Меню

Александр Кравцов, "Экспедиция": «Пока не научился улыбаться – не начинай строить бизнес»

Известный бизнесмен, основатель компании «Руян» и бренда «Экспедиция» Александр Кравцов рассказал о своем пути в бизнесе, о секретах, которые позволили успешно развивать компанию.

Основатель компании «Руян» и бренда «Экспедиция» Александр Кравцов пообщался с представителями малого и среднего бизнеса во время телемоста, прошедшего, в том числе, в Центре содействия бизнесу в Красноярске. Самое интересное из беседы - в материале DK.RU-Красноярск.

С чего все начиналось…

Двадцать лет назад, когда мы основали компанию «Руян», мы были совсем  молодыми, вчерашними студентами. Но сразу понимали две вещи. Первое: мы хотим держать будущее  в своих руках. 20 лет назад, равно как и сейчас, наша родина выписывала кульбиты. И тот жизненный план, который был у наших бабушек и дедушек,  да и у тех, кто выпускался из ВУЗов за пару лет до нас – был или поломан, или резко изменен.
 
А мы были молодые, чувствовали себя талантливыми и даже гениальными, и первое, что мы решили: мы должны быть лидерами в том, чем занимаемся. Уже тогда в больших рыночных нишах конкурировать было трудно.  Была, например, большая ниша – «обувь» и была ниша «косметика». Мы разработали для себя теорию «стыка ниш» и стали заниматься косметикой для обуви. Таким образом, мы не конкурировали ни с нишей обуви, ни с нишей косметики. А конкурентов в нише косметики для обуви на рынке не было.
 
«Важно конкурировать на уровне идеологии, на уровне смыслов».  
 
Мы стали расти, создавать бренды, связанные с обувной косметикой,  со средствами от комаров. «Раптор», «Москитол» - это все созданные тогда нами бренды. 
Достаточно быстро мы выросли, и в 1997 году у меня было 550 подчиненных. И это было совершенно ужасно! Это было  8 компаний в Москве и еще 15 филиалов в регионах России и странах СНГ. 
 
И тогда я повелся на сказки… 

Маленький бизнес и большой бизнес

Сказка была про большие компании и маленькие компании.  Сказка следующая: пока вы были маленькие, могли себе позволить работать  без финансового директора, без службы безопасности и прочего нагромождения структуры. А когда вы стали большими, большой компанией, вы без этого обойтись не сможете. 
 
Мы стали обрастать бюрократией. Это  было ужасно. Самые лучшие, самые талантливые и креативные люди сразу это почувствовали и начали скучать или  из компании уходить. 
И до сих пор стоит перед нами вопрос: нет, даже не в том, чтобы искать компромисс между большой и маленькой компанией. А такой:  как наилучшим образом сочетать качества  гибкой и молодой компании и большой группы, которая больше похожа на Боинг 777, чем на маленький истребитель. Мы много объединялись, делились, снова объединялись.  
 
Считается, что счастье – это непрерывная функция. Те, кто математику помнят, знают, что непрерывная функция – это функция, график которой имеет одну непрерывную линию, которая не прерывается. Так вот, была у меня такая иллюзия: я буду трудиться, стараться, дойду до такого-то уровня, и дальше будет непрерывно: счастье-счастье-счастье. 
 
Годам к тридцати пяти  я понял: счастье дискретно, это не линия, а черточки на графике. Конечно, чем выше концентрация черточек на графике, тем лучше вам сейчас. Но это вовсе не означает, что через полгода или через три года концентрация по-прежнему   будет высокой. Поэтому нужно меняться, оставаясь всегда новыми для самих себя, конкурировать в первую очередь с самим собой вчерашним. Вот поэтому мы уже 17-18 лет создаем новые малые бизнесы, объединяем офисы, это такая бурная жизнь. 
 
 
Пока не научился улыбаться – не начинай строить бизнес».
 
Буквально перед встречей пообщался с одной журналисткой. Она послушала меня пять минут и говорит: «Я вообще не поняла – чем вы занимаетесь? Храмы строите, города возводите, магазины открываете, в экспедиции ходите, фильмы снимаете. Вы вообще когда-нибудь работаете?!». Да я и сам не очень понимаю, чем мы занимаемся (смеется). На самом деле мы живем, зарабатываем деньги по пути. 
 
