эксперты Александр Аверин арт-директор компании «Maxsoft» Жанна Грибалева маркетолог компании «Атлантик Моторс» Андрей Иванов руководитель проекта Celler.ru Елена Комарова директор красноярск
эксперты
Александр Аверин
арт-директор компании «Maxsoft»
Жанна Грибалева
маркетолог компании «Атлантик Моторс»
Андрей Иванов
руководитель проекта Celler.ru
Елена Комарова
директор красноярского филиала компании «Дубль Гис»
Павел Корягин
арт-директор «Студии продающего креатива»
Женя Маменко
председатель ассоциации «Веб Альянс», директор компании «Красноярск.Биз»
Ольга Орлова
директор компании «Ориан-персонал»
Артем Потехин
директор студии «Метадизайн»
Александр Шляхин
директор информационной компании «Сибдом»
Очередной «Дискуссионный клуб» «Делового квартала», посвященный теме Интернет-маркетинга, побил все рекорды посещаемости: вместо привычных 20-25 гостей на заседание клуба пришло около 50 представителей различных красноярских компаний. Такой интерес к теме, по мнению участника дискуссии, председателя ассоциации «Веб-Альянс», директора компании «Красноярск. Биз» ЖЕНИ МАМЕНКО, неслучаен: по данным ассоциации, динамика роста числа посетителей Интернета за последние годы в Красноярске колоссальная. «Два года назад число Интернет-пользователей в городе составляло около 35 тыс. человек. По данным исследования, проведенного нами в конце 2006 г., число потребителей этого информационного ресурса выросло примерно до 300 тысяч», — рассказал г-н Маменко. «Думаю, тот, кто сейчас не начинает продвигать свой бизнес в Интернете, в будущем очень сильно проиграет», — заявил в начале дискуссии директор студии «Метадизайн» АРТЕМ ПОТЕХИН.
«Сегодня в Интернет ходят все. Мой папа, которому около 60, замечательно освоил Интернет и хорошо себя там чувствует», — рассказал арт-директор компании «Maxsoft» АЛЕКСАНДР АВЕРИН. Пытаясь нарисовать возрастной портрет пользователей Интернета, участники дискуссии назвали такие данные: больше трети посетителей «нета» в Красноярске — в возрасте 18-25 лет, еще 25 процентам местных Интернет-пользователей от 25 до 35 лет. На долю остальных возрастных групп приходится около 40%.
АЛЕКСАНДР ШЛЯХИН, директор информационной компании «Сибдом»: «Лет пять назад на подобной встрече мы говорили бы о молодежи, которая бродит по «нету» в поисках знакомств или игрушек. Мне радостно, что сегодня подобная тема даже не возникает, потому что в Интернете сформировалось информационное пространство, связанное не только с развлечениями, но и с культурой, с бизнесом».
Участники дискуссии сошлись во мнении, что основную массу местных сайтов, которых в городе, по разным оценкам, 1-1,5 тыс., посещают сотрудники офисов. Руководитель проекта Celler.ru АНДРЕЙ ИВАНОВ поделился статистикой своего портала. По его словам, пик посещений приходится на временной отрезок с 8 часов утра до обеда. Примерно с 12 до 14 часов наблюдается спад интереса ко Всемирной сети, после обеда число пользователей на сайте вновь подрастает. «Начиная с 18-19 часов, сайт стоит практически пустым, посетители по вечерам и ночам бывают очень редко. Вывод напрашивается сам — основные пользователи «нета» — работники офисов», — сказал г-н Иванов. Женя Маменко добавил: «И в этом нет ничего удивительного — Интернет для них бесплатный».
Клиенты из «Инета» — сами себе эксперты
Участники дискуссии попытались разобраться, в чем особенности потребителя из Интернета. «Изначально доступ в Сеть оплачивался за время соединения. И это была достаточно серьезная сумма, поэтому у пользователей со стажем выработался определенный стереотип поведения. Эти люди не засиживаются на сайтах, они читают «по диагонали», а нужную информацию скорее копируют или распечатают, нежели читают с листа. Эти люди быстро переключаются с объекта на объект, задержать их внимание сложно», — подчеркнул Александр Аверин.
Артем Потехин добавил, что потребитель из Интернета высокотребователен. «Он информационно более подкован. Например, если человек хочет приобрести онлайн телефон или фотоаппарат, он уже через тот же Интернет получил максимум информации об интересующем его предмете, он уже сам эксперт. Вот тут-то Интернет-клиент и начинает массированную атаку на персонал компании», — иронично заметил г-н Потехин.
Директор красноярского филиала компании «Дубль Гис» ЕЛЕНА КОМАРОВА отметила, что с клиентами из «нета» нужно быть во всеоружии. В случае недовольства качеством оказанной услуги такой потребитель чаще всего не будет носить негатив в себе и поделится им на различных форумах и чатах.
Интернет-дубинка в руках менеджера
Александр Аверин сказал, что при выстраивании отношений с потребителями из Интернета необходимо учитывать специфику этой аудитории и, прежде всего, предоставлять ей максимум сжатой информации в короткие сроки. Елена Комарова первой поддержала г-на Аверина в вопросе оперативности: «В моей практике был такой случай: на наш запрос, отправленный на сайт городской администрации, ответ пришел через три месяца. К тому времени мы уже просто забыли, какой вопрос задавали».
