досье Олег Ахрамович Родился 6 августа 1966 года в Красноярске. Образование: 1982-1984 гг. — Красноярский техникум физической культуры. Карьера: 1986-1991 гг. — официант ресторана при гос
досье
Олег Ахрамович
Родился 6 августа 1966 года в Красноярске.
Образование: 1982-1984 гг. — Красноярский техникум физической культуры.
Карьера: 1986-1991 гг. — официант ресторана при гостинице «Красноярск». 1991-1992 гг. — фирма «Интеркосмос», брокер. С 1992 г. по настоящее время — директор ООО «Завам».
Семейное положение: Женат, три дочери.
Хобби: Волейбол, лыжи, путешествия в компании друзей.
Понимание, что бизнес должен быть подобен четко функционирующему механизму, пришло к Олегу Ахрамовичу во время кризиса 98-го года. До этого были обычные для «дикого капитализма» операции типа «купи-продай». А покупали-продавали тогда абсолютно все — от алюминия и леса до шампанского и тушенки.
— У нас огромные деньги были вложены в различные сделки. И суммы мы потеряли значительные. Примерно на год нам пришлось прекратить дела. Сейчас я думаю, зря мы отсиживались тогда в кустах. С другой стороны, появилась возможность полностью пересмотреть подход к ведению бизнеса.
В 2000 году, когда страна пришла в себя после дефолта, Олег Ахрамович решил открыть магазин одежды.
— Это была моя идея. Дело в том, что в нашей компании четко распределены обязанности. Я отвечаю за стратегическое развитие, персонал, рекламные кампании. А мои компаньоны занимаются «техническим обслуживанием» бизнеса — вещами, которые мало кто замечает, но без которых обойтись невозможно: логистикой, финансами, охраной магазинов.
Первым «концептуально-одежным» магазином Ахрамовича стал Benetton. Один из самых известных мировых брендов, с огромной сетью торговых точек по всей планете, был уже хорошо знаком и российскому потребителю. С другой стороны, итальянцы были заинтересованы в новом рынке.
Самой большой проблемой был поиск подходящего помещения. Но уже спустя восемь месяцев после начала переговоров c итальянцами Ахрамович перерезал красную ленточку на входе в свой первый магазин.
После Benetton пошло как по накатанной. Компаньоны каждый год открывали новые бутики брендовой одежды.
За исключением «Магии моды», все магазины работают по франчайзинговой схеме. Олег Ахрамович считает, это наиболее правильное направление развития торгового бизнеса.
— Поначалу я многих претензий со стороны владельцев брендов не понимал. Но очень скоро убедился: условия работы пусть и очень тяжелые (чтобы открыть магазин, в среднем приходится вложить до тысячи долларов на квадратный метр), но правильные.
Обязательных условий, которые диктуют франчайзодатели, немало. Например, площадь магазина не может быть меньше определенной величины. По словам Олега Ахрамовича, вряд ли удастся договориться с представителями, например, Benetton или Mango, если вы не располагаете 300 квадратными метрами. Причем «квадраты» эти должны быть расположены непременно или на центральных улицах города, или в крупных торговых центрах.
— В Красноярске проблема помещений стоит очень остро. По большому счету, одна улица центральная — проспект Мира. Да и та — короткая. Сейчас просто нет возможности открывать новые магазины. Единственная надежда — на крупные торговые центры. Многие ожидания связаны со строительством комплекса площадью 4,5 тысячи кв. м на пересечении проспекта Мира и улицы Вейнбаума (его мы строим совместно с одной из красноярских фирм). Проект пока достаточно сырой, и мы не решили, будем ли сдавать часть помещений в аренду или оставим под свои магазины. В торговом центре «Планета» на Взлетке планируем разместить восемь бутиков — и новых для Красноярска, и уже привычных марок одежды. Кстати, именно из-за недостатка помещений в городе мы решили войти в Ростов, открыв там магазин. Тогда в Красноярске мы уже работали с Promod, и он оказался одним из самых успешных наших проектов. В Ростове же этот бренд был «свободен», к тому же нашлось подходящее место в торговом центре. Больших проблем с контролем над магазином в другом городе не было — удалось сразу найти хорошего управляющего, который взял на себя ремонт помещения, подбор персонала, продвижение марки.
Бренды, с которыми работает Олег Ахрамович, принадлежат компаниям нескольких европейских стран — Италии, Испании, Германии, Франции. Однако на исход решения — открывать или нет очередной магазин — менталитет потенциальных партнеров не влияет.
— Здесь нет национальностей. Поначалу все улыбаются, а потом неизбежно начинаются проблемы. Вообще мы всегда очень тщательно подходим к выбору нового бренда. Когда на российский рынок заходит какой-то из них, мы изучаем, насколько успешно он работает в нашей стране. Постоянно делимся опытом с предпринимателями из других городов. Кроме того, у нас есть бренд-менеджер, который занимается только этим вопросом.
