Меню

Дирижер «музыкального города»

досье Александр Рыжов Родился: 13 февраля 1965 г., ст. Зима Иркутской области. Образование: СибГТУ (с 1985 по 2000 гг.) Карьера: 1988-1993 гг. — индивидуальная трудовая деятельность — директор.

За плечами директора единственного в Красноярске частного концертного агентства «Музыкальный город» Александра Рыжова богатый предпринимательский опыт: в начале своей карьеры он шил одежду и обувь, потом занялся биржевыми спекуляциями, продавал тракторы. И только придя в музыкальный бизнес, он, по собственному признанию, нашел «свое» дело, которое больше не хочет менять. Сегодня Александр занят созданием Ассоциации концертных агентств Сибири, а еще мечтает построить в Красноярске современную концертную площадку.
досье
Александр Рыжов
Родился: 13 февраля 1965 г., ст. Зима Иркутской области.
Образование: СибГТУ (с 1985 по 2000 гг.)
Карьера: 1988-1993 гг. — индивидуальная трудовая деятельность — директор.
1993-1995 гг. — брокерская контора «Акция» — директор.
1995-2000 гг. — ООО «СибАгро Снаб» — директор.
2001-2002 гг — «Троя» — торговый представитель.
2002-2006 гг. — ООО Концертная организация «СоРосАрт» — директор.
С 2006 г. КГА «Музыкальный город» — директор.
Семейное положение: Женат, дочь.
Хобби: Музыка, бильярд, активные виды отдыха.
 
Тягу к организаторской деятельности Александр Рыжов начал проявлять еще в детстве. В школе он «заведовал» культурно-массовым сектором: писал сценарии к праздничным мероприятиям и вечерам, сам же их ставил. Впоследствии, увлекшись игрой на гитаре, самостоятельно освоил этот инструмент и стал участником группы, игравшей на дискотеках. Однако г-н Рыжов вспоминает, что вся его творческая деятельность была просто увлечением, он не планировал связывать с ней свою жизнь. «Если бы мне тогда сказали, что это станет моей работой, главным делом жизни, я бы не поверил», — признался он.
На творчестве далеко не уедешь

Чем вы планировали заняться по окончании школы?
— Было начало 80-х годов, мое будущее представлялось вполне понятным и стабильным. Закончив школу, я приехал со станции Зима Иркутской области, где родился, в Красноярск и поступил в Сибирский технологический институт на специальность «Механическая технология деревообработки».

Вот так разом поставили крест на творческой «карьере»?


— Напротив, в институте я не забросил свое хобби, также организовывал концертные программы, выступал в них и как ведущий, и как участник. Передо мной даже замаячила карьера профессионального артиста. На одном из студенческих вечеров меня приметил Геннадий Петухов, руководитель хореографического ансамбля «Енисейские зори». Он предложил мне заняться аранжировкой и исполнением под гитару народных песен. Идея меня увлекла, и я «подтянул» к этому еще и своего друга, тоже гитариста. Своими выступлениями мы заполняли паузы в концертах ансамбля. Видимо, получалось у нас неплохо, потому что вскоре нас с другом стали приглашать отдельно от ансамбля на разные мероприятия.

Тем не менее профессиональная сцена вас по-прежнему не манила?


— Мне нравилось заниматься творчеством, выступать, но я не относился к этому серьезно. Даже несмотря на то, что в составе «Енисейских зорь» объездил с гастролями всю страну, а однажды побывал в Италии. Кстати, там я впервые столкнулся с тем, что называется «шоу-бизнес». За итальянские гастроли всему ансамблю выплатили гонорары — около 100 долларов каждому (для студента большие деньги в то время!). Однако продюсер-итальянец выдал всем еще и премиальные в том же размере. Свою щедрость он объяснил тем, что, как оказалось, очень хорошо заработал на наших концертах. Тогда я впервые понял: то, чем я занимаюсь «для души», может приносить и материальные дивиденды.

В тот момент у вас и родилась идея создания концертного агентства?


— Нет, я даже и не мечтал об этом. Хотя бизнесом начал заниматься как раз в то время. Был конец 80-х, в стране шла перестройка, и то будущее, которое я изначально себе нарисовал, перестало быть перспективным и стабильным. Я, по сути, оказался один в чужом городе, и мне нужно было решать, как зарабатывать на жизнь. Тогда, в 1989 году, я и организовал свой первый бизнес — по пошиву и сбыту одежды.

Через тернии — к звездам эстрады

Это была ваша собственная идея?