«Заработанные деньги – это те деньги, которые ты успел потратить». Так сказал однажды мой хороший друг. И до сих пор всю глубину смысла этой фразы я пытаюсь понять». 

«Мы – продюсеры»

В 1998 году запустили в Подмосковье  две фабрики по производству обувной косметики и средств от насекомых. И тогда я понял, что я не вижу делом своей жизни перевоспитывать рабочих, которых, видимо,  как-то  иначе воспитывали в детстве, чтобы они становились ответственными, становились дисциплинированными. 
 
«Если вы развиваетесь, всегда будет происходить два момента:  окружающая среда всегда вам будет препятствовать. И вам всегда будет не хватать ресурсов». 
 
Мы подняли такой «пиратский флаг»: заявили, что не будем строить в России производство, будем заниматься производством информации. Создали выставочную команду и начали шпионить по всему миру, отыскивая ингредиенты для своей продукции. Это когда тюбик берешь в Китае, химию – в Германии, губку для тюбика – в Италии, а наполняешь у производителя в России или Польше. И часто нам задавали вопросы: «Скажите, а вы производите или размещаете заказы?». Ответить можно так: мы продюсеры. 
 
Продюсер - мне не нравится это слово, оно иностранное, но русского аналога подобрать не могу. Так вот продюсер – это человек, который производит фильм. Есть режиссер, сценаристы, актеры, а есть человек, который сращивает это все и несет ответственность за готовый продукт. Мы стали учиться это делать.

О рекламе и самопознании

В то время мы тратили много времени на телевизионную рекламу. Я злился все больше, потому что реклама становилась все более дорогой и все менее эффективной. Понятно, что мы читали умные книжки, изучали маркетинг на своей шкуре. 
 
 
Когда мы говорим «маркетинг», в большинстве случаев предполагаем, что будем кого-то дурить. Вот были какие-то пуховики. Выдумывается какая-то бабушка, якобы из Швейцарии, которая эти пуховики шьет. Придумали слоган  – «проверено холодом». Я много раз был на Байкале, поверьте: ни разу никого в этих пуховиках не встречал. И вряд ли увижу. Боюсь, рискнувший ночевать на льду Байкала в одном пуховике, тупо до утра не доживет.
 
«Понял, что надо быть осторожным с консультантами. Даже так: нужно быть осторожнее со своим временем и консультантами. Время – единственный невосполнимый ресурс. А консультанты – люди, которые в 98% процентах случаев это время у вас только отнимут, ничего не принеся взамен. Они потратят ваше время, деньги и, более того, могут внести в вашу голову мысль, которую потом трудно будет вычистить. Учиться надо по хорошим книгам, не связанным с бизнесом, и учиться надо действием: окружающий мир всегда найдет возможность продемонстрировать вам все свое многообразие». 
 
Нам стала претить вся эта ситуация – когда производитель утверждает в рекламе, что продукция натуральная, а в тюбики льет голую химию, выдумывает маркетинговые ходы. Можно делать, наверное,  и так, но при этом ты рискуешь выжечь нечто человеческое в себе.
 
А если сделать по-другому? Ты берешь нечто и испытываешь на себе. Носишь эту одежду, пользуешься этим автомобилем, мажешь на себя эту косметику. И если после этого у тебя хватает харизмы и таланта (и совести!) рассказать об этом, то ты уже честен. Ты говоришь: «Может, эта машина и не лучшая, но я на ней проехал от Мурманска до Владивостока со скоростью 1200 километров в сутки, и, по крайней мере, она развалилась в Красноярске. Но я взял кувалду, починил и дальше поехал». 
 

