Меню

Вкус Арктики: как Виктор Коновалов развивает food-индустрию Норильска

Иллюстрация: из личного архива Виктора Коновалова

Для делового ландшафта Заполярья имя Виктора Коновалова стало знаковым. Он успешный бизнесмен, меценат и пример того, что в Арктике выживает не самый сильный, а тот, кто искренне предан своему делу.

Виктор Коновалов начал свой предпринимательский путь еще в школе, продолжил в переломные девяностые, а сегодня он один из крупнейших бизнесменов Красноярского края. Проекты Виктора Коновалова давно вышли за пределы Заполярья, однако своим домом он по-прежнему считает именно Норильск.

О том, как не сломаться после первых неудач и почему оленина может покорить материк, предприниматель рассказал DK.RU в рамках спецпроекта о людях дела в Заполярье. Это совместная инициатива «Делового квартала» и Агентства развития Норильска.

Виктор Петрович, достигнув сегодня многого, с какого момента лично вы отсчитываете свой путь в предпринимательстве?

— Все началось еще в школе с домашнего фотоувеличителя: я печатал фотографии и продавал их в своей школе. Это было мое первое производство и первое погружение в мир предпринимательства. Позже, в Санкт-Петербурге, будучи студентом, столкнулся с необходимостью как то зарабатывать на карманные расходы, поэтому перепробовал множество доступных мне занятий: копал огороды, перебирал капусту на базе и даже пару раз торговал вином на вокзале.

Вернувшись в Норильск, работал слесарем на ТЭЦ-1, но впоследствии понял, что хочу быть независимым. Тогда, в девяностые, кто хотел, тот начинал торговать и предпринимать. Позже даже работал в сетевой компании — единственном «институте бизнеса» того времени…

Далее летом торговал мороженым, потом хот-догами, а последним из самых многообещающих был бизнес по доставке продуктов на дом. Мы с партнером доставляли все то, что люди не хотели нести сами большими сумками: куриные окорочка, картошку, сахар. Это был востребованный сервис, но грянул дефолт 1998, и пришлось искать новые возможности.

Тогда в Москве на одной из выставок я увидел оборудование для производства колбасы, и меня, что называется, осенило — загорелся идеей запуска мясоперерабатывающего предприятия. Нашел технолога, собрал команду, но первые два года работы прибыли так и не принесли.

Все съедало дорогое сырье, которое мы закупали в Норильске. Только после того как я привлек инвестора и благодаря этому мы наладили снабжение напрямую из Москвы — предприятие стало прибыльным. Началось планомерное развитие: новые производственные площади, открытие хлебного и кондитерского предприятия, запуск сети магазинов. 

Почему вы не сдались после неудач, ведь их было немало? И какая она — ваша личная формула успеха?

— Не остановился, потому что всегда, даже в небольших начинаниях, видел перед собой цель. Делать в долгую, с перспективой развития, постоянно улучшая качество… Бизнес — он во многом про то, что нет пределов: можно создавать новые продукты, постоянно работать над качеством.

Лично мне очень нравится заниматься продуктами. Нравится, когда люди хвалят вкусную колбасу, хлеб, рыбу, когда покупатели жмут руку и говорят, что возят нашу продукцию на материк, чтобы угостить друзей. Вот ради этого мы и работаем.

Формула успеха? Первое — любить то, чем занимаешься, выбирать дело, к которому лежит душа. Научиться можно всему, а искренняя увлеченность — это топливо для развития. Второе — просчитывать возможности и риски.

И третье, самое главное — это команда. Ее формирование может занять годы и даже десятилетия, но без сильной команды невозможно создать устойчивый бизнес и развивать его.

В ассортименте вашего производства в том числе специалитеты — оленина, северная рыба. Могут ли такие уникальные продукты стать точкой роста для food-индустрии Заполярья?

— Потенциал, безусловно, большой, и, что важно, отчасти он уже реализован. Нашу продукцию: деликатесы из оленины, колбаски, мясные батончики — мы продаем по всей России, а также в Белоруссию и Казахстан. Тушенку из оленины отправляем на материк, где она пользуется огромным спросом.

