Меню

Бизнес уходит в вынужденную эмиграцию

Бизнес-эмиграция из России уже перестала быть чем-то из ряда вон выходящим и превратилась в достаточно распространенное явление.

Сам термин говорит за себя: предприниматель переносит свой бизнес в другую страну или реализует проект с нуля за рубежом. Причины этого, на мой взгляд, прозаичны — когда заниматься какой-либо деятельностью на родине становится невозможным (в силу ряда факторов — например, это могут быть нападки контролирующих органов, несовершенство законодательства или даже моральное неудов¬летворение политической ситуацией в целом), перенос бизнеса за границу остается единственным выходом. Конечно, это крайность — в современной России бизнесмены чаще рассматривают эмиграцию как «подстраховку». Я вижу это по разговорам, которые ведутся среди моих коллег и друзей, по примерам знакомых, которые, условно говоря, уже подготовили себе запасной аэродром за границей.

Владелец крупного бизнеса вряд ли согласится добровольно покинуть Россию — здесь его держит высокая доходность, зачастую даже сверхприбыли, о которых за рубежом можно забыть. Но риск все же остается. Думаю, каждый рано или поздно задумывается, как обеспечить безопасность себе и своей семье в случае непредвиденных обстоятельств. Бизнесменам нужен «черный ход», по которому за несколько часов он сможет переправиться в другую страну, избежав преследования. Необязательно со стороны правоохранительных органов. К сожалению, и конкуренция в России до сих пор может носить криминальный характер.

Так приходит понимание, что для обеспечения этого «резервного коридора» необходимо иметь гражданство в другой стране или как минимум разрешение на пребывание на территории другого государства. Но мало кто знает, как правильно этот вариант реализовать. Зачастую бизнесмены, незнакомые с экономическими и политическими реалиями других стран, пытаются интуитивно найти пути решения или использовать так называемые «свои связи». Такие попытки обычно терпят фиаско — в моей практике было несколько случаев, когда приходилось разбираться с ошибками, совершенными именно по незнанию.

Грубых ошибок несколько, но их совершают многие. Так, считается, что приобретение жилой недвижимости является безусловным основанием, чтобы в другой стране выдали разрешение на пребывание. Но это миф: покупка жилья может рассматриваться лишь как основание для выдачи визы и не более. Нередки примеры, когда бизнесмен инвестирует немалые средства в иностранную недвижимость, но при этом не получает вообще никаких привилегий по сравнению с простыми туристами.

Роковой ошибкой может стать и неверный выбор сферы деятельности — в любой стране есть нюансы, которые следует учитывать. Например, в Германии каждая федеральная земля определяет свои приоритеты развития. В частности, для Берлина, позиционирующего себя как столицу искусств, актуальна творческая направленность бизнеса. Поэтому здесь будет приветствоваться реализация проекта, связанного с творческой деятельностью. Это не гипотетическая ситуация: в начале следующего года мы с партнерами открываем в Берлине школу бальных танцев.

На мой взгляд, российским властям давно пора задуматься о проблеме эмиграции, и в первую очередь эмиграции успешных бизнесменов. Интересный факт, который мне открылся благодаря сотрудничеству с иностранными компаниями и общению с эмигрантами, — это принцип бесспорного торжества закона. Ситуация уникальная: за рубежом наши бывшие соотечественники убеждены в том, что именно здесь закон — не пустой звук, что он соблюдается и является справедливым. Наше государство должно стремиться к этому же, необходимо сформировать представление о России как о привлекательной стране для бизнеса и жизни. Для этого нужны конкретные действия: системная борьба с административными и коррупционными препятствиями предпринимательской деятельности, совершенствование законодательства и т. д. Конечно, одномоментно это не случится. Но у нас происходит обратный процесс: в родной стране человек не чувствует себя в безопасности — он переживает за бизнес, который могут задавить проверками, за семью, которую могут втянуть в тот или иной конфликт, и нередко за собственную жизнь. И пока я не вижу, чтобы ситуация менялась в лучшую сторону.

Колонка написана специально для «Делового квартала»