Меню

Архитектор торгового ряда

досье Олег Наугольных Родился 2 июля 1969 г. в Магадане. Образование: 1989-1993 гг. — учился в КИСИ, строительный факультет. Карьера: в 1994-1996 гг. — работал в Магадане в артели «Ко

Олег Наугольных уверен: любое, даже самое скучное, дело можно превратить в увлекательный творческий процесс. Для этого необходимы всего-то нестандартный взгляд на мир и чувство юмора. «Если бы у меня не было этих качеств, я не смог бы надолго задержаться на абсолютно неромантическом рынке производства и поставки торгового оборудования, а тем более выйти в лидеры», — смеется Олег Наугольных.
досье

Олег Наугольных
Родился 2 июля 1969 г. в Магадане.
Образование: 1989-1993 гг. — учился в КИСИ, строительный факультет.
Карьера:
в 1994-1996 гг. — работал в Магадане в артели «Колыма»;
с 1996 г. — генеральный директор компании «Торговое оборудование».
Семья: женат, имеет сына.
Хобби: кино, боулинг, коллекционирование оружия, охота.
 
В офисе компании «Торговое оборудование» всегда шумно: обсуждения, споры, крики. Сам Олег Наугольных такую веселую атмосферу только поддерживает. Он вообще считает, что скука способна загубить самые лучшие начинания. «Если каждый будет сидеть в своем углу и молчать, никакого творческого процесса не получится. А без него не будет успешного бизнеса», — говорит он.
«Мы — мафия в хорошем смысле этого слова»
 
— В школе и институте я всегда был заводилой. Даже мои учителя всегда признавали: «Есть у тебя один талант, Олег, поднимать людям настроение». Когда я попал в коммерцию, очень боялся, что она убьет во мне этот «дар». Но, наоборот, благодаря своему умению налаживать контакты и не унывать я собрал вокруг себя неплохих ребят. Хотя, на мой взгляд, на «стандартного руководителя компании» я совсем не похож. Нет у меня властного взгляда и жестких установок в голове типа рабочий день начинается строго в 8 утра Вообще я очень добрый начальник. Многие этим даже пользуются. Отказать своим сотрудникам в просьбе мне всегда сложно. У нас настоящая команда. «Мафия» в хорошем смысле этого слова. Каждый за другого горой будет стоять. Поэтому для меня нормально, если простая уборщица позвонит мне среди ночи с просьбой о помощи. Я вообще понял, что «кнутом» и криком нельзя решить проблему. Мы же люди и договориться всегда можем.
 
А если надо проявить характер, наказать за что-то?
 
— О нет, это не ко мне. У меня есть заместитель, злой как собака (смеется), поэтому в случае, если клиент не хочет платить или просит большую скидку, или кто-то из сотрудников необоснованно требует повысить зарплату, я всегда его отправляю решать проблемы.
 
То есть вы можете спокойно оставить «Торговое оборудование» на месяц-другой и уехать в отпуск?
 

— Да! И буду полностью уверен, что граница на замке! По большому счету, сейчас здесь мое присутствие все 24 часа в сутки не нужно. Раньше я курировал каждый проект. Сам рисовал макеты, проектировал. Сейчас у меня 53 сотрудника, четыре дизайнера и два технолога. Они спокойно справляются и без меня. Хотя руки так привыкли к карандашу, что я все время стараюсь влезть в процесс. Но только в качестве советчика, свое мнение не навязываю.

«Первый гонорар прогулял с девчонками» 

Олег Наугольных признается: если бы ему 12 лет назад кто-то сказал, что он займется торговым оборудованием, он бы не поверил.
— Я выпускник Суриковского училища, и вдруг такой скучный бизнес. Ни тебе красивых женщин, ни фуршетов, ни творческих поисков. Сплошные серые будни. Я себя в тот момент видел исключительно живописцем.

Как выпускника Суриковского училища занесло в столь неромантичный бизнес?
 
