Меню

Будущее Красноярска

Генеральный план развития Красноярска, принятый в 2001 г., разработан питерскими специалистами Института урбанистики. Генплан города рассчитан на долгосрочную перспективу — до 2020 г. По задумке ар

Через 10 лет красноярцы должны жить в городе, где на месте промышленных зон возведут жилые массивы, а у центра мегаполиса появится «цоколь» с кафе, магазинами и парковками. Согласно генеральному плану.

Генеральный план развития Красноярска, принятый в 2001 г., разработан питерскими специалистами Института урбанистики. Генплан города рассчитан на долгосрочную перспективу — до 2020 г. По задумке архитекторов, проектировщиков и других создателей этого монументального документа, Красноярск из промышленного города должен стать мегаполисом, комфортным для проживания. С современными и красивыми микрорайонами, подземными парковками, скверами и парками. Городом, приятным как на взгляд, так и на «вдох».

Будущее города экологически чисто
Согласно генплану, Красноярск будет расти в пределах существующей городской черты, однако при этом планируется увеличивать территории, предназначенные под жилое строительство. Это должно произойти за счет выноса промышленных предприятий за пределы города.
В департаменте градостроительства администрации Красноярска очерчен круг предприятий, которые хотят выселить из краевого центра: «Красноярскнефтепродукт», «Красноярскграфит», Красноярский завод № 67 гражданской авиации. Также планируется «переселить» антенное поле Российской телевизионной и радиовещательной сети, производственные предприятия Юго-Западного промышленного узла, а также Красноярский завод комбайнов и судостроительный завод, которые уже высвободили часть своих территорий.
Планируется, что промышленная зона в будущем расположится в северном и северо-восточном направлениях. В частности, за микрорайоном Солнечный, рядом с бывшим заводом тяжелых экскаваторов. А также за КрАЗом. Например, КЗК город уже предложил участок за Красноярским алюминиевым заводом.
«Основной принцип генплана — занятие значительных промтерриторий с хорошими экологическими показателями под массовую застройку», — пояснил главный архитектор Красноярска ВАДИМ ПИРОГОВ.
По генплану, к 2020 г. селитебные территории Красноярска (жилые районы, торговые центры, улицы, проезды, магистрали, парки) должны вырасти на 3,3 тыс. га.
Красноярск пойдет ввысь
Большую часть свободных или высвободившихся под застройку территорий — до 80% — займет многоэтажное строительство. Одно из приоритетных направлений, оно же самое экологически чистое — юго-западное. Предполагается развитие уже существующего микрорайона Плодовоягодный. Также на левобе- режье планируется выстроить жилые высотные микрорайоны: Слобода Весны, Солнечная Горка, Солнечный и др. На право- бережье — Пашенный, «Южный берег» и др. Как отмечает начальник первой проектной мастерской ТГИ «Красноярскгражданпроект» ТАТЬЯНА ЛИСИЕНКО, проекты правобережья как раз интересны тем, что здесь происходит реновация территорий, смена их функционального использования. «Я имею в виду, например, жилой район «Южный берег», который строится на территории судостроительного завода. Здесь мы наблюдаем создание совершенно новой среды, нового жилого комплекса, который станет центром на правобережье. Отмечу также правобережный проект реконструкции части жилой застройки на улицах Вавилова и Семафорной, который ведет компания «СибЛидер». Здесь также формируется новый благоустроенный район на месте сноса ветхого жилья», — рассказала г-жа Лисиенко. Кроме того, в последние годы на правом берегу застройщики активно начали «осваивать» микрорайон Пашенный. Он считается экологически чистым, а потому перспективным для жилой застройки. В частности, компания «Культбытстрой» строит здесь комплекс «Утиный плес».
Как отметил Вадим Пирогов, от прежней линейной структуры планировки Красноярска планируется перейти к более сложной, радиально-расчлененной. «Она во многом складывается под влиянием природных факторов — долины реки Енисей и горных отрогов», — пояснил г-н Пирогов.