— Нет, мне подсказал ее один литовский бизнесмен, с которым я познакомился в Красноярске. По его совету начал ездить в Польшу, покупал там сирийские ткани и отвозил в Вильнюс. Там же заказывал пошив женских платьев и костюмов, которые, в свою очередь, привозил в Красноярск и выгодно сбывал. Тогда эти товары были в дефиците, поэтому я имел неплохие «барыши» (улыбается).

Институт к этому времени вы уже закончили?

— Нет. Тогда я еще учился на четвертом курсе. Чтобы хоть как-то успевать сдавать сессии, перевелся на заочное отделение. Однако бизнес захватывал все больше, и пришлось сначала взять академический отпуск, а потом и вовсе забросить учебу (институт я все-таки закончил, но намного позже). То же произошло и с занятиями музыкой. Поначалу еще удавалось совмещать творчество с коммерцией, но в итоге пришлось забросить и его.

То есть вы полностью сосредоточились на бизнесе?

— Да, он стал занимать все мое время. Пошивом и продажей женской одежды я занимался до 1991 года, пока этот рынок в Красноярске не стал высококонкурентным. После этого я открыл другой бизнес: вместе со своим другом, на этот раз с Кавказа, я организовал в Тбилиси кооператив по пошиву женской и мужской обуви. Товар также привозили и продавали в Красноярске. Этот бизнес просуществовал до 1993 года, когда у нас открылась биржа «Тройка». Тогда я вложил деньги в собственную брокерскую контору «Акция», которая торговала всем чем угодно — от шампанского до гвоздей.

Вы не боялись каждый раз рисковать, начинать дело с нуля?


— Напротив, всегда была уверенность, что все получится, даже если приходилось организовывать с нуля абсолютно незнакомое дело. Кроме того, я человек очень легкий на подъем, мне нравилось начинать новый бизнес, особенно если он был связан с перемещениями, переездами, новыми местами и людьми. Например, спустя несколько лет после открытия брокерской конторы я познакомился с алтайскими бизнесменами, занимавшимися поставками тракторов и запчастей к ним. Они искали новые рынки сбыта и предложили мне представлять их интересы в Красноярском крае. Дело было абсолютно незнакомое, но биржевые торги мне уже не казались перспективным бизнесом, да и просто наскучили. Поразмыслив, я согласился. Тем более что этот бизнес был тогда выгодным. В то время на рынке преобладали бартерные сделки. Мало что продавалось по схеме «товар — деньги», было, например, так: «товар — товар — товар — деньги». Эти схемы затягивались порой настолько, что, вложив «живые» деньги в товар сегодня, можно было получить их обратно месяца через два-три. А колхозы рассчитывались тогда в основном сгущенным молоком и пшеницей, которые были «ходовыми» товарами. Поэтому я закрыл «Акцию», открыл компанию «СибАгроСнаб» и начал ездить по краевым колхозам, предлагая им алтайские тракторы и запчасти к ним. Этим я занимался до 2000 года, пока в Красноярск не начали активно приходить московские компании. Я понял, что перспективы моего бизнеса стали весьма туманными, и свернул его.

И решили, наконец, открыть концертное агентство?


— Нет. В 2000 году у меня начался период застоя. Еще шли дивиденды от прежних бизнесов, поэтому я мог позволить себе какое-то время «бездельничать». Я серьезно призадумался, чем же заниматься дальше. Первая мысль, которая мне пришла, — пойти в оптовую торговлю продуктами и спиртными напитками. Однако я совершенно не знал технологии ведения этого бизнеса, и, чтобы понять ее, устроился работать торговым представителем в одну из красноярских оптовых компаний. Проработал там полгода, получил опыт. Но с опытом пришло осознание того, что мне не хочется этим заниматься. Это была та же коммерция, в которой я уже не видел перспектив. У меня опять начался долгий процесс раздумий, и в итоге меня осенила идея создания концертного агентства. Этот бизнес привлек меня своей новизной и низкой конкурентной средой, ведь в Красноярске не было частных концертных агентств. Поэтому в случае успешного старта был шанс сразу захватить лидерство на рынке.

Как извлечь пользу из провала?

Однако у вас ведь совершенно не было опыта. С чего начали?

— Я начал с мониторинга рынка и консультаций со специалистами. В интернете нашел контакты нескольких московских продюсеров и созвонился с ними. Они в один голос дали мне понять, что, если в Красноярске появится профессиональное концертное агентство, многие артисты будут с ним работать. Дело в том, что у нас тогда существовала практически монополия филармонии на организацию концертов приезжих артистов. Имея свою площадку — Большой концертный зал, она не давала возможности закрепиться на рынке частным продюсерским агентствам, которые периодически возникали в Красноярске. Однако не все артисты могут «потянуть» БКЗ. А между тем у нас есть и другие площадки для выступлений, куда можно привозить столичных звезд.

