Меню

Андрей Шевелев: Патриотизм не противоречит, а усиливает любой бизнес

Иллюстрация: DK.RU

Серийный предприниматель Андрей Шевелев («Большой плес», «КрасРедевелопмент») — о том, почему национальные цели могут стать одним из ориентиров в развитии бизнес-проектов.

— В начале этого года Правительство РФ приняло новую Стратегию пространственного развития России. Документ, который обновляется раз в пять лет, определяет политику государства в развитии территории страны. Если объяснять совсем просто, стратегия отвечает на три важных вопроса: 

  • что строить (жилье, инфраструктура, производства и проч.);
  • где строить (федеральный центр, регионы);
  • как увязать все это с национальными целями. 

Рассчитанная до 2030 стратегия делает большой акцент на демографическую проблему. Точнее, ищет и предлагает пути ее решения через пространственное «освоение» страны. А то, что демография в России — это проблема и даже катастрофа понятно любому, кто погружался в тему. Это не эмоции, а объективная реальность. Вот лишь одна показательная цифра: сегодня в среднем на семью в России приходится 1,4 ребенка. 

За несколько лет льготная ипотека так разогнала стоимость «квадрата», что обычная семья может едва ли позволить себе городскую квартиру в 50 кв.м. И это одна из явных причин низкой демографии: большие семьи не создаются в «коробках». Государство это прекрасно понимает и ищет выходы. Идея, которая звучит все громче, в том числе и в Стратегии пространственного развития: нужно создавать для людей смыслы и мотивацию переселяться из больших городов в районные центры. Это win-win подход.

Государство и бизнес таким образом будут развивать территории за пределами крупных городов, а люди получат совершенно иное качество жизни — природу, экология, возможность жить в большом доме, а не в «коробке». 

Сейчас на площадке базы отдыха «Большой плес» на озере Беле (проект Андрея Шевелева — Прим.ред.) мы пробуем реализовать именно такой кейс. Первое и главное — создаем мотивацию для переезда: даем стабильную и круглогодичную работу. А люди курортной структуре (базе отдыха) нужны постоянно.

Плюс, запустили на Беле сельскохозяйственный стартап, куда тоже требуются рабочие руки. Одновременно с этим реализуем большую инициативу — проект «Большой плес. Дачи», который дает возможность купить в курортном поселке дом для постоянного проживания. 

Один бизнес-проект совмещает в себе несколько ролей: является источником занятости для людей и одновременно дает им возможность наилучшим образом решить жилищный вопрос. В том числе, думать про расширение семьи и рождение детей, которые будут расти в большом доме и в условиях хорошей экологии.

А мы, как бизнес, пробуем создать прецедент, обкатать его на своей площадке, понять, что работает, а какие подходы нужно «докрутить».

И далее этот опыт можно будет масштабировать в других регионах России. Кто-то спросит: разве национальные цели, такие как демография и развитие территорий — это дело бизнеса? Не претендую на истину в последней инстанции, но лично я считаю, что это и моя ответственность тоже, как гражданина и патриота страны. 

Вдохновляюсь примерами православного купечества, которое сложилось в дореволюционной России. Это период колоссального подъема экономики и множества импакт-инвестиций (Третьяковская галерея, различные промышленные изобретения были сделаны на частные деньги). Стараюсь смотреть на мир сквозь эту призму и через нее принимать все свои решения — и краткосрочные, и долгосрочные.