нашей помощью. Наши отношения превратились в огромную систему, лежащую далеко за пределами примитивного механизма «поставка товара — расчет».
На старте развития сети доля местных производителей была не более 4%. В целом большая часть продукции в конце 90-х…начале нулевых — импорт! Ни о какой продовольственной безопасности при тех обстоятельствах не шло и речи!
Сейчас местные — это треть. «Нашего», близкого стало в разы больше, а взаимодействие с партнерами — стало теснее. Переходим на долгосрочные и, что важно, прямые контракты. Договариваемся не на квартал или год, а с горизонтом 3…5 лет. Это подход, где нет проигравших: поставщики по плану загружают мощности, а нам это дает лучшие цены.
Важное направление — собственное производство: сейчас это 24 тыс. тонн, или миллион порций в год. Развивали его с нуля, через тернии. Но другого варианта не было — мы видели востребованность этого направления у людей и должны были ответить на их запрос.
Сейчас развиваем большие инфраструктурные проекты: инвестируем серьезные средства в местную птицефабрику, выращивание в крае овощей и строительство еще одного завода по собственному производству продуктов питания.
Сотрудники
Было — 50 человек / Стало — 10+ тыс. человек
В «Командоре» колоссальная внутренняя корпоративная жизнь. Внешнее и внутрикорпоративное обучение, коммуникации, инвестиции в технологии — постоянно держим на этом фокус внимания. Компания становится больше и, если люди внутри нее не могут разговаривать между собой, то эффективной коммуникации не будет ни с партнерами, ни с поставщиками, ни с покупателями.
Форматов, которые помогают слушать и слышать друг друга, множество — культурные события, спорт, праздники… Например, на корпоративном фестивале «Бирюзовый» люди много общались, и не только про работу.
Говорили про свои увлечения, которые греют душу, идеи, мотивы, которые позволяют двигаться вперед. По сути, про личные смыслы и ценности. И это дало нам очень большой эффект: мы еще лучше научились разговаривать между собой, передавать опыт и знания и, соответственно, нести этот профессионализм в мир.
Государство и общество
Бизнес не может существовать обособленно, он живет не в вакууме. Территория, где он начинает развиваться, и люди, живущие по соседству — часть общей с бизнесом кровеносной системы.
Есть обязательные вещи, например, создание рабочих мест и уплата налогов. В прошлом году компания заплатила 6 млрд. налогов! Но отношения бизнеса с государством и обществом также лежат также в области смыслов и ценностей.
У нас много благотворительных программ. Одна из ключевых — фонд «Счастливые дети», системно решающий проблему сиротства. С нашей помощью более 800 детей из детдомов обрели семьи.
Можно долго перечислять другие инициативы компании: озеленение города, поддержка социальных проектов и искусства, сбор пластика в магазинах, помощь в чрезвычайных ситуациях — все это про социальную ответственность бизнеса и личную ответственность его руководителей.
Командорский край сегодня — это 470+ магазинов и пять сибирских регионов. Для бизнеса цифры, конечно, важны. Но, повторюсь, очень важны смыслы и ценности, умение чувствовать землю, на которой мы находимся, людей, живущих здесь. Наши поставщики, покупатели — наши соседи. Мы все чувствуем сопричастность.
Знать, для кого ты работаешь, собрать команду, которая смотрит в одну сторону, делать все, как для себя. Формула «Командора» проста и сложна одновременно.
Колонка написана по итогам выступления спикера на бизнес-сессии «Город развития», организованной «Деловым кварталом».
Читайте по теме:
Диалог о будущем Красноярска: 100 экспертов объединил «Город развития»
3 июля в Красноярске впервые состоялась бизнес-сессия «Город развития». Новый формат консолидировал представителей власти и предпринимательского сообщества.
Как Красноярск становится столицей Сибири: ТОП проектов, которые меняют город
DK.RU об инициативах бизнеса и власти, которые становятся драйверами города в преддверии 400-летнего юбилея. Рассказываем, кто воплощает такие проекты и как они трансформируют Красноярск.
Красноярский «Командор» поделился секретами успешной конкуренции со столичными ритейлерами
Топ-менеджеры компании приняли участие в Неделе российского ритейла, где представили свои наработки, помогающие им конкурировать с другими игроками розничного рынка Красноярска.
Красноярская сеть «Командор» проведет ребрендинг сети дискаунтеров «Хороший»
В планах на 2025 — обновить 100+ объектов в Красноярске и регионе. Рассказываем, какими станут магазины после введения новой бренд-концепции.