Меню

Фудтех - рост как на дрожжах. Как найти бизнес-идею на стыке «еда+технологии»

Технологии и сервисы, так или иначе связанные с едой, развиваются по разным направлениям – от инноваций в производстве продуктов питания до новых подходов к доставке продуктов и посещению ресторанов.

Эксперты уверены, в ближайшие 5-7 лет фудтех-индустрию во всем мире, в том числе и в России, ждет инвестиционный бум. Разбираемся, как найти бизнес-идею на стыке «еда+технологии» и какие проекты в этом направлении уже претендуют на пальму первенства.

Под новым соусом
Мясо из пробирки или паста из морских водорослей – стартапы, разрабатывающие инновационные технологии производства продуктов питания, неизменно привлекают внимание как венчурных инвесторов, так и широкой аудитории. Однако пока большинство из них – это пусть и недалекое, но будущее. В настоящем же перекраивающие привычные подходы и рынок в целом фудтех-проекты рождают не прорывные технологии, а инновационные бизнес-модели.

Пальму первенства среди них держат агрегаторы доставки еды. Широкий выбор, удобный поиск и возможность сравнить предложения от разных ресторанов – пользователь получает платформу для совершения заказа, а рестораны – эффективный канал продаж. Именно агрегаторы доставки еды занимают основную долю российского фудтех-рынка. Главный маркер перспективности направления – приход в этот сегмент крупных игроков. В 2016 году Mail.Ru Group купил за $100 млн агрегатор Delivery Club, в 2017-м — его конкурента ZakaZaka. «Яндекс.Такси» приобрел сервис FoodFox, который наряду с Uber и Uber Eats стал основой для запуска сервиса доставки еды «Яндекс.Еда» (старт работы - март 2018-го). Ожидается, что до конца 2018 года сервис начнет работать сразу в нескольких российских городах-миллионниках.

Есть хороший индикатор того, куда стоит или не стоит идти стартапам – это инвестиции в ту или иную область. Если говорить про фудтех – покупка агрегатора Delivery Club стала мощным сигналом и заявкой Mail.Ru Group на первенство в сегменте. Один из инструментов для этого – покупка стартапов поменьше, поэтому можно «копать» в этом направлении, создавая проекты, которые так или иначе будут встроены в экосистему фудтех и потенциально интересны крупным игрокам», - считает бизнес-ангел, основатель акселератора «300 Стартапов» Андрей Шевелев.

Инновационные бизнес-модели на стыке «еда+технологии» подают под новым соусом не только доставку еды из заведений, но и сам поход в рестораны. Онлайн сервисы для бронирования столиков – одно из первых детищ фудтеха. Сегодня стартапы, работающие в этом направлении, фокусируются не столько на бронировании, сколько на дополнительных опциях – возможности получить скидку или автоматически оплатить счет. Блюда ресторанного качества, но приготовленные дома – идея, которая лежит в основе еще одной бизнес-модели: доставка наборов продуктов по подписке. Заказчик получает точно подобранный набор ингредиентов, подробные рецепты и экономит время на поход в магазин.

Экономия времени – краеугольный камень страртапов, развивающих доставку продуктов из супермаркетов. Один из последних проектов в этой области запустил сооснователь и бывший гендиректор агрегатора заказа такси «Везет» Евгений Львов. Революцию в направлении доставки – речь не только о продуктах – обещает совершить умный дверной замок от Amazon, Amazon Key, укомплектованный смарт-камерой Amazon Cloud Cam. При помощи этих гаджетов курьеры смогут открывать двери квартиры заказчика в его отсутствие и оставлять заказы. Чтобы войти в дом, курьер должен отсканировать штрих-код доставляемой посылки - система сверяет адрес назначения с реальным местоположением курьера и, если они совпадают, включает «облачную» камеру – она фиксирует действие курьера - и разблокирует входную дверь. После того, как доставка осуществлена, замок блокируется.