Мнения участников дискуссии на предмет того, как быстро реагировать на потребительский запрос, несколько разошлись. Маркетолог компании «Атлантик Моторс» ЖАННА ГРИБАЛЕВА
Елена Комарова также добавила, что контакт с виртуальным клиентом должен быть корректным и грамотным. «От общения с вами потенциального потребителя может оттолкнуть ответ с элементарными грамматическими ошибками. На самом деле эта проблема сейчас очень острая», — сказала г-жа Комарова.
Жизнь сайта продлит «фишка»
Участники встречи сошлись во мнении, что единого секрета успеха продвижения компании в Интернете нет. «На моей памяти многие открывали сайты, но потом не знали, что с ними делать. Как правило, такие Интернет-страницы, ни разу не обновившись, умирали. Во многом это происходило потому, что у компании не было понимания того, чего она хочет получить от своего присутствия в Интернете», — сказал Александр Шляхин.
Эксперты уверены, что эффективность Интернет-маркетинга зависит от того, насколько верно фирма понимает свои цели и задачи продвижения в Интернете. «Например, если компания занимается продажей сотовых телефонов, ей незачем делать сайт с креативным дизайном, большим количеством информации о себе и т.п. В этом случае достаточно сайта-витрины, где будет указан имеющийся в наличии ассортиментный ряд с кратким описанием моделей. Были, есть и будут сайты-визитки, служащие для продвижения компании в Интернете», — считает Елена Комарова.
Александр Аверин высказал другое мнение: «Сайты-визитки с обязательным набором информации, я полагаю, уже начали надоедать потребителю. Сейчас у заказчиков популярны так называемые «полезные» сайты. Те, на которых есть некий инструмент, полезный как для компании, так и для посетителя этого сайта. Например, на сайте «КрасЭйр» такой «фишкой» служит расписание. Без него сайт авиакомпании был бы по большей части бессмысленным для потребителя», — сказал г-н Аверин. На сайтах средств массовой информации, например, полагает г-н Аверин, такой «фишкой» может быть подписка на новости или размещение рекламы в режиме онлайн. По словам эксперта, такие приемы повышают посещаемость сайтов и удлиняют срок их жизни.
«Для нас сайт — эффективный инструмент продаж. Поэтому там нельзя не разместить информацию, нужную потребителю, например, о наличии автомобилей или запасных частей на складе», — рассказала Жанна Грибалева. По словам г-жи Грибалевой, около 8 автомобилей в месяц «Атлантик Моторс» продает через заказы по Интернету. «В сезон эта цифра может вырасти до 15 автомобилей. При этом стоимость одного контакта в Интернете обходится компании в 26 копеек», — предложила оценить эффективность инвестиций в Интернет-маркетинг Жанна Грибалева.
Продвижению сайта помогает его контент
Достичь таких результатов невозможно без активного продвижения самого сайта, отметили эксперты. Женя Маменко напомнил собравшимся, что Интернет — такой же медианоситель, как газеты, журналы, телевидение и т.д. И продвижение его через традиционные рекламные формы никто не отменял. Однако Александр Шляхин рассказал собравшимся, что, по его данным, лишь 20% пользователей Интернета набирают названия сайтов вручную. Остальные предпочитают ссылки.
Участники встречи были скептичны в оценке популярного сейчас способа продвижения Интернет-проектов — поисковой оптимизации. «Название страшное, подразумевает, что ваш сайт в поисковых системах будет появляться одним из первых. С помощью специальных программ это обеспечат специалисты-оптимизаторы», — пояснил Александр Аверин. «В оптимизации в последнее время наблюдается перехлест: вместо ссылок по вашему запросу предлагаются не имеющие к нему никакого отношения сайты. И это вызывает раздражение», — сказал г-н Шляхин.
«На мой взгляд, хороший вариант продвижения — контекстная реклама (аналог старых добрых баннеров) на сайтах смежных тематик», — сказал Александр Аверин.
«Я считаю, что люди пойдут на сайт, если им там будет интересно. По моему мнению, главные инструменты продвижения — контент и удобство пользования», — сказал Артем Потехин. Это мнение поддержал и Александр Шляхин: «Есть много способов продвижения, но главный, я считаю, — это контент, который нужно поддерживать, обновлять».
Жанна Грибалева предложила продвигать сайт с помощью сотрудников компании. «В электронную подпись каждого работника добавьте адрес сайта. Представляете, сколько писем рассылается клиентам, деловым партнерам, друзьям ежедневно — и все они будут информированы об адресе вашего сайта», — сказала г-жа Грибалева.
В заключение встречи эксперты отметили, что ежегодный прирост сайтов в Красноярске составляет около 20%. «В последнее время явно видна динамика не только к количественному, но и к их качественному росту», — отметил Александр Аверин.
«По данным одного из последних западных Интернет-исследований, американские менеджеры верхнего и среднего звена в возрасте 35-45 лет рекламную информацию, кроме как через Интернет, не воспринимают. Уверен, через несколько лет эта ситуация повторится и у нас», — заключил г-н Маменко.