Два года назад в Красноярске открылся первый интерактивный музей. Ученый Антон Шарыпов смог собрать не только большую коллекцию экспонатов, но и сплоченную команду.
Идеолог проекта «Ньютон Парк» Антон Шарыпов дал интервью DK.RU.
Когда у вас появился интерес к науке? Какие научные дисциплины вам ближе?
Мне повезло с отцом, он интересующийся человек, умеет вдохновлять. С самого детства он показывал мне, насколько удивителен мир вокруг нас. Он рассказывал, что многое еще не изучено в мире, что я могу сделать какое-то открытие сам. В своих экскурсиях мы стараемся использовать такой же прием, объясняем: «вот это известно, а это ещё не изучено. Вы можете стать учеными и открыть какой-то закон, перевернуть мир вокруг».
Интересоваться инженерными и техническими дисциплинами я начал с детства. Уже тогда я понимал, что пойду по стопам отца и стану физиком. Я окончил Красноярский государственный университет, затем учился в аспирантуре. После защиты диссертации работал младшим научным сотрудников в университетах Израиля и Калифорнии, затем вернулся в Красноярск. Стал работать в институте физики.
Как вам пришла идея открыть интерактивный музей в Красноярске? В какой момент вы поняли, что на этом можно зарабатывать?
В Красноярске я встретил людей, которым было интересно развивать проект интерактивного музея. Это Иван Тимофеенко (математик по образованию) и Ольга Трапезион (дизайнер). Для меня самое главное – это наша команда. Нас всех объединяет любовь к науке. Наша цель – показать красоту окружающего мира посредством науки.
В детстве я видел интерактивные музеи в других странах. В Сан-Франциско есть большой музей науки «Эксплораториум». Создал его ученый Фрэнк Оппенгеймер. Он участвовал в проекте по созданию атомной бомбы, деньги, которые заработал, ученый вложил в музей. Проект оказался удачным и своевременным. В США в 60-70-е годы был кризис в образовании, возникла проблема, как привлечь молодежь в науку. Когда я побывал в музее, я вдохновился. Я вернулся в Красноярск и понял, что нечто подобное нужно создать здесь.
«Ньютон-парк» - в первую очередь, социальный бизнес. Наш продукт уникален, на его разработку нужны большие вложения. Всё, что мы зарабатываем, мы вкладываем в развитие новых форматов.
Много времени ушло от идеи до её воплощения?
На реализацию идеи ушло около полугода. Я начинал вместе с отцом делать экспонаты в гараже, потом подключился Иван с Ольгой. В Красноярске я познакомился с художником Василием Слоновым, он, в свою очередь, познакомил меня с директором Красноярского музейного центра Михаилом Павловичем Шубским. Я пришел к Михаилу Павловичу и рассказал про свою идею, на тот момент казавшуюся нереальной. Михаил Павлович любит экспериментировать с пространством, и он решил рискнуть.
Сейчас в нашей команде более 30 человек. Мы постоянно развиваем новые форматы, со временем приходит новое понимание того, как все должно быть устроено. Я пришел из науки, а не из бизнеса. Я имею смутное понимание, как строить бизнес, у меня работает логическое мышление. Может быть, я не всегда выбираю самые эффективные пути, так как у меня нет достаточного опыта в административной работе, но в итоге я прихожу к цели. Это важно.
Вы выходите со своей программой за пределы музея?
У нас есть два направления – образовательное и коммерческое. Что касается первого, то это, в первую очередь, экскурсии для детей. Многие школьники приезжают к нам группами из Зеленогорска, Железногорска, Ачинска, Абакана, Новосибирска, Иркутска, Томска.
Сейчас мы запустили «Парадокс шоу» – короткие красочные выступления. Работаем на мероприятиях крупных компаний региона и не только, в частности, много ездим по Сибири.
В этом году вы выиграли грант на строительство планетария. Как идут дела с этим проектом?
Планируем запустить проект в сентябре следующего года. Здесь, в пространстве музейного центра, появится планетарий диаметром 7 метров. Это будет не просто планетарий. Мы хотим подготовить композицию «Космодром» с интерактивными экспонатами. Для создания экспозиции мы получили грант из благотворительного фонда Владимира Потанина. Также планируем искать поддержку у других фондов и компаний, кому будет интересно поддержать этот проект. Стоимость всего проекта - около 4 млн руб.
Совсем недавно "Ньютон Парку" исполнилось 2 года. Что успели сделать за два года? Какие планы на ближайшее время?
Мы начинали с одной площадки, где было всего 20 экспонатов. За время работы музея открыли две галереи, в феврале откроем ещё одну галерею, посвященную геологии. По числу экспонатов мы приближаемся к сотне. Появились разные форматы научных шоу, запустили около 10 мастер-классов для разной аудитории, недавно мы начали проводить научные свидания.
Из больших проектов, которыми мы гордимся, - это Фестиваль науки «Нулевое сентября». «Нулевое сентября» теперь должно стать ежегодным. Это мотивационный проект. Я рассуждаю так: прежде чем, возвести здание - нужно положить фундамент. Так и в науке. Какими бы учителя не были компетентными, но если у школьника нет мотивации развиваться, то донести знания не получится.
У нас есть много социальных проектов, поддержанных различными благотворительными фондами. За два года мы посетили много детских домов, центров социальной помощи населения. Оказалось, что формат востребован разной аудиторией, всем интересно посмотреть на красочные шоу.
Антон Шарыпов стал «Человеком года» в номинации «Культура» в 2015 году. Фото: DK.RU, Сергей Чивиков
Вы прививаете интерес к науке своим детям? Они уже знают, кем хотят стать, когда вырастут?
Я стараюсь вдохновлять своих детей, объясняю, какие перспективы откроются, если начать что-то делать. Средний сын хочет стать палеонтологом, у старшего - больше интерес к естественным и инженерным наукам, к программированию.
Дети очень отзывчивы, главное, показать им возможности, объяснить, что вокруг ещё не исследовано, чего можно достичь, показать место, куда можно встать и откуда начать путь.