Airpark «Кузнецово» открылся два года назад. Сделав ставку на комплекс развлекательных услуг, его создатели не прогадали.
Полетать, погоняться, пострелять, поиграть, устроить пикник. В Красноярске есть, где заняться всем вышеперечисленным. Однако исполнительный директор Airpark`а «Кузнецово» Иван Игошин, не видит конкурентов у своего парка: «Чтобы все в кучу и еще самолеты — такого ни у кого больше нет».
фото: Илья Матушкин
Положились на чутье
В студенческие годы Иван Игошин активно играл в КВН. На вопрос: «Почему именно парк развлечений?» он, ни секунды не раздумывая, отвечает: «Креатив!» Но на одном креативе бизнес не выстроишь.
— Начиналось все в 2008 г с пейнтбольного клуба. Это был студенческий проект, все было весело. А спустя четыре года стало ясно, что на военной теме далеко не уедешь, это уже не модно, не в тренде. И мы провели ренейминг компании. Так и получился Airpark «Кузнецово». У нас есть инвесторы из производственной сферы. Генеральный партнер парка - «Завод отопительной техники и автоматики».
Почему производственники вдруг решили заняться таким бизнесом? Что ими двигало?
— Есть площадь, земля, где можно строить. Либо она будет стоять, либо можно что‑то сделать на ней. Соответственно, при стечении всех обстоятельств — когда совпадают желания, возможности и для этого есть все ресурсы — почему бы и нет?
Перед запуском парка вы проводили маркетинговые исследования или это было собственное чутье?
— Скорее, чутье. Попробовали одно, потом другое. Пошли, может быть, не совсем правильно — внесли коррективы в направление движения.
Через какие сложности вы прошли, от чего отказались, что изменили?
— Отказались в первую очередь от военной тематики. Пейнтбольный клуб — это был локомотивный продукт. Мы полностью перешли на другой спектр услуг. Например, ввели аренду аттракционов — на сегодня мы крупнейший и практически единственный в городе оператор по аренде. Мы их привозим на место мероприятия, монтируем, даже девиз придумали для внутреннего пользования «Если вы не едете в парк, то парк едет к вам». Это направление у нас стало таким Blue Ocean — стратегия голубого океана — ни у кого не было ничего подобного. Тяжело пошло, народ не понимал, почему цена аренды аттракционов гораздо больше, чем пригласить двух аниматоров‑клоунов. В этом году уже получше — провели несколько событийных мероприятий. Выходим на другие объемы по этому направлению.
Airpark «Кузнецово» рассчитан как на частных, так и на корпоративных клиентов. Как вы строите работу в каждом из этих сегментов?
— В2С — это трафик парка развлечений, куда люди приезжают жарить шашлыки, отдыхать в беседках, праздновать дни рождения, кататься на картинге. В2В — это уже корпоративные мероприятия, мы готовы сделать мероприятие под ключ, под это дело мы собрали команду. Продукты часто пересекаются между собой. Все услуги можно предложить В2В‑сегменту, но не все подойдут для В2С.
Как делится выручка парка по сегментам В2В и В2С?
— Если говорить о выручке в целом, в 2013 г. был резкий скачок по сравнению с 2012‑м. В этом году мы планируем вырасти еще больше. Пока не заработала ивент‑группа, В2С‑направление преобладало. Как только запустили корпоративный формат — В2В вышло в лидеры продаж. В этом сегменте у нас появилось три главных направления — пейнтбол, аренда беседок и квесты.
Есть примеры парков, аналогичных вашему, в России? На кого вы ориентируетесь?
— Мы ориентируемся больше на потребителя. Когда только начинали, мы, конечно, провели анализ сферы развлечений и активного отдыха. Со временем перешли к ориентации на аудиторию, потому что с точки зрения бизнеса это более эффективно.
Какова конкурентная среда в Красноярске?
— В рамках тех возможностей, которые имеет парк — я имею в виду, прежде всего, малую авиацию — у нас конкурентов нет. Но с оговоркой — нет в полном комплексе наших услуг. Если раскладывать по продуктам, конечно, конкуренты есть. Пейнтбол — столько клубов, и очень сильных. Квадроциклы — тоже ребята работают. И так далее. Но вот чтобы все в кучу и еще самолеты — такого нет.
Вы пошли за спросом. Означает ли это, что вы не будете предлагать те услуги, в которых не уверены на 100%, что они будут востребованы?
— Давайте не забывать про разделение по продуктовым группам. Есть аэрохоккей — это тот продукт, который будет работать всегда. А есть детский пейнтбол. Мы сейчас делаем первый в городе детский пейнтбол. Но мы не идем наугад. Мы разговаривали с мамочками, они каждый раз боятся, что у детей будут оставаться синяки. А если без синяков? О, тогда классно. Конечно, какие‑то услуги могут возникнуть спонтанно. Мы привезли в этом году аттракцион «дойная корова» — для мероприятий. Заливаем в нее напиток, и корова дает — молоко, газировку, колу, виски. Продукт рисковый, потому что стоит дорого, и непонятно, кому он будет нужен. Но тем не менее люди «съели». Брали из-за новизны, поскольку раньше с таким не сталкивались.
