В Красноярске прошла конференция «Ритейл в России. Курс на регионы». На мероприятии обсудили сценарии развития местной торговли в условиях экспансии федералов. Бизнесмены делились своими кейсами.
Реальные доходы населения в последнее время растут слабо или и вовсе падают, а это сказывается на оборотах розничной торговли, — с такой не очень позитивной ноты началась конференция. На мероприятии, организованном при поддержке ГК «Командор», собрались владельцы и руководители торговых сетей, поставщики и производители из Красноярска и других городов.
Директор практики консультационных услуг в области стратегии и операционной эффективности PwC Ольга Сумишевская привела такие цифры: ЦБ сегодня фиксирует инфляцию на уровне 5,5% и ожидает, что потребители ее ощущают на уровне 9%. Однако, по итогам опроса PwC, потребители чувствуют инфляцию на уровне около 10,5%, о росте цен говорят более половины опрошенных, при этом треть отмечает, что их финансовое положение ухудшилось и продолжит ухудшаться.
На фоне этой стагнации происходит консолидация розничного рынка. В основной массе регионов доля федеральных сетей занимает более 20%, где-то уже приближается к 30%. По результатам наших предыдущих исследований, в 2015 году в Сибири доля федеральных сетей составляла 9%, а сейчас — 13%. И эта тенденция будет продолжаться. В планах у сетей активно заполнить всю территорию до Забайкалья», — отметила Ольга Сумишевская.
Эксперты отметили, что региональным ритейлерам сложно оставаться конкурентоспособными в условиях слабо развитой логистики и давления федеральных сетей. Главный козырь местных игроков — глубокое знание специфики локального рынка и четкое понимание потребностей своих клиентов.
Чем мы отличаемся от федеральных сетей? Им трудно избежать фокуса на капитализацию компании, на квартальную прибыль, на отчеты. А мы сейчас делаем фокус на покупательский опыт: как ведут себя потребители, что им нравится? Есть мнение, что алгоритмы и цифры дают о покупателе полную информацию, позволяя им управлять. Но это не так. Мы, находясь здесь, на месте, знаем наших покупателей гораздо лучше, и на это делаем ставку», — поделился член совета директоров ГК «Командор» Олег Сипетый.
Преимущества федеральных и местных торговых сетей проанализировала генеральный директор ГК «Красный Яр» Анжела Рябова:
У федералов есть свои козыри. Прежде всего, это закупочная сила. Наши контракты на А-бренды отличаются с контрактами федералов на 5, 7 и даже 10%. Это данность. Следующий момент — сети могут диверсифицировать свои убытки в Сибири, покрывая их за счет прибыли, к примеру, в Краснодаре или Москве. Третье преимущество — стандартизация процессов и магазинов. Мы видим, какие колоссальные инвестиции коллеги вкладывают в это», — отметила Анжела Рябова.
Также к сильным сторонам федеральных сетей эксперт отнесла большие инвестиции в digital, доступ к дешевому капиталу и глубинные скидки. При этом Анжела Рябова отметила, что у местных ритейлеров есть свои преимущества.
Мы быстрее в принятии разных решений: по вопросам ассортимента, ценообразования, установления контактов и заключения контрактов с поставщиками. На мой взгляд, местные ритейлеры делают это профессиональнее федеральных игроков. Еще одна сильная сторона — фокус на местное. Продвигать местных производителей — это не просто декларация, это реально глубокая проработка, ну если хотите, экосистемы. Начиная от входа товара в торговую сеть, заканчивая мерчандайзингом и подсветкой преимуществ этого товара. И мы хорошо двигаемся в этом направлении. Собственное производство и товары категории ФРЭШ наше сильнейшее конкурентное преимущество. Федералы на нашей территории — это продавцы сухих товаров. Ответом на закупочную силу крупнейших сетей являются закупочные союзы, в которых мы состоим. Пока федералы думали и просчитывали, у нас было время учиться. И мы научились.
Представители региональных торговых сетей сошлись во мнении, что им необходимо быть ближе к покупателю и быстрее принимать решения, чтобы оставаться конкурентоспособными.