Когда «Платежка» выходила на рынок, ее боялись — считали платежные аппараты чуть ли не адской машиной. Сейчас ими охотно пользуются даже пенсионеры, а поставщики услуг выстраиваются в очередь. Н
Автоматы «Платежка» появились в Красноярске в
2005 г. «В то время рынка
платежных аппаратов еще не существовало как такового. Мы были первыми в
Красноярске и одними из первых в стране. Никто тогда не мог предложить готовых
программных решений и оборудования для этого бизнеса. Даже идей по его
реализации «занять» было не у кого», — вспоминает директор компании «Платежка» АНАТОЛИЙ
ФОМИН. Компании пришлось собственными силами разрабатывать ПО, конструировать
корпуса, отлаживать взаимодействие составных компонентов системы. Так же перед
«Платежкой» стояла задача сделать свое предложение востребованным, то есть, по
сути, сформировать местный рынок платежных систем. «Это сейчас для многих людей
платежный автомат едва ли не единственный способ пополнить баланс у сотового
оператора или интернет-провайдера, а поначалу они совсем не спешили доверять
«Платежке» свои кровные. Да и потенциальные поставщи-
ки — провайдеры услуг — поначалу тоже с недоверием отнеслись к нашему предложе-
нию», — рассказывает г-н Фомин.
По словам директора «Платежки», чтобы продвинуть бизнес-идею в «массы», компания разработала сразу две стратегии, одна из которых была направлена на завоевание доверия у потребителя, другая должна была привлечь клиентов-поставщиков услуг.
Четыре года понадобилась для того, чтобы «Платежки» стали неотъемлемой частью интерьера как крупных торговых центров, так и маленьких павильонов. Около них иногда выстраиваются очереди из желающих пополнить свой баланс. В очередь к «Платежке» стоят и сами компании и предприниматели, желающие, чтобы информация об их товарах и услугах была размещена на сенсорном экране.
Решили менять деньги на бумагу
«Платежка» начинала с вендинговых автома-тов — устройств, продающих пластиковые карты оплаты. Это была первая в городе сеть специализированных устройств по продаже карт. «До нас автоматизировать торговлю пластиковыми карточками пытались сами владельцы розницы. Они просто стали размещать карты в снэковых автоматах — вместе с газировкой, шоколадом и так далее. Однако этот способ не прижился: снэковый автомат приспособлен под более крупные товары, поэтому из него можно было сильным ударом выбить карту. Наши автоматы не позволяли этого», — рассказывает Анатолий Фомин.
По его словам, потребитель быстро оценил преимущество
вендинговых автоматов: не нужно было ехать в кассовый центр оператора или
стоять в очереди в кассу магазина, чтобы купить карточку. Тогда же в «Платежке»
пришли к выводу, что пластик, как таковой, не нужен — гораздо выгоднее печатать
чек-карты на бумаге. «Однако тогда в России не было систем, позволявших
торговать именно пин-кодами. Существовали лишь системы, которые зачисляли
деньги клиента напрямую на счет. Но интуиция подсказывала, что местный
потребитель не готов к такому способу оплаты. Ему нужно получить что-то взамен
денег. Поэтому было решено разработать собственный программно-аппаратный
комплекс,
позволявший печатать аналоги пластиковых карт на бумаге», — говорит г-н Фомин.
Решили собрать команду разработчиков программного
обеспечения, но в городе не оказалось специалистов, имеющих опыт создания
подобных систем. Не было и возможности перенять чужой опыт — «Платежка» сама
была в числе пионеров в этой области. «Было решено создать свой собственный
отдел разработки, кстати, тогда именно я его
возглавил. Собрали команду квалифицированных IT-специалистов и за полгода
разработали необходимое ПО. Группу разработчиков мы сохранили, сейчас она
занимается поддержкой и дальнейшим развитием нашей платежной системы», —
говорит Анатолий Фомин.
Корпус аппарата
должен быть «вандалоустойчивым»
Аналогичная ситуация была и с корпусами для автоматов — купить готовые было невозможно, их попросту никто не производил. Компании предстояло самостоятельно, не имея опыта, сконструировать корпус для «Платежки».
