Меню

Депутатам Заксобрания представили альтернативу красноярскому метро

Идея экс-губернатора Красноярского края Александра Хлопонина получила развитие. Создан агломерационный проект «Городская электричка», охватывающий три направления.

Депутаты Заксобрания региона обсудили перспективы и эффективность проекта «Городская электричка», разработанный для Красноярска и пригородов.

Напомним, идея создания «Городской электрички» или «легкого» метро появилась в 2008 году и была поддержана губернатором Александром Хлопониным.  Первоначально электричка делала полный оборот по городу за 1 час 40 минут, затем удалось сократить это время на 20 минут. Однако проект не стал популярным у горожан из-за неразвитости инфраструктуры.

К 2012 году, когда актуализировалась проблема перегруженности городских дорог, проект реанимировали. Осенью 2014 года было подписано трехстороннее соглашение между КрасЖД, администрацией города и правительством края об организации городской электрички в столице края и внутри Красноярской агломерации.

В настоящее время «Городская электричка» включает три направления: Овинный — Бугач — Красноярск — Енисей — Сады, Красноярск — Бугач — Красноярск-Северный — Красноярск — Енисей — Дивногорск. Таким образом, охвачены почти все районы левого и правого берегов. По ходу движения городской электрички расположено 17 остановочных пунктов на территории Красноярска и 6 на линии от Красноярска до Дивногорска. Ежедневно на маршрут выходят 30 пар электропоездов, 10 пар из них курсируют внутри Красноярска.

По словам представителей КрасЖД, основной плюс городской электрички – сокращение времени в пути в 1,5 раз по сравнению с другими видами общественного транспорта. На электричке действует единый тариф – 19 рублей, с 2014 года можно рассчитываться по транспортной карте прямо в вагоне. По данным КрасЖД в 2016 году пассажиропоток увеличился на 49% по отношению к 2012 году и составил 1,145 млн человек.

Один из элементов инфраструктуры проекта «Городская электричка» — перехватывающие парковки. Сейчас они есть на станциях Красноярск-Северный и Енисей. Скоро появится перехватывающая парковка на станции Базаиха. В планах организация парковок возле станций Злобино и Шинный завод.

План развития «Городской электрички» включает строительство новых остановочных пунктов в строящихся жилых микрорайонах. Генпланом города предусмотрено возведение 22 остановочных пунктов. Первый из них появится на площадке между двумя новыми микрорайонами — «Преображенский» и «Солонцы-2». Остановочный пункт представляет собой терминал с крытым переходом до электрички.

Также городская электричка будет активно использоваться для доставки гостей к основным объектам Универсиады: фан-парку «Бобровый лог» (ст. Бобровый лог), Академии зимних видов спорта (ст. Путепровод), Ледовой арене «Тихие Зори» (ст. Тихие Зори), спорткомплексу им. И. С. Ярыгина и Центральному стадиону (ст. Студенческая), «Арене-Север» (ст. Северное шоссе).

Вместе с тем, объемы перевозок электричками пока несопоставимы с городским пассажирским транспортом. Ежедневно общественный транспорт краевого центра перевозит до 700 тыс. человек. Поэтому министр транспорта края Сергей Еремин поставил перед КрасЖД увеличить пассажиропоток до 20 млн в год. Для этого потребуется обновить подвижной состав и увеличить количество пересадочных узлов.  

На балансе красноярской дирекции железной дороги находится 35 технически исправных электропоездов (243 вагона). В их числе 18 вагонов, которые компания приобрела в прошлом году в рамках инвестиционной программы. На это ушло порядка 700 млн руб. Из общего количества парка компания арендует 32 электропоезда (213 вагонов). Еще 30 вагонов арендовано у Центра транспортной логистики (ЦТЛ), который находится в собственности края. С 2017 по 2020 годы подлежат выбытию 15 электропоездов (49% парка). Из них в этом году — 26 вагонов, в 2018-м — 74, в 2019-м — 8, в 2020-м — 10. Таким образом, уже в 2018 году совокупный парк подвижного состава РЖД и ЦТЛ составит всего 173 вагона, что меньше необходимого для обеспечения перевозок.

В итоге депутаты решили обратиться к Правительству РФ и в Государственную Думу для разработки специальной программы, субсидирующей обновление пригородных электропоездов в регионах страны. Также обсуждалась идея предоставить налоговую льготу железнодорожникам на вновь вводимые объекты при условии обновления парка поездов. Депутат Виктор Кардашов предложил привлечь инвестиции физических лиц под условный проект «Народная электричка», а Иван Серебряков — финансово-промышленных групп, работающих на территории края.