«Художники» будущего города — архитекторы, строители, чиновники, с которыми в ходе подготовки материала общались журналисты «Делового квартала», особо отмечали: Красноярск будет зеленым городом. В жилых районах предусмотрены скверы, бульвары, придорожные аллеи. Обязательно для застройщиков, по замыслу создателей генплана, озеленение не только жилых массивов, но и социально значимых объектов, например, территорий школ и детских садов.
Генплан Красноярска предусматривает и развитие малоэтажного строительства. Сегодня уже определены районы, которые подходят для размещения коттеджей: Славянский, частично Овинный-Таймыр и Кузнецовское плато.
Центр города пойдет «в цоколь»
Центр города будет реконструироваться в рамках разработанного в 2007 г. «Проекта планировки исторического центра Красноярска». К реконструкции центра предполагается подходить комплексно — с реорганизацией инженерной инфраструктуры и освоением подземного пространства. Под Красноярском может появиться своеобразный цокольный этаж — с кафе, автостоянками, клубами, магазинами и хозяйственными помещениями. Особое внимание будет уделяться строительству подземных парковок. Как сказал один из экспертов, улицы центральной части города, имеющей вековую историю, планировались для проезда конных повозок и изначально были узкими. Поэтому именно здесь наиболее актуальна проблема парковочных мест для транспорта.
Решение вопроса сдвинулось с мертвой точки не так давно. Скоро многоместные подземные парковки появятся за зданием городской администрации и на площади возле БКЗ. Рассматриваются варианты подземного освоения территории слева от театра оперы и балета, привокзальной площади возле железнодорожного вокзала и площади Революции.
Как рассказали в администрации города, сейчас 47 компаний ведут сбор необходимых документов на предоставление земельных участков под строительство парковок в разных частях города. Кстати, строительство парковок в рамках жилой застройки предусмотрено в Красноярске распоряжением главы города, которое обязывает застройщиков при возведении дома оборудовать наземные или подземные паркинги в расчете одно машино-место на квартиру.
Красноярск подтянет пригород
Говоря о будущем Красноярска, необходимо учитывать, что развитие города будет проходить в рамках проекта «Красноярская агломерация». Впервые он был представлен на Красноярском экономическом форуме в 2007 г., а в апреле прошлого года было подписано соглашение о межмуниципальном сотрудничестве между семью территориями Красноярского края: Емельяновским, Сухобузимским, Березовским и Манским районами, городами Сосновоборском, Дивногорском и Красноярском. Для управления проектом создано госпредприятие «Корпорация «Красноярск-2020».
Директор по развитию корпорации ВЯЧЕСЛАВ ПОЛИЩУК пояснил «ДК», что агломерация — это не какой-то орган или территория. Это договорная форма совместного планирования и развития прилегающих к Красноярску районов края и городов. «В рамках проекта мы можем усилить позиции территорий, которые находятся в географической близости и экономически, социально и культурно зависят друг от друга. Необходимо планировать их совместное развитие, не нарушая при этом административной целостности. Это позволит максимально развить потенциал каждого из субъектов, входящих в состав Красноярской агломерации», — заявил г-н Полищук.
Один из ключевых проектов агломера- ции — создание транспортного каркаса, который должен объединить все виды транспорта в крае в единую инфраструктуру, также проект предполагает расширение имеющихся и строительство новых автомобильных трасс, объединяющих муниципальные образования, окончание строительства метрополитена.
«В 2010–2011 гг. будет разработана комплексно-инвестиционная программа Красноярской агломерации. В ней обоснуется целесообразность объединения, укажутся источники финансирования планируемых к реализации проектов. Предполагается их частно-государственное финансирование. Примерный объем инвестиций — 600 млрд руб. Проект Красноярской агломерации рассчитан до 2020 г. Однако это лишь этап, который позволит подвести промежуточные итоги в реализации проекта», — рассказал г-н Полищук.

80% строящегося жилья — многоэтажки

600 млрд руб. инвестиционная емкость проекта «Красноярская агломерация»

В 36 млрд руб. обойдется городу новая транспортная схема

На 3,3 тыс. га вырастет жилая территория города