Поэтому я решил, что попробовать стоит, и пригласил партнером своего друга-бизнесмена. Однако мы понимали, что начинать лучше с человеком, имеющим опыт в этом бизнесе, поскольку очень важный фактор в нем — личные связи и знакомства. И мы нашли такого человека — бывшую сотрудницу Красноярской филармонии. Таким образом на свет появилась компания «СоРосАрт», в которой было три соучредителя.

Каков был первый опыт вашей компании?


— Нашим первым проектом стал концерт английской группы Smokie в 2002 году. Основная заслуга в его проведении принадлежит как раз нашему третьему соучредителю, которая знала многие московские агентства. Одно из них в то время организовывало гастрольный тур Smokie по России, и нам удалось договориться о том, чтобы проведение концерта в Красноярске отдали именно «СоРосАрт».

Концерт Smokie прошел очень успешно, но в целом мы были еще неопытны в этом бизнесе. Тем более что наш соучредитель вскоре переехала в Москву, где организовала свой бизнес. У нас же не было ни связей, ни интуиции в выборе артистов. Мы брались практически за все, что нам предлагали и, естественно, терпели финансовые неудачи. Надо сказать, что в этом бизнесе очень важно чувствовать настроение аудитории и не ошибиться с выбором артиста и временем его концерта. Ведь бывает так, что в этом году ты пригласил артиста и заработал круглую сумму, а в следующем, привезя этого же артиста, не только не заработал, но еще и «прогорел». На успех концерта влияет множество факторов: погода, праздники, какие-то события, которые захватывают горожан

У вас случались откровенно провальные концерты?

— Показателен в этом плане концерт норвежской группы A-HA в 2004 году. Это был следующий по значимости проект в нашей карьере после Smokie. Причем, если Smokie — это уже «уходящие» звезды, то A-HA — одна из топовых групп мировой сцены с очень высоким гонораром, большой группой сопровождения и так далее. В общем, это был очень серьезный концерт.

Просчитав себестоимость, мы пришли к выводу, что если проводить концерт в Красноярске, то цены на билеты будут «заоблачными» — около 15 тысяч рублей за билет. Поэтому решили проводить концерт в Новосибирске, в ледовом дворце вместимостью 7 тысяч человек. У нас таких больших площадок нет.

Однако, уже поехав в Новосибирск на переговоры, мы узнали, что у ледового дворца неважная репутация в качестве концертной площадки: много людей проходит на концерты без билетов. В итоге, несмотря на все наши усилия, так и вышло: концерт прошел при полном аншлаге, между тем мы продали менее половины билетов.
Это был первый серьезный провал. Убытки составили несколько миллионов рублей. Более того, неудача развела нас с партнером. Поэтому вскоре после концерта A-HA «СоРосАрт» перестал существовать, а я зарегистрировал собственное агентство «Музыкальный город».

Не возникло желания вообще бросить этот бизнес?

— Безусловно, я испытал сильнейший психологический удар. Но взыграло мужское самолюбие, амбиции. К тому же были уже запланированы другие проекты, поэтому предаваться унынию было просто некогда. Оставалось только закусить удила и работать.

В конце концов, мы извлекли и пользу из этого, по сути, провала. Благодаря концерту A-HA о нас узнали в Москве и Питере. Мы вообще были единственными, кто решился провести концерт норвежцев за пределами наших «столиц». Нам сразу поступило много новых предложений.

Звездные капризы — это миф

Ваш бизнес предполагает общение с артистами, людьми талантливыми, но сложными. Каковы основные принципы, которых вы придерживаетесь в работе с ними?

— Я часто езжу на гастроли с артистами по другим городам и наблюдаю работу своих коллег — музыкальных промоутеров. Практически у всех есть одна «беда»: излишняя нервозность, особенно в день концерта. Специфика этой работы такова, что, как бы ты ни готовился к мероприятию, как бы ни старался все учесть и везде подстраховаться, в день концерта обязательно будет какое-нибудь ЧП. Опоздает транспорт, в гостинице не будет воды, подведут монтировщики сцены и так далее. Мой принцип — сохранять спокойствие при любом аврале. Я по натуре человек спокойный и люблю работать «без нервов», в комфортной обстановке. Практика показывает, что артисты это ценят.