— Сам до сих пор удивляюсь. Ведь все это (обводит рукой выставочный зал «Торгового оборудования», где расставлены полки, шкафы, стулья и пр.) мне было не близко. После института я не мог найти работу по специальности. Пришлось ехать на родину, в Магадан (у меня родители были репрессированные), на заработки. Там тогда было много артелей, где неплохо платили. Я устроился в артель «Колыма» бульдозеристом и проработал там два года. Вот уж где романтики хоть отбавляй — морозы за 60, да и сама работа не из легких. Мне после гламурных вечеринок с фортепьяно пришлось нелегко. В таких условиях сразу опускаешься с небес на землю. Но зато в Магадане я заработал свои первые деньги, которые и вложил в «Торговое оборудование». За несколько лет работы скопил достойные деньги (сколько точно, сейчас уже не вспомню). Половину гонорара сразу прогулял с девчонками. Остальное вложил в бизнес. Почему выбрал именно торговое оборудование? Случайно. Меня всегда удивляло, как скромно и серо одевались сибиряки и сколько в них комплексов. Как скучны рестораны и печальны магазины Тоска, в общем. Хотелось улучшить мир вокруг себя. Уже в Красноярске я как-то набрел на один из стандартных постсоветских продуктовых магазинов. И вдруг что-то щелкнуло: полки громоздкие, серые, стеллажи неудобные. На тот момент я уже знал, что в Москве есть специальные компании, которые «одевают» магазины. Пришла идея открыть такую компанию в Красноярске. Решающим стал и тот факт, что войти в этот бизнес можно было с минимальными деньгами. Моих скопленных средств как раз хватило на то, чтобы сделать первый заказ. Ну и, конечно, здесь можно было совместить зарабатывание денег и творчество. Создание оборудования для магазина или ресторана начинается с эскиза на листе бумаги. А не рисовать я не мог.
 
От серых полок к фонтанам и мансардам
 
Свой первый заказ Олег Наугольных получил от того самого магазина, на который набрел случайно. Сам он признается, что директор магазина тогда ему просто поверила.
 

— Может быть, сработал мой «дар» — всегда и везде уболтать любого, а может, она действительно поняла: пора меняться.

С первого проекта уже старались применить свой творческий подход?
 
— С первого не получилось (смеется). Первый заказчик согласился поменять старое оборудование на новое, но «только без сверхтворческих изысков». Тогда люди боялись делать что-то необычное. Стандартным ответом на мои нестандартные проекты было: «Нам сделайте что-то попроще». А как «попроще», когда в голове десятки ярких идей? Меня же в институте учили рисовать фонтаны, мансарды, балконы с римскими колоннами. Но вначале, когда я предлагал это своим клиентам, ничего, кроме улыбок, это не вызывало. Только несколько лет назад люди стали охотно соглашаться на смелый, оригинальный дизайн. Стали использовать в интерьере магазина яркие цвета. Думаю, здесь еще сказывается консерватизм сибиряков. Уж очень они не любят что-то кардинально менять и ко всему новому привыкают долго.
 
После пилотного проекта дело успешно пошло?
 
— Я очень на это надеялся. Думал, сейчас клиенты толпами к нам пойдут. Но не тут-то было. Какое-то время вообще сидели без заказов, были только мелкие работы, ничего серьезного. Тогда я решил дать рекламу, да побольше. Но и после такой атаки продажи не поднялись. Тогда я предпринял последнюю, как мне тогда казалось, попытку — в 1998 году арендовал помещение и открыл выставочный зал, куда понаставил самое разное оборудование — от стульев до манекенов. Все это сделал для того, чтобы народ не просто видел в каталогах, что мы можем привезти, но и смог бы прийти, посмотреть, если надо — пощупать. Когда открылся выставочный зал, дело сдвинулось с мертвой точки. Я получил первый крупный заказ на оснащение супермаркета в Зеленогорске. Помню, что этот проект принес и первые серьезные деньги.
 
А потом был дефолт
 
— А потом был дефолт. История о том, как мы его пережили, уместится, наверное, еще на четырех кассетах вашего диктофона. Хотя сегодня можно остановить на улице любого человека, у которого денег в кармане больше, чем на троллейбусный абонемент, и он расскажет вам невероятную историю о том «замечательном» времени. В 1998 году я остался не просто «ни с чем», на мне висели большие долги, договоры с московскими поставщиками, обязательства перед клиентами. Тогда один день проходил как сегодня целый год. Спасла положение только моя настойчивость. Опять пришлось вернуться к небольшим заказам: масштабных магазинов и ресторанов никто не строил.
 
