Основная претензия в реализации «мусорной реформы» в Красноярске — переполненные контейнеры. Однако скандалы, связанные с тарифной политикой в этой сфере, могут быть куда более резонансными.
На недавней комиссии горсовета, посвященной плачевному старту работы регоператоров в Красноярске, в отдельную тему вылилась дискуссия вокруг формирования тарифов на вывоз мусора.
Напомним, 1 января 2019 по всей стране завершился переход на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). «Мусорная» реформа затронула абсолютно всех: жителей многоквартирных и частных домов, управляющие компании, муниципальные предприятия, бизнес. Идеологи проекта объясняют его необходимость экологическими рисками — мусор «наступает» на современные города, заполняет пригороды. Необходимо научиться цивилизованному обращению с ТКО. Избавиться от стихийных свалок, начать сортировку и внедрить современную переработку отходов. Ради благих целей был кардинально перестроен алгоритм сбора и утилизации ТКО. Мусорную отрасль «монополизировали», поручив реализацию процесса региональным операторам по обращению с отходами. Именно эти организации отныне несут ответственность за весь «путь мусора»: от сбора контейнеров и организации сортировочных линий до обезвреживания и захоронения.
В Красноярске на конкурсной основе выбрали двух регоператоров. Это ООО «Красноярская рециклинговая компания», отвечающая за левый берег, и ООО «РостТех», работающий на правом.
У регоператоров довольно много обязанностей, регламентируемых законодательством. Впрочем, мусорное хозяйство дело не только хлопотное, но и прибыльное. Каждый житель миллионного Красноярска, каждый хозяйствующий субъект должны теперь платить за вывоз и утилизацию мусора по тарифам, установленным на уровне региона. И вот здесь начинаются разночтения.
Так, например, в конце декабря для жителей правого и левого берега, а также для владельцев частных домов были установлены разные тарифы. Буквально через несколько недель министерство тарифной политики Красноярского края установило единый тариф — 79,74 рубля за каждого прописанного человека при норме потребления — 17,5 кг в месяц (0,07 м³) как для жителя МКД, так и для жителя частного дома. В среднем семья из четырех человек будет платить в месяц чуть более 300 рублей.
Представитель министерства тарифной политики не смог пояснить, почему тариф был пересмотрен. Также из его слов можно предположить, что в течение года цифры будут меняться в сторону повышения.
Регоператоры обязаны провести конкурс на транспортные услуги и другие виды работ, которые оказывают подрядчики. Тогда уже сформируются фактические расходы, на основании которых, в том числе будут устанавливаться тарифы. Скорее всего они вырастут, потому что в территориальной схеме предусмотрено утверждение инвестпрограмм. Когда к затратам прибавятся инвестиции, тарифы поднимутся. Со следующего года плата за ТКО станет уже полноценной коммунальной услугой, войдет в платежку и сможет увеличиваться, но не больше предельного индекса платежа граждан. В этом году он составляет 2,9%, — сказал Александр Ананьев, первый заместитель министра тарифной политики Красноярского края.
При этом тарифы для юрлиц существенно выше, чем для физлиц. Предприниматели платят за кубометр, исходя из нормативов. Без какой-либо дифференциации по роду деятельности и количеству работников. Норматив един как для парикмахерской, так для цементного завода.
У нас для МСБ тариф на ТБО вырос в 5,42 раза с 1 января. По сути происходит «перекрестное субсидирование». С одной стороны, сдерживается тариф для населения, с другой искусственно завышается норматив малому и среднему бизнесу, — считает депутат горсовета Сергей Иванов.
По словам г-на Ананьева, никакого «перекрестного субсидирования» министерство не закладывало:
Тарифы утверждаются в соответствии с законодательством, на основании необходимой валовой выручки и объемов потребления. Когда у вас есть приборы учета — все понятно. Приборов на мусор у нас нет. В таких случаях устанавливаются нормативы. Считается средний тариф на кубометр, а потом переводится в плату на человека, а юридические лица продолжают платить за кубометр, исходя из утвержденных нормативов.
Дальше выяснилось, что есть проблемы с расчетами объема мусора. Санкт-Петербургский институт, проводивший расчеты по заказу минэкологии края, взял за основу, что кубометр мусора весит 250 кг. Вес мусора зависит от влажности окружающего воздуха. Возможно, в Санкт-Петербурге мусор так и весит. Но для Красноярска по факту эта цифра — 80 –100 кг. То есть, объем мусора, который вывозит оператор, вдвое выше расчетного.
Также депутаты отметили необходимость дифференцировать тарифы для МСБ. Бизнесы разные, отличаются и объемы отходов. Сейчас у предпринимателей есть стойкое ощущение, что их хотят использовать, введя еще один налог — «мусорный». Остро стоит и вопрос более тщательного информирования бизнеса. Объемы новогоднего мусора в жилом секторе выросли в шесть раз не потому, что люди стали больше есть в праздники, а потому что торговые точки стали сбрасывать мусор в контейнеры жилых домов, не заключив договоры с регоператорами.
Добавим, чтобы новая система обращения с ТКО начала работать на 100%, в Красноярском крае должно быть 56 полигонов, 120 площадок временного накопления и хранения, 14 мусоросортировочных линий и ряд других объектов. Их общая стоимость оценивается в 26 млрд рублей. Но поскольку в ряде территорий уже существует необходимая инфраструктура, сумма необходимых инвестиций сокращается до 14,5 млрд рублей.