Меню

"ДК" выяснил, есть ли место в красноярском интернете, и как на нем заработать

Успешных локальных интернет–проектов в Красноярске немного. Но они есть. В «краснете» достаточно свободных ниш, однако попасть в точку и раскрутить свой сайт или сервис не так просто.

Красноярский рынок интернет–проектов молод, по разным оценкам, ему от 10 до 15 лет. Большинство успешных локальных порталов стартовало, когда рынок только начинал формироваться, а интернет был подключен далеко не в каждом доме. Лидеры накопили опыт, собрали аудиторию, но спокойной жизни у них не предвидится.

«Последние годы хорошо прослеживается тенденция — крупные федеральные порталы начинают присматриваться к регионам, открывать свои представительства в больших городах и конкурировать с местными проектами, — рассказывает «ДК» учредитель и директор проекта Krasmama.ru ДМИТРИЙ КОСТЕНЕВИЧ. — Красноярска этот тренд тоже коснулся. Рынок не дремлет, появляются новые игроки, чтобы сохранить свое место, нужно двигаться вперед, развиваться».

Долгий старт — не беда

Интернет-проекты — один из самых динамичных видов бизнеса с точки зрения технологий и монетизации. Такие хорошо известные в Красноярске порталы, как 24auto.ru АРТЕМА ПОТЕХИНА и АНДРЕЯ ИВАНОВА или интернет аукцион 24au.ru ПАВЛА ТАСКАЕВА и АЛЕКСАНДРА ЛИСОВИЧА, это доказывают. Эти проекты попали в волну, быстро окупились и привлекли сотни тысяч пользователей. Но есть и примеры, когда сайты растут медленно, постепенно набирая обороты. По словам Дмитрия Костеневича, при запуске портала krasmama.ru и речи не шло о заработке:

«Мы ничего не делали для привлечения рекламодателей, просто создали площадку для общения красноярских родителей. Первые продажи рекламы пошли через полгода после старта проекта. Через три года после этого я уволился с работы и начал заниматься только сайтом. Прямых продаж рекламы у нас нет, обслуживаем приходящих к нам рекламодателей в порядке очереди. За восемь лет посещаемость сайта выросла в тысячи раз».

Аналогичный путь прошел портал «Финансист». Как пояснила «ДК» руководитель проекта АНАСТАСИЯ ПОТЕКИНА, 12 лет назад сайт задумывался, чтобы дать потребителям информацию об услугах банков, их стоимости и качестве. Основной трудностью был низкий уровень доверия к интернету, особенно у потенциальных рекламодателей — банкиров.

«Первые полтора года проект не окупался, — комментирует г жа Потекина. — До сих пор у нас нет продажника. Специалист банка либо понимает важность нашего ресурса, либо нет. Работаем со всеми банками, не делая упора на крупных игроках, хотя так было бы проще и прибыльнее. Но нашим пользователям нужна максимально полная информация о банковских услугах. Поэтому растем постепенно, эволюционно. Проект уже себя окупил и приносит стабильный доход».

Хватает на красноярском рынке и примеров того, как шумно стартовавшие сайты вскоре закрывались, не добившись коммерческого успеха — green sale.ru, «Чокаво.ру», Gidpogorodu.ru и др. По словам экспертов, причины неудач, как правило, одни и те же.

«Ошибка большинства провальных проектов в том, что нет уникальной идеи, эксклюзивного и интересного контента, внятной концепции, зато прайс за размещение рекламы сразу высокий, — поясняет «ДК» директор агентства IdealPromo АЛЕКСАНДР ТОМЧЕНКО. — При этом непонятно, зачем этот сайт пользователю, чем он может быть полезен. Ведь продажи рекламы начинаются там, где есть трафик, а его можно добиться только множеством уникального контента и полезными сервисами. Кроме того, быстро деньги такой проект не принесет. Лишь спустя год начнутся стабильные продажи. Если этого не происходит, значит, какое то из условий не выполнено».

Конкуренция как стимул

Объем инвестиций в интернет проект, по оценкам экспертов, варьируется от нескольких тыс. руб. до нескольких миллионов. Например, по информации «ДК», новосибирский портал НГС на открытие и запуск красноярского офиса потратил 1 млн руб.

Дмитрий Костеневич считает, что на красноярском рынке достаточно места для появления новых продуктов:

«Можно брать любую тематическую нишу, создавать и развивать проект. Конкурировать все равно придется. Но даже в высококонкурентной нише можно сделать сайт, который будет зарабатывать».

Старожилов рынка не пугает конкуренция со стороны федеральных или местных игроков.

«За всю историю проекта у нас регулярно появлялись конкуренты, иногда удачные, иногда откровенно провальные. Я каждый раз этому радуюсь, потому что конкуренция помогает раскачивать рынок, быть в тонусе. К сожалению, конкуренты как открывались, так и закрывались после разных сроков жизни», — резюмирует Анастасия Потекина.

Владельца Krasmama.ru появление в городе аналогичных сайтов подвигло к комплексной реконструкции портала. Сейчас программисты проекта готовятся к масштабной модернизации, обещают сделать сайт более логичным, удобным, с новыми разделами и возможностями. Объем инвестиций — до 1 млн руб.

«В планах также открыть свой интернет‑магазиндетскихтоваров. Этоперспективаближайшегогода. Федералов не боимся. У Красноярска своя специфика, не всегда понятная другим. В этом наше конкурентное преимущество», — отметил г н Костеневич.

При этом он подчеркнул, что в перспективе рассматривает вариант федерализации сайта — открытие собственных представительств в крупных городах РФ. Пока же этот шаг преждевременный, поскольку требует немалых затрат. Инвестиции в открытие одного узла связи в крупном городе спикер оценил в 1 млн руб.

К слову, в Красноярске уже есть порталы, которые работают в других городах, хотя начинались с локального сайта — rosrabota.ru, 24auto.ru. Над планами шагнуть на федеральный уровень работают владельцы 24au.ru.

Новым направлением на местном интернет рынке стало создание и развитие пабликов в социальных сетях. В 2012 г. агентство IdealPromo открыло в «ВКонтакте» сообщество «Я живу в Красноярске». С аудиторией 145 тыс. человек это сейчас самый крупный в городе паблик. Сообщество задумывалось как площадка для общения, знакомств и обсуждений красноярцев, которую впоследствии можно будет монетизировать. Параллельно компания запустила несколько пабликов разной тематики городского и федерального масштаба. Из федеральных самым успешным оказался паблик «Для мам» (около 700 тыс. подписчиков), из красноярских — «Я живу в Красноярске».

«Это был новый для нас опыт. Для увеличения числа подписчиков активно вкладывались в рекламу весь первый год, перепробовали все инструменты, — рассказывает г н Томченко. — Зарабатывать начали за счет размещения платных постов, розыгрышей, конкурсов. Создать группу «ВКонтакте» — это два клика, а вот привлечь туда нужных людей — дорого и очень тяжело. За первые полгода «Я живу в Красноярске» окупил себя и сейчас работает в стабильный плюс».

По оценке Александра Томченко, за последний год стоимость привлечения нового участника в паблик выросла. Сейчас затраты на привлечение одного пользователя в сообщество доходят до 45 руб. Среднее значение находится на уровне 20 руб. за чел., по коммерческим проектам (конкурсам, розыгрышам) цена за пользователя выше и зависит от тематики и ЦА.