 


Бизнес-стратегии эпохи digital
Параллельно с тем, как технологические решения переупаковывают, а иногда и в корне меняют поход в рестораны и покупку продуктов, во всем мире активно развиваются стартапы, ломающие привычные подходы к выращиванию продуктов питания и приготовлению еды.
Фермерский акселератор Square Roots – проект предпринимателя Кимбала Маска (младшего брата генерального директора Tesla и SpaceX Илона Маска). Программа акселератора рассчитана на год – столько времени требуется для того, чтобы стать профессиональным «вертикальным фермером». Вместо традиционной теплицы -  переоборудованные морские грузовые контейнеры, овощи и зелень в которых выращиваются гидропонным способом (корни растений помещают не в почву, а в специальную смесь – субстрат; благодаря этому, а также постоянному поливу, растения быстро растут и зреют). При этом грядки располагаются не на поверхности земли - горизонтально, а вертикально, напоминая полки. 

Гидропонные фермы, оборудованные системой контроля климата, уже обустроены в крупнейших городах США. Выращенную на них продукцию «вертикальные фермеры» реализуют локальным закупщикам. С точки зрения инвестиционной привлекательности, уверен Андрей Шевелев, этот, а также смежные с ним стартапы, имеют огромный потенциал:

Технология гидропонного выращивания, безусловно, выйдет за границы теплиц. Для кафе и ресторанов выращиваемая таким образом зелень может стать одновременно и элементом декора, и ингредиентом для блюд. Огромные перспективы – это гидропоника в городской квартире, но для этого понадобится соответствующее оборудование. И это большое поле для разработки бизнес-идей и венчурного инвестирования. Как инвестор лично я бы точно вложился в такой стартап».

Похожая идея сближения города и деревни лежит в основе отечественного стартапа «Телефермер». Городские жители могут купить часть земли кооператива и развивать сельское хозяйство, получая доходы в натуральном виде. Изначально на ферме планировалось выращивать овощи и фрукты, однако со временем было решено сосредоточиться только на животноводстве. За своими животными городские фермеры наблюдают через веб-камеры, можно, как в онлайн-игре «Веселый фермер», нажать кнопку в приложении и скотник покормит животных. (Этой опцией рекомендуют не злоупотреблять, чтобы не нарушать график кормления).

Как отмечает Андрей Шевелев, дисрапты – стартапы, меняющие привычные подходы – рождаются как благодаря серьезной экспертизе стартапера в офлайне, так и в результате тщательного поиска и отбора идей.

Как показал анализ портфеля ФРИИ («Фонда развития интернет инициатив»), у тех, кто делает дисрапты есть одна важная особенность – глубокая экспертиза в офлайн-отрасли. Это позволяет увидеть проблематику конкретного бизнеса или рынка и предложить для нее технологическое решение. Однако идею можно и «нарыть»! Раз в две недели на площадке акселератора «300 Стартапов» проходит воркшоп «Антимамонт», где мы формируем стратегии для бизнеса в эпоху digital. Даем обзор последних технологий, а бизнесмен последовательно отвечает на несколько вопросов: Что будет с моим бизнесом через 10 лет? А что через 100 лет?», «Какие технологии убьют мой бизнес, если он останется в том виде, как сейчас?» и так далее. Это честный разговор, в результате которого становится ясно, что бизнесу предпринять прямо сейчас, чтобы не вымереть как мамонты», - рассказывает Андрей Шевелев.

К слову одной из технологий, которая изменит как минимум рынок фаст-фуда, большинство экспертов называют роботизацию. Уже работающие примеры - робот Sally, который может нарезать заказанные через сенсорную панель салаты; робот Flippy, переворачивающий 150 котлет для бургеров в час. В кафе Zume Pizza конвейер роботов распределяет соус по тесту, а затем отправляет его в печь – на оплату труда заведение тратит 10% своего бюджета, вместо обычных 25%.