Что касается пресловутых капризов артистов, то я на собственном опыте убедился, что это миф. Да, среди них много людей, подверженных «звездной» болезни, но даже их капризы не возникают на пустом месте и всегда чем-то или кем-то спровоцированы. Например, когда мы готовились к приезду Scorpions, многие коллеги советовали мне отказаться от их приема. Эта группа уже гастролировала по России в 2002 году и заработала славу скандальной, проблемной звезды. Помню, иркутский промоутер даже всерьез намеревался бросить бизнес после организации концерта Scorpions. Однако мы выяснили, что все трения возникали на почве бытовых, технических и тому подобных проблем, о которых я уже говорил. Поэтому мы постарались учесть все просчеты коллег и везде, что называется, «постелить соломки». В итоге концерт Scorpions в Красноярске прошел «на ура» и был признан менеджментом группы лучшим в туре по организации.

Почему в Красноярске достаточно редки концерты звезд такого уровня, как Scorpions и A-HA? Вам не по силам «заманивать» их сюда?

— Проблема не в этом. У нас достаточно большой опыт, за плечами организация концертов Deep Purple, In Grid, Tito&Tarantula, Ottawan и многих других. Дело в том, что в Красноярске нет современной концертной площадки, куда мы могли бы привозить звезд первой величины. Есть проблемы и с техническим обеспечением концертов, но их мы можем решать, в крайнем случае с помощью питерских и московских партнеров. Как было, например, с группой ДДТ. Юрий Шевчук очень требовательно относится к техническому райдеру (список необходимого оборудования), и когда он проанализировал ту аппаратуру, которую мы могли предоставить ему здесь, то сразу заявил: «На этом я работать не буду». Тогда мы привезли из Питера одну из самых крупных компаний, занимающихся техническим обеспечением концертов. Они поставили свое звуковое и световое оборудование.

Приходится ли вам конкурировать с другими сибирскими концертными агентствами?

— Скорее мы партнеры, потому что зачастую организовываем концертный тур одного артиста каждый в своем регионе или городе. Поэтому мы постоянно контактируем, обмениваемся новостями и информацией, делимся успехами. Например, из общения с директорами других концертных агентств Сибири я выяснил, что по итогам прошлого года «Музыкальный город» стал «неформальным лидером» нашего бизнеса в регионе — мы опередили своих коллег и по балансу, и по количеству проведенных концертов.

Когда телефон звонит круглые сутки

Что планируете на текущий год?
— Я начал вести переговоры с сибирскими партнерами о создании Ассоциации профессиональных промоутеров (концертных организаторов) Сибири и Дальнего Востока. Дело в том, что в нашем бизнесе, чего греха таить, много случайных людей, в том числе мошенников. Ассоциация позволит «очистить» от них наш бизнес. С другой стороны, приезжие артисты будут знать, с кем им работать в нашем регионе. Сейчас мы разрабатываем уставные документы. Думаю, уже в текущем году ассоциация заявит о своем создании.

Кроме этого, я продолжаю искать партнеров и инвесторов для строительства в Красноярске современной концертной площадки. Также подумываю о расширении бизнеса. У нас был опыт проведения гастролей по всем городам Сибири, но потом мы сделали упор на Красноярск. Сейчас намерен набрать дополнительный штат сотрудников и вновь начать работать по всей Сибири.

Насколько бизнес занимает вас? Как часто удается провести время с семьей, встретиться с друзьями?

— Времени на отдых остается с каждым годом все меньше. Сейчас я позволяю себе раз в неделю сходить в баню, иногда поиграть с друзьями в бильярд.

С семьей, конечно, тоже хотелось бы проводить больше времени, но Концерты часто проходят по выходным. Кроме того, пока артист пребывает здесь, я вынужден находиться с ним. Даже ночью, если он, скажем, захотел посетить какой-нибудь ночной клуб.

Мой телефон не прекращает звонить круглые сутки. И я всегда снимаю трубку, потому что в нашем бизнесе есть правило: всегда быть на связи. Откровенно говоря, иногда хочется забросить телефон подальше.
Звучит так, словно вы жалеете о том, что выбрали этот бизнес.

— Отнюдь. Напротив, я все больше понимаю, что это мое. Сейчас мне уже не хочется искать чего-то нового. Я, наконец, достиг какого-то внутреннего равновесия, когда бизнес приносит мне не только деньги, но и душевный комфорт. Хотя не исключаю, что через несколько лет изменю свое мнение и меня «понесет» совершенно в другую сторону.