По словам Ахрамовича, проще всего проходили переговоры с представителями Benetton — наверное, сказалась аура демократичного бренда. Сложнее далось «внедрение» Mango — оно заняло почти полтора года. Еще и потому, что пришлось конкурировать с москвичами, уже представляющими эту марку. Все бренды, с которыми мы работаем по франшизе, эксклюзивные. Поэтому столичная фирма старалась раньше завоевать красноярский рынок. Mango выдвигала жесткие требования к помещению, и мы долго не могли найти подходящее. Москвичи уверяли, что они смогут эти условия выполнить. Попросту время тянули: авось или падишах умрет, или осел сдохнет. В итоге помещение мы нашли первыми, и Mango в Красноярске открыли тоже мы.
Жесткий формат
Говорят, если мужчина не может вспомнить, как была одета женщина, значит, она была одета идеально. По мнению Олега Ахрамовича, таким и должен быть магазин концептуальной одежды — незапоминающимся. Стеллажи, светильники, отделка стен и потолка — ничто не должно бросаться в глаза покупателю и отвлекать внимание от товара. Если вы не можете вспомнить, как был оформлен бутик, а вот чудесный шарфик вспоминаете постоянно, значит, все устроено по правилам.
— Проекты перепланировки магазинов на 90% принадлежат компаниям-владельцам марки одежды. Оборудование — стеллажи, кассовые столы, полки — предоставляет бренд. Он же диктует выбор отделочных материалов (к примеру, керамогранита) и даже размер плитки. Свободы действий здесь нет.
Это сейчас, когда жесткий формат доказал свою эффективность, отсутствие выбора Олег Ахрамович воспринимает лояльно. Поначалу безоговорочно «взять под козырек» мешал характер.
— Я всегда был самостоятельным. Родители работали на заводе, отец еще и учился постоянно, никто меня особо не опекал. Я и спортом решил заниматься сам — мне было 11 лет, записался в секцию по лыжному двоеборью (бег на лыжах и прыжки с трамплина).
После школы Ахрамович закончил техникум физической культуры — мечтал стать тренером. Не получилось: Олег поработал всего полгода, а потом ушел в армию. Служил в Ашхабаде, а гражданском аэропорту, занимался обеспечением связи.
— С одной стороны, мне, конечно, повезло. Я не чистил плац зубной щеткой, лопатой не махал. Войска у нас были, знаете, из серии «на двух солдат 15 офицеров». Но на самом деле приходилось тяжело. Иногда по месяцу приходилось сидеть в тесной комнатушке и передавать шифровки. И книжки — единственные товарищи.
В отличие от большинства его сверстников, Олег Ахрамович не вспоминает армию как школу жизни, вылепившую из мягкотелого маменькиного сынка настоящего мужчину. Ковать характер необходимости не было. Наверное, именно характер заставил молодого тренера «на гражданке» принять неожиданное решение — отказаться от спортивной карьеры и пойти работать в ресторан.
— Много суеты, а настоящего дела не было. Сейчас я понимаю, что мой бизнес той поры был какой-то пародией.
Фестиваль тапочек
Большой международный бизнес, в связке с которым сейчас работает красноярский предприниматель, похож скорее на машину. Это сравнение пришло в голову Ахрамовичу после первой поездки в Италию, на фабрики Benetton. Километровые вешалки, огромные стеллажи с одеждой. Грузовики, заполненные модной одеждой. Отлаженная работа каждого звена в длинной цепочке распределения новых коллекций.
— С одной стороны, нам работать по франшизе достаточно дорого. С другой, многое за тебя уже придумано. Причем великолепными профессионалами.
Один из безусловных плюсов франшизы — рекламная поддержка владельцев бренда. На имидж бренда работает огромный штат дизайнеров, юристов, мерчандайзеров, которые просчитывают абсолютно все мелочи. Компании предоставляют материалы для «наружки» и видероликов. Иногда они срабатывают «на все сто». К примеру, скандал с биллбордами Sisley, сопровождавшийся выступлениями депутатов-блюстителей нравственности, в Красноярске помнят до сих пор. Плакаты тогда пришлось снять, тем не менее, реклама свое отработала.
Однако и в такой жесткой схеме сотрудничества с европейскими фирмами Ахрамович находит свободу для фантазии.
— Помимо традиционных кампаний, приходится выдумывать что-то необычное. Не так давно мы начали проводить мероприятия, которые способствуют формированию у покупателей положительных эмоций. В начале лета в одном из наших магазинов прошел фестиваль тапочек. В этот день все продавцы работали в пушистой симпатичной домашней обуви. Покупатели, которые последовали их примеру, получили скидки. Пару недель назад в Mango прошел день красоты — все посетители получили яблочки с пожеланиями от магазина. В детском Benetton проходит акция «Три пятерки»: каждый ребенок, который приносит дневник с тремя оценками «отлично», получает подарок. Поначалу любое использование названия или логотипа, приходилось согласовывать с владельцами бренда. Но поскольку мы давно на этом рынке и хорошо себя зарекомендовали, сейчас о многих наших мероприятиях мы не ставим в известность европейскую фирму.
Скромные богачи
Наиболее перспективное направление в «модном» бизнесе — монобрендовые магазины среднего и ниже среднего ценового сегмента, полагает Олег Ахрамович. На сегодня это уровень среднего красноярского потребителя.