Без «диснейлендов»
Иван Игошин считает Красноярск консервативным городом в вопросе отдыха и развлечений. В этой особенности — и трудности, и возможности для бизнеса.
Насколько красноярцы избалованы в вопросе отдыха?
— Мое мнение, наш город — консервативный. Если человек ходит в бильярдный клуб, то в один и тот же. Если он привязан к какой‑то горе, то он и будет туда ездить кататься. Для того чтобы человек поменял свои предпочтения, нужно некоторые усилия применить. Сейчас появляется все больше и больше предложений в нашей сфере. Но, по моим ощущениям, рынок не насыщен.
Вам интересен премиальный клиент?
— Когда люди отдыхают в парке, нельзя отличить премиального клиента от среднестатистического посетителя. Единственное, отличаются классы машин на парковке. Премиальный клиент — он есть, но он садится с ящиком пива в беседку, и получается, что ему особо ничего не нужно. Есть, конечно, люди, которые постоянно к нам ездят, у них вип‑статус. В вопросе премиальности главное то, что мы можем предложить. Если мы даем обычному клиенту пейнтбол плюс картинг, то человеку, который имеет вип‑статус, можно предложить — а давайте полетаем, шар воздушный поднимем, на шаре напишем «я тебя люблю». Все что угодно можно сделать. Поэтому выясняем потребности таких клиентов.
По малой авиации у вас уникальное для города предложение?
— Соединение парка развлечений и аэродрома уникально. Конечно, есть и другие предложения в сфере авиации. Аэродром малой авиации — это не парк, им занимается наш партнер. Это, конечно, дорогое удовольствие. Практически невозможно зарабатывать, потому что законодательство не позволяет вести бизнес в сфере малой авиации, все зажаты в рамки. Такой бизнес сложно вывести на рентабельность. Аэродром живет за счет «Клуба частных пилотов», в который входят люди, способные оказывать поддержку. Директор аэродрома сам чемпион по высшему пилотажу.
Сколько сейчас бортов на аэродроме?
— Порядка 14 бортов. Кроме того, он используется как транзитный аэродром.
Airpark «Кузнецово» — это рентабельный бизнес?
— Надо разделять получение операционный прибыли и прибыли от инвестиционных проектов. Если судить, используя обычный метод — деньги пришли, деньги ушли — мы рентабельны. Но если смотреть на инвестиции, то они пока не вернулись. Мы сейчас везем детский городок, веревочный парк, вложения измеряются миллионами.
Сколько уже вложено в парк?
— Я не могу назвать точную сумму, но это не сотни миллионов. В этом году мы инвестировали в закупку аттракционов около 3 млн руб. А главная инвестиция сейчас — в ландшафт и персонал. В текущем году мы полностью сформировали отдел продаж, ивент‑группу и набираем еще людей. Инвестиции идут на то, чтобы повысить систему менеджмента, чтобы было как можно меньше вопросов по качеству обслуживания. В конце прошлого года в нашей команде было 6 человек, сейчас уже около 20. Лучше бы было еще больше. Мы успеем скорректировать бизнес‑процессы. В этом году мы практически удвоили вместимость парка. И ожидаем на каждые выходные аншлаг.
Аншлаг — это сколько?
— Вместимость парка по стульям примерно 700 человек. Если считать не только сидячие места, ведь многие приходят к нам поиграть, побегать, то мы можем поместить у себя тысяч 6‑7. Недавно делали проект с группой компаний «Крепость», когда они устанавливали рекорд Гиннесса, делали огромный логотип Toyota из автомобилей этой марки. Было больше 5 тыс. гостей.
Есть интерес к вашему парку со стороны потенциальных партнеров, например, рестораторов?
— В этом году я завел несколько партнеров, заметен интерес со стороны малого бизнеса. Крупный пока нас не видит. Мы сами специально не ищем. Кто приходит — тот приходит.
Как вы оцениваете насыщенность своего парка услугами? Что еще нужно добавить?
— Не хватает у нас чего‑то вроде базы отдыха, где людям предлагаются
ночлег и отельная форма обслуживания. Также у нас пока нет кафе и ресторана. Вот две крупные услуги, которые мы хотели бы предоставлять. Но это серьезные проекты, в их менеджменте мы понимаем плохо. Поэтому пока не спешим. Отельная форма — ее наиболее часто спрашивают клиенты, но она и наиболее сложная, поэтому пока она уходит на дальний план. Кафе, думаю, откроем в следующем году. В партнерском формате, сами мы это делать не будем.
В Красноярске еще нет по‑настоящему экстремальных американских горок, о чем многие сокрушаются.
— Рядом аэродром малой авиации — поэтому мы не можем строить высокие объекты из соображений безопасности. Была идея — сделать местный «диснейленд». Но, во‑первых, это сотни миллионов инвестиций. Во‑вторых, аэродром не позволит. В-третьих, нам еще есть куда расти и без этого. Пока будем работать в менее масштабном русле.
Насколько освоена территория парка?
— Процентов на 15.
Авторы: Алексей Машегов, Наталья Повольнова
Фото в материале: airpark «Кузнецово»