«Сегодня меры по принуждению к строгому формату «белый верх — черный низ» стали признаком ретроградной организации. Утверждение «У нас дресс-код!» уже не услышишь от сотрудников динамичных бизнесов».
Наталия Метелькова, стилист-имиджмейкер, соавтор игры «Стиль-Мотор»:
— Ура, свобода! Больше не нужно соблюдать безнадежные табу, не нужно директивно принуждать сотрудников выполнять четкие правила в одежде. Идея жесткого дресс-кода устарела, заметили? Как и штрафы за опоздания, выговоры за невыполнение плана.
Сегодня меры по принуждению к строгому формату «белый верх — черный низ» стали признаком ретроградной организации.
Уверенное утверждение «У нас дресс-код!» больше не услышишь от сотрудников динамичных и конкурентных бизнесов. В своей практике имиджмейкера такое за последний год услышала только от клиента — сотрудницы общеизвестной ресурсодобывающей компании.
Остальные же организации, в особенности рыночные по духу, наиболее динамичные, настигла волна свободы и кэжуализации. Это не случайно, наоборот, все закономерно: от сотрудников всё чаще требуется проявление самостоятельности, креативности, живости ума и тела. А свободный дресс-код намного точнее отражает новую суть.
Например, нельзя требовать от сотрудников носить дамские платья и шпильки, если организация занимается грузоперевозками и к офису подойти можно только, пройдя метров 100 по грунтовой, пыльной дороге.
Смотреться это будет неестественно и притянуто, да и смыслов нужных для организации этот имидж не передаст. Динамичность — это скорее плоский ход и брючный костюм.
Так что же делать с дресс-кодом передовой организации, организации будущего?
Один из сценариев — ничего, оставить всех в покое. Пусть ходят как хотят, если ваша организация перевыполняет план по продажам, например.
Второй сценарий — сценарий изменений. Включаем его, если организация ставит перед собой новую амбициозную планку: нужно выйти на новый уровень или серьезно прирасти «по деньгам».
Его же выберем, если стоит цель укрепить корпоративную культуру или создать волну популярности HR-бренда компании. В этих случаях имеет смысл занять активную позицию.
Стоит подумать о том, чтобы применить технологии создания бренда команды. Пусть ваша команда превратится в настоящую dream team, в которую стремятся попасть все самые ясные умы.
Продолжая мысль, представим себе ситуацию, когда команда самостоятельно вырабатывает все важные принципы внешнего вида и самопрезентации, решает сама, как сотрудники должны выглядеть в глазах клиентов. Команда сама выбирает носить джинсы и кроссовки или выбрать для себя клубные пиджаки.
Только вот как выбирать? Вкусы-то разные, поэтому «кому что нравится» — не самая удачная стратегия. Тут есть риск появления «джокеров» — сотрудников, которые критично портят имидж команды своими растянутыми джинсами или слишком глубоким декольте.
«Джокеры»
Если мыслить в интересах бизнеса, чтобы определиться с корпоративным кодом нужно оттолкнуться от четырех векторов:
1. Ценности компании.
2. Преимущества продукта.
3. Какие мы.
4. Какие клиенты.
Оттолкнувшись от этих векторов, мы придём к конкретным решениям — что носить сотрудникам и почему, от чего отказаться и почему. И если такой живой мозговой штурм пройдет в формате управляемого игрового тренинга, то команда разумно и осмысленно сама выберет основные принципы, как одеваться именно в данном бизнесе, данной организации, с данным продуктом.
Весной выйдет моя новая настольная игра «Код команды», которая позволит в легкой игровой обстановке сформировать принципы «что носим, а что не носим» изнутри организации, отталкиваясь от четырёх векторов. При таком подходе, что сами сотрудники решат, то с большей готовностью и исполнят. К тому же в игре команда самостоятельно обезвредит всех своих «джокеров», которые упорно портят имидж компании.
«Код команды»
Итак, друзья, дресс-код умер! Да здравствует код команды!
Читайте также: блог Наталии Метельковой «Как продать себя и свой бизнес с помощью платья».
Иллюстрации предоставлены автором блога.