«Мы понимали, что это должен быть не просто железный ящик с щелью для денег. Необходимо было соблюсти ряд требований. В частности, чтобы корпус был удобным в транспортировке, вписывался в интерьер торговых комплексов и, что немаловажно, был «вандалоустойчивым». Мы изначально рассчитывали, что наши автоматы будут стоять не только в центре на всеобщем виду, но и, например, в торговых павильонах спальных районов, где риск, что автомат могут сломать, намного выше», — рассказывает г-н Фомин.
Задача стояла не из легких, не обошлось без промахов. «Изначально мы изготовили корпус, который оказался громоздким и имел слишком маленький экран. Таких автоматов мы установили около сотни. Поняли, что ошиблись, продолжили разработку и со второй попытки сделали ту «Платежку», которую все привыкли видеть», — признается г-н Фомин.
По его словам, в новом корпусе устранили все недочеты прежней модели, более того, в компании поняли, что корпус необходимо конструировать «на перспективу», с учетом возможного дальнейшего дооснащения. В частности, это дало «Платежке» возможность сейчас вести проекты по установке в автомат монетоприемника и картридера для считывания безконтактных карт. «Процесс усовершенствования корпуса идет постоянно. Примерно раз в два месяца вносятся изменения в его конструкцию, позволяющие, например, ускорить сборку и облегчить транспортировку автомата», — утверждает директор «Платежки».
Чтобы максимально уменьшить себестоимость сборки автомата, компания изначально решила сосредоточить весь производственный цикл в Красноярске. Однако, по словам г-на Фомина, эту задачу не удалось реализовать на все сто процентов. «Мы не смогли найти в городе поставщиков купюроприемников и принтеров. Это оборудование приходится закупать в Москве. В остальном автоматы полностью собираются в Красноярске. Корпуса для нас изготавливает конструкторское бюро «Арт», наклейку с логотипом — «АртСтиль». Электронную начинку мы заказываем у местных поставщиков компьютерных комплектующих», — поясняет Анатолий Фомин.
«Платежка» — имя нарицательное
Произвести автомат было только половиной дела. Компании предстояло еще «раскачать» рынок, который с ее появлением, собственно, и зародился. «Перед нами стояла двойная задача: с одной стороны, приучить горожан пользоваться нашей системой, с другой, убедить в ее необходимости потенциальных клиентов, услуги которых мы могли продавать через «Платежку», — вспоминает Анатолий Фомин.
Изначально приняли решение — поставить аппараты в как можно
большем количестве мест. «Мы должны были приучить горожан к тому, что
«Платежка» есть везде
и не надо куда-то специально ходить или ехать, можно «здесь и сейчас»
осуществить необходимый платеж. Для этого мы стали строить как собственную сеть
автоматов, так и дилерскую сеть», — рассказывает г-н Фомин.
Большое внимание уделялось обратной связи от потребителя. Это было нужно компании для того, чтобы усовершенствовать интерфейс аппаратов, сделать доступ к услуге максимально простым, почти интуитивным. «Поначалу пользователями «Платежки» были в основном молодые люди — мобильные, «продвинутые», владеющие компьютерной грамотой. Мы пришли к выводу, что управлять «Платежкой» слишком сложно для людей старшего поколения, не являющихся опытными пользователями. Чтобы сделать их частью своей аудитории, мы должны были по возможности упростить пользование автоматом», — поясняет Анатолий Фомин.
Руководитель «Платежки» утверждает, что такая стратегия оправдала себя. «Судите сами, за несколько лет слово «платежка» стало нарицательным. Так в городе называют теперь все платежные автоматы», — говорит Анатолий Фомин.
Клиенты сами несут в «Платежку» идеи
Чтобы завоевать доверие поставщиков услуг, «Платежка» использовала индивидуальный подход к каждому партнеру. «Скажем, таких клиентов, как сотовые операторы, а потом и провайдеры других видов связи, долго убеждать не пришлось. Во-первых, им идея «Платежки» сразу была интересна, а во-вторых, они обладают мощными аппаратно-программными комплексами, с которыми несложно наладить автоматизированное взаимодействие», — говорит г-н Фомин.