От поставщика к производителю
 

Олег Наугольных вспоминает, что после кризиса рынок поставок торгового оборудования будто очнулся ото сна. Стали появляться новые поставщики, начали запускать свои представительства московские и новосибирские компании.

— Нельзя было открыть газету, чтобы не увидеть объявления «поставим ТО», «установим оборудование в рассрочку» и т.д. Конкуренция усилилась. Получалось, вроде бы мы, с одной стороны, и пережили кризис, но, с другой, появилась другая забота — удержаться на очень тесном рынке. Тогда мне пришла в голову идея запустить собственное производство. Во-первых, это дает конкурентное преимущество по срокам поставки оборудования, во-вторых, из-за отсутствия посредника мы сможем предложить цену ниже, чем у других компаний.
 
Проект оправдал ожидания?
 
— Конечно. Первый мини-цех мы запустили три года назад. Тогда я вложил в него менее трех миллионов рублей. На тех станках, что мы взяли, делали простые заказы. А в этом году я купил еще один цех на химкомбинате «Енисей». В последний проект пришлось инвестировать более $850 тыс. Но зато на новом производстве мы сможем расширить ассортимент, делать оборудование из пластика, ламината и стекла и т.д. В итоге рентабельность бизнеса выросла в два раз. Если у продавца она не дотягивает и до 10%, то у производителя она доходит до 15-20%. Плюс к этому мы стали выигрывать у тех же москвичей тендеры на поставку и установку оборудования. Преимуществом стало как раз то, о чем я говорил, — цена и сроки. Например, мы получили тендер на оснащение местного «Детского мира» во многом потому, что никто из федеральных операторов не взялся сделать магазин в тысячу квадратов за две недели и за малые деньги.
 
И все-таки москвичи здесь «держат» около половины рынка
 
— Все верно. Но эта «половина» легко объяснима. За последние два-три года в Красноярск валом повалили федеральные операторы: одежда, бытовая техника, спортивные товары — все открывают свои магазины. В качестве поставщиков торгового оборудования они привлекают своих партнеров — тех же московских поставщиков. И это нормально. Ну глупо было бы, если бы они сюда заходили и на оленьих упряжках по всему Красноярску ездили бы в поисках местных поставщиков. Зачем? Когда у них есть постоянные партнеры.
 
Мечты художника
 
Создатель «Торгового оборудования» свою личную жизнь, как и бизнес, старался строить по-особому. Здесь тоже не обошлось без творческих поисков и художественных изысков. Например, для того, чтобы найти свою будущую супругу, он специально открыл клуб знакомств «Весна». Правда, как признается Олег Наугольных, такой оригинальный способ поиска второй половины результатов ему не принес. На второй день после того, как клуб закрылся, он встретил свою будущую жену.
 

— Я женился поздно, в 37 лет. Серьезно подходил к выбору второй половины. Чтобы облегчить поиск, создал свой клуб знакомств (самый продвинутый в Красноярске). Думал: там-то я точно найду себе достойную пару! А получилось наоборот: с помощью «Весны» люди заключили несколько сотен удачных браков, а я так и оставался холостым. Свою будущую жену по иронии судьбы я встретил на следующий день, как закрыл клуб. Долго ее «проверял»: скрывал свое благополучие, на свидания надевал одежду безработных — джинсы и футболки, притворялся нищим художником. А когда понял, что она любит меня, а не мой успех, женился.

Сейчас вы прежде всего кто — прилежный семьянин или отчаянный бизнесмен?
 

— Прилежный семьянин. Раньше я был трудоголиком. Дни и ночи проводил на работе, когда запускал производство, вообще практически жил в цехе. Но когда женился, у меня родился сын, жизнь полностью изменилась. Поменялась система ценностей: отошли на второй план друзья, тусовки и работа. Если раньше я, стирая ботинки, бежал в офис, то теперь ровно в 18:00 я дома в пижаме и возле камина, и только форс-мажор может заставить меня остаться на работе.

Нет мысли возобновить клуб знакомств?
 

— Вообще, этот бизнес не приносил мне желаемого дохода. Но зато мне очень нравилось наблюдать за человеческими судьбами. Уже решено: клуб скоро откроется вновь, и даже в более интересном формате. Его директором станет моя жена. Тогда ревновать она меня не будет (смеется).