Желание похудеть привело к открытию ресторанов

Я пытался похудеть по схеме: «Туда на вертолете, обратно – пешком и без продуктов». На севере. Вертолетчики ошиблись, закинули нас не совсем туда. Мы с ребятами шли, не то, чтобы совсем без продуктов, но тяжело было. Ловили каких-то там куропаток, хариус добывали… В группе начались пессимистичные настроения…
 
 
«Самое страшное в путешествиях, когда падаешь духом и теряешь надежду, когда опускаешь руки. В бизнесе тоже так: руки опускать никогда нельзя. Иначе не то, что ваши сотрудники, ваши родственники,  даже собственная собака вас уважать перестанет». 
 
И тогда, чтобы дух поднять, я придумал такую сказку: давайте, говорю,  построим рестораны, и в меню будет все, что тут добыть можно: из хариуса будем блюда готовить, строганину из мяса делать. И чтобы все было по-честному, пусть все сотрудники ресторана выезжают на Крайний север, добывают эти продукты. И это будет наша фишка. Сказано – сделано. Мы вернулись и начали строить рестораны. 
 

 Альтруизм в бизнесе? Бывает!

Человека изначально воспитывают в духе альтруизма. Помните сказку, где Иван-дурак всем помогал, а потом, когда ему самому понадобилась, к нему пришли на помощь. Считается, что в бизнесе такого не бывает, что каждый сам за себя. Я убедился, что бывает. Вот лишь одна история. В конце 90-х – начале 2000-х мы были на Шанхайской выставке. Русских тогда там было очень мало, мы высматривали что-то полезное для бизнеса, старались внимания соотечественников к себе особого не привлекать. И вот стоим однажды на фудкорте в очереди за едой – а общепит в Китае тогда был не так развит, очередь растянулась огромная. Женщина проходила мимо, услышала, что мы говорим на русском. Подошла: «Можно, я рядом с вами»? Мы: да конечно можно! Мы ведь могли сделать постные лица и указать ей на конец очереди. Чуть позже выяснилось, что эта женщина – директор по закупкам компании «Аэрофлот». Потом компания три года закупала у нас пледы, подушки. И таких историй у меня тысячи. Помоги другому – и он когда-нибудь поможет тебе. 
 

Если опубликуешь идею – ее сразу украдут? 

Уже доказано, что мысль не является продуктом мозга. Мысль является продуктом общения. Даже если идея пришла к вам в голову, когда вы одни, означает, что одна мысль в черепной коробке столкнулась с другой. Идеи рождаются в диалоге. Когда мы раскачиваем информационное поле, тогда и рождаются идеи. Расскажу историю одну. Услышал от охранника форелевого питомника в Сочи. Была холодная зима. А на море в Сочи живут бакланы. Совершенно морская птица, практически не перелетает никуда. И вот мерзли они всей своей бакланьей стаей. У них резко сокращалась кормовая база, сложно было с рыбой. В общем, ощущали они себя так, как наши предприниматели в декабре 2014-го. И вот один – то ли особо голодающий, то ли самый одаренный баклан решил полететь в горы, что, в общем-то, бакланам совершенно не свойственно. Бакланы в горы не летают. Не знаю, может, парень хотел просто погреться. И вот летит он по кромке бухты и видит это рыбное хозяйство. Он спикировал несколько раз, нажевался там жирных мальков и улетел. Прошло некоторое время, рассказывает охранник питомника, и тут над горизонтом поднялась черная туча. Бакланы летели обедать. Баклан-первопроходец сообщил товарищам. Охрана питомника была в шоке: за двадцать лет существования питомника такого не было ни разу! Питомник, конечно, серьезно пострадал. Бакланы – хорошо пообедали. 
 
И если среди нас есть бакланы, которые летают в другие страны и находят там чеки с «финансовыми мальками», то надо за этими бакланами следить, и более того – надо их поддерживать, да и самим летать. 
 
 
Справка: «Экспедиция» — российская компания, зонтичный бренд. Создатель — ООО «Руян». Продуктовая линейка — более 1000 наименований, среди которых снаряжение, одежда, обувь, средства защиты от комаров, «мужские» подарки. Разработка новых продуктов — около 10 в месяц. За рубежом компания представлена в США, Китае, Германии, Великобритании. В Красноярске бренд представлен пятью магазинами. На сегодняшний день магазинов «Экспедиция» насчитывается более 300 на трех континентах. 
 
 
Фото предоставлено компанией «Руян».