Иначе обстояло дело с компаниями, которые не были связаны с высокими технологиями, у которых все делалось «вручную». «В этих случаях мы предлагали потенциальному партнеру параллельно решить проблему автоматизации учета его денежных средств. Так было, например, с ТСЖ, которые хотели наладить у себя автоматизированную систему приема платежей. То есть, чтобы продвинуть свой продукт, мы помогали некоторым партнерам решать задачу автоматизации их внутренних процессов», — поясняет Анатолий Фомин.
В настоящее время в системе «Платежка» присутствуют уже
около 180 операторов услуг. Причем большинство из них уже не ограничиваются
просто приемом платежей через систему, а дополняют их какими-то интерактивными
видами взаимодействия с клиентами. «Например, для «Крайгаза» мы реализуем
проект по сбору показаний счетчиков через авто-
мат», — говорит г-н Фомин.
Сейчас «Платежка» продолжает активно расширять дилерскую
сеть. Анатолий Фомин утверждает, что прирост дилерской базы составляет в
среднем 20–25 автоматов в месяц. Он подчеркивает: «Для нас сейчас не столь
актуально развитие собственной сети автоматов. Мы больше сосредоточены на
увеличении спектра платежей и услуг. Добавляем примерно 5–8 услуг в месяц.
Причем некоторые из них не связаны напрямую с приемами платежей, а направлены
на получение информации и оказание дистанционных услуг. В их числе уникальные
для России предложения. Например, продажа билетов
на пригородные поезда или удаленная запись на прием к врачу».
По словам руководителя компании, сейчас работа с клиентами
изменилась — раньше их «подтягивала» к себе «Платежка», сейчас они идут сами.
«Доходит до курьезных предложений. Например, к нам обращался один
предприниматель из сельской местности, который хотел продавать через «Платежку»
дрова», — смеется Анатолий Фомин.
Чтобы не потерять бизнес, «Платежка» стала кредитной организацией
В прошлом году «Платежка» совершила шаг, который, на первый взгляд, кажется странным для платежного оператора, — учредила собственную кредитную организацию. Руководитель «Платежки» объясняет это решение издалека. По его словам, в последнее время конкуренция на рынке платежных систем значительно усилилась. Если пять лет назад красноярская компания была единственной на местном рынке, то сейчас на нем работает порядка 8–10 фирм, как местных, так и федеральных. К тому же в последнее время на этот рынок начали выходить банковские структуры, о чем говорит появление в Красноярске банкоматов cash-in — работающих на прием наличности. Сейчас они используются в основном для оплаты кредитов заемщиками, однако Анатолий Фомин уверен, что в будущем банкиры начнут расширять спектр их услуг.
Более того, государство постепенно забирает под свой контроль этот бизнес. В частности, существуют платежи, которые имеет право взимать только банк или кредитная организация, то есть юридическое лицо, подчиненное Центробанку. Это, например, штрафы ГИБДД, госпошлины, платежи в казначейство, оплата учебы и банковских кредитов. «Все идет к тому, что рынок платежных систем сосредоточится в руках банков и кредитных организаций. Не имея такого статуса, нам останется в лучшем случае влиться в одну из таких структур со всей нашей сетью платежных автоматов и наработанной базой поставщиков услуг. Или нас попросту выдавят с рынка», — говорит Анатолий Фомин. Придя к такому выводу, «Платежка» учредила собственную кредитную организацию — Красноярский краевой расчетный центр.
«Сейчас мы имеем право взимать все виды банковских платежей.
По сути, мы переводим свои автоматы в некоторое подобие банковского офиса. При
этом у нас есть неоспоримое преимущество как перед банками, так и перед другими
платежными системами: сеть, насчитывающая 1500 платежных автоматов в городе и
крае», — подытожил г-н Фомин.
Алексей Хитров