При этом по-прежнему находимся в постоянном поиске: экспериментируем с продуктами, рецептурами. Одна из последних новинок — сырокопченый олений окорок. Он солится неделю, а затем вызревает месяц в сушильной камере, в результате чего получается вкусный и уникальный продукт.

Виктор Коновалов (первый слева) на Норильском бизнес-форуме

Вы развиваете бизнесы в разных регионах страны и можете сравнивать. Какие возможности для предпринимателя есть именно в Норильске?

— Норильск — это дом, а дома, как говорится, и стены помогают. Возможностей здесь, как ни парадоксально, больше, а работать легче — так я думал 25 лет назад, так думаю и сейчас. К примеру, в Санкт-Петербурге, где 15 лет назад мы запустили обособленное предприятие норильского мясоперерабатывающего комбината, нас никто не ждал, да и сегодня особо никто не ждет.

Там нужно все начинать с нуля, в условиях жесткой конкуренции, без опоры на деловые контакты, которые есть в Норильске. Там в тебе никто не заинтересован. Все это требует колоссальных усилий и времени.

Однако это не отменяет и сложностей ведения бизнеса в Норильске. Яркий пример — проект по строительству норильских теплиц. Мы вместе с партнерами вложили в него 100% собственных средств, построили 2 тыс. кв. м теплиц и сейчас выращиваем салат, огурцы, зелень для магазинов и ресторанов. Мы понимаем, что спрос есть, и он гораздо больше тех объемов, которые мы сегодня выращиваем. Текущих производственных объемов недостаточно также и для окупаемости и дальнейшего развития. Многократные обращения за помощью и субсидиями результатов, увы, так и не принесли.

Один из проектов Виктора Коновалова — строительство норильских теплиц

На мой взгляд, дальнейшее развитие бизнес-среды Норильска, особенно новых направлений, все чаще будет упираться в необходимость поддержки и нестандартных подходов, потому что бизнес в Заполярье — это всегда выход за рамки привычного. Это вызов, который требует и предпринимательской смелости, и поддержки со стороны государства и градообразующих предприятий.

Без этого даже самая сильная идея может оказаться нежизнеспособной. Хорошим примером такой поддержки можно назвать работу Агентства развития Норильска. Так, АРН поддержало и нашу группу компаний и других норильских предпринимателей в процессе подготовки к участию в отраслевой ярмарке в Красноярске. Это помощь как организационная, так и финансовое содействие. Такие инициативы имеют ключевое значение и помогают бизнесу города в развитии.

Агентство развития Норильска

priemnaya@arnorilsk.ru
VK @arnorilskpublic
ТГ @arnorilsk
arnorilsk.ru

Реклама. erid: 2W5zFH4LK6p. АНО «Агентство развития Норильска». ИНН 2457082197. 
 

Читайте по теме: 

От аптеки до фитнес-центра: как развивают «здоровый» бизнес в Норильске

DK.RU продолжает серию интервью с предпринимателями, которые строят свое дело в северных широтах. Герой этого разговора — Ренат Бесаев, генеральный директор сети медицинских центров в Норильске.

Северная уборка: как норильские предприниматели участвуют в решении экологических задач

«Деловой квартал» продолжает серию материалов о предпринимателях Норильска, которые не только развивают свой бизнес за полярным кругом, но и помогают городу становиться чище.

Наполнить Норильск теплом и красотой: цикл DK.RU об арктическом бизнесе

«Деловой квартал» продолжает серию интервью с предпринимателями Норильска. В этом тексте говорим с Натальей Шкиль, основательницей магазина спортивных товаров и салона нижнего белья.

Махар Джафаров: Чтобы команда развивалась, нужны новые проекты

Тепло, солнце, яркие краски, сочный вкус блюд, напоминающих о лете… Всего этого очень не хватает на Крайнем Севере. И все это есть в ресторане грузинской кухни, который находится в Норильске.