Тем не менее, в «империи» Ахрамовича есть и мультибрендовые магазины премиум-класса. Красноярский и ростовский «+IT» открыты по франшизе. Это концептуальные магазины «ITR-холдинга», которому принадлежат бренды класса «люкс».
А вот «Магия моды» — собственный мультибрендовый проект Олега Ахрамовича и его компаньонов. Своего рода оазис полной свободы, где можно отдохнуть душой от эффективной, но строгой франшизы: «Сейчас в нашем городе магазинов дорогих марок — раз, два и обчелся: Hugo Boss, Escada, Max Mara. Думаю, Красноярск только через три-четыре года будет готов к массовому появлению монобрендов премиального сегмента. Возможно, тогда именно таким магазином станет «Магия моды».
Своими конкурентами Ахрамович считает владельцев всех красноярских магазинов концептуальной одежды. И в то же время — почти никого.
— Мы работаем в ценовых сегментах от экономкласса (Jennyfer) до премиум («Магия моды»). У каждого магазина свой конкурент. А у всех в целом Пожалуй, в Красноярске, помимо нас, только одна фирма идет по правильному пути и торгует в таком же широком ценовом диапазоне — «Ле Рой».
Олег Ахрамович может называть свой путь «правильным». За последние годы он совершил лишь один не то чтобы неверный, скорее поспешный шаг. Магазин французского постельного белья просуществовал всего полтора года, а потом его пришлось закрыть.
— Думаю, мы просто поспешили тогда, возможно, этот бренд еще вернется в наш город. В Красноярске есть люди, которые могут позволить себе купить комплект белья премиум-класса за тысячу долларов. Но культуры потребления этого продукта пока нет.
Еще один признак «правильности» бизнеса Ахрамовича — одобрение самого Лучано Бенеттона. Пару недель назад итальянский миллиардер приезжал в Красноярск с инспекцией. В нашем городе он побывал впервые, а вообще подобные визиты в российскую провинцию для Бенеттона — обычное дело. Например, в Новосибирске он был уже три раза. Дон Лучано поразил сотрудников красноярских магазинов своей простотой. Человек-бренд, который прилетел в наш город на собственном самолете, отказался от обеда и выпил чайку в буфете. Требования к гостиничному номеру состояли из двух пунктов: постель и вода из крана.
Сам Ахрамович к показателям благосостояния относится так же просто — хоть соревнование по скромности с Бенеттоном устраивай. Он не стремится пускать пыль в глаза. Любит путешествовать, но получает одинаковое удовольствие и от тура на Маврикий, и от поездки на хакасские озера — лишь бы компания была большая и веселая. Как и для любого мужчины, для него многое значит автомобиль, но, например, покупать «Бугатти» или «Феррари» он не будет.
— Мне игрушки не нужны. Деньги я не в наследство получил, не в лотерею выиграл. Всего добился сам.
детали
«Модные» деньги инвестируются в «маршрутки» и заправки
Компаньонами Олега Ахрамовича вот уже 14 лет являются Андрей Садовников и Андрей Трупп. В 1999 году они решили заняться пассажирскими автоперевозками. Четвертым совладельцем в этом бизнесе, действующем и сейчас, стал Сергей Кошманов.
Олег Ахрамович:
— Бизнес этот достаточно специфический из-за «социальной нагрузки». Его контролирует очень много органов — и государственных, и муниципальных. В Красноярске вот уже шесть лет по поводу «маршруток» то один скандал, то другой. И пассажиры, и городские власти хотят, чтобы у нас курсировали большие комфортабельные автобусы, которые никому на дороге не мешали бы, возили прямо от подъезда до любой точки и дешево. Но чудес не бывает. В Москве — такой транспорт, но там проезд стоит 15 рублей. А у нас стараются получить все удовольствия за 8 рублей. Первые два года мы «перевозочным» бизнесом занимались очень плотно. Потом удалось найти управляющую компанию.
В 2000 году рост цен на топливо стал тормозить дело. Чтобы сэкономить на бензине, часть автобусов перевели на газовое топливо. Попутно компаньоны стали инвесторами и акционерами еще одного бизнеса, связанного с газовыми автозаправками (управляющая компания «Терминалнефтегаз»). Позже автозаправки и маршрутные автобусы объединили под этим названием. Сейчас «Терминалнефтегаз» владеет 50 автобусами и 20 заправками в Красноярске, Красноярске-45, Красноярске-26, Канске, Ачинске.
Источник: «ДК»
детали
Олег Ахрамович и его магазины
2001 г. — Benetton,
2002 г. — «Магия моды», мультибрендовый магазин одежды премиумкласса.
2003 г. — Sisley, расширение Benetton.
2004 г. — детский Benetton, магазины одежды Olsen, Promod, Jennyfer.
2005 г. — в Красноярске — Mango, в Ростове — магазины Promod, Pull & Beer.
2006 г. — в Красноярске и Ростове — магазины «+IT» (одежда брендов Dolce&Gabbana, Roberto Cavalli, GianfrancoFerre, Versace), расширение Benetton и «Магии моды».