Вице-президент MasterCard Галина Ганеева рассказала DK.RU об успешном опыте бесконтактных технологий на казанской Универсиаде. Как технология может упростить проведение Универсиады в Красноярске?
К Универсиаде-2013 в Казане MasterCard разработала бесконтактные банковские карты, которые получали гости, волонтеры и зрители. Они были «встроены» в бейджи, по ним можно было оплачивать проезд, делать покупки, на них можно было записывать билеты на игры Универсиады. В короткие сроки компания смогла построить инфраструктуру, которая бы поддерживала бесконтактные технологии.
Вице-президент MasterCard в России Галина Ганеева в преддверии Универсиады в Красноярске поделилась с DK.RU опытом использования таких технологий на спортивных соревнованиях в Казани.
Сколько времени ушло на реализацию проекта по внедрению бесконтактных банковских карт при подготовке к Универсиаде-2013? Расскажите подробнее, что MasterCard сделала для реализации проекта?
Проект был реализован достаточно быстро, несмотря на то, что по сути мы создавали беспрецедентные решения. В 2011 году на Петербургском международном экономическом форуме состоялась встреча президента Республики Татарстан Рустама Минниханова и президента по международным рынкам MasterCard Уолта Макни, во время которой была достигнута договоренность о создании в Татарстане «Центра компетенции MasterCard». Одна из основных задач этого проекта − внедрение инновационных платежных решений в республике, в числе инициатив оказалась и подготовка к Всемирной летней Универсиаде в г. Казани. Работа шла в партнерстве с АК БАРС банком.
Была создана уникальная мультисервисная карта с бесконтактной технологией MasterCard PayPass. Она совмещает банковский платежный функционал и другие возможности − например, по ней можно оплатить проезд в городском транспорте, пользоваться электронными версиями билетов на мероприятия, контролировать проход на объекты с помощью ID приложения, получать баллы по программе лояльности и многое другое. В итоге, впервые в истории спортивных мероприятий банковская карта стала частью аккредитационного бейджа участников игр, волонтеров и спортсменов. Для гостей города на основе такой карты были выпущены предоплаченные многофункциональные «Карты гостя», по которым можно было со скидками посещать музеи, удобно оплачивать проезд, делать покупки и т.д.. В дальнейшем появились карты болельщиков. На такую карту можно записать билеты на матчи любимой команды и, например, со скидками делать покупки в фирменном магазине клуба.
Сталкивались ли вы с какими-то трудностями в этой работе? Насколько карты оказались востребованными?
Трудности были вполне естественными, прежде всего, они были связанны с тем, что проект выполнялся в сжатые сроки, что требовало серьезного напряжения, четкой координации со стороны всех партнеров. Потребовалось пройти ряд процедур, с которыми никто из нас до этого не сталкивался. Например, для включения карты в бейджи участников, необходимо было согласование Международной федерации студенческого спорта (FISU).
В итоге, мы можем сказать, что и карта, и инфраструктурные решения, которые появились тогда, оказались востребованы, в том числе и после окончания Универсиады. Во время игр гости постоянно пользовались картами и для прохода на объекты, и для оплаты ежедневных покупок, проезда в общественном транспорте, для оплаты билетов на спортивные мероприятия и оформления электронных билетов. Всего было выпущено 120 тысяч карт участника универсиады, 20 тысяч карт волонтера.
Реально ли перенести опыт на Красноярск? Насколько это сложно? Что для этого нужно?
Успешно развивать платежные инновации можно в любом регионе. Подготовка к такому мегапроекту, как Универсиада, может стать хорошим поводом, потому что при помощи современных технологий, как мы видим, можно решать задачи комплексно. А о преимуществах безналичной оплаты, наверное, не нужно говорить еще раз – прозрачность учета, быстрота и точность обслуживания клиентов, удобство, безопасность. Со своей стороны MasterCard делает все возможное для того, чтобы современные платежные решения были доступны россиянам.
Как я понимаю, проект заинтересовал власть Татарстана, раз впоследствии появился проект «Школьная карта»? Расскажите немного про него?
«Школьная карта», на мой взгляд, – это будущее, которое наступает прямо сейчас. Проект запущен в мае 2014 года, первыми в нем участвовали школы города Зеленодольска, и затем, в результате успешного тестирования, решение было распространено на ряд других городов республики.
«Школьная карта» − это тоже мультисервисная международная платежная карта MasterCard АК БАРС Банка с технологией MasterCard PayPass. Для учащихся младших классов эти карты выпущены в форме специальных браслетов, чтобы детям было удобнее с ними обращаться.
Браслеты и карты являются именными. На входе в школы установлены системы контроля доступа, которые, не затрудняя вход и выход, фиксируют всех посетителей, сообщают родителям и школьной администрации о присутствии учащихся в школе. Чтобы пройти через турникет, школьнику нужно прикоснуться браслетом или картой к считывателю. В результате администрация школы знает, сколько детей находится на занятии, и может точно рассчитать школьное питание, что в итоге приводит к сокращению затрат. Точно так же дети «отмечаются» в электронном журнале на планшете, приходя на дополнительное занятие. Родители получают СМС с сообщением о том, что ребенок прошел в школу или на внешкольное занятие или вышел из здания учебного заведения. Школьники могут оплачивать картами свои ежедневные покупки; оплату проезда на городском транспорте обеспечивает специальное приложение.
Картами школьников можно управлять через портал Электронного правительства Татарстана – родители узнают о питании ребенка, входах и выходах из школы, при необходимости могут пополнить, заблокировать или заказать перевыпуск карты. Также родители могут отследить, на что и сколько израсходовали средств их дети. А дети, в свою очередь, благодаря этому проекту обучаются обращению с современным платежным устройством и постигают основы финансовой грамоты. Словом, это отличный пример инноваций, которые делают жизнь людей полнее, проще и интереснее.
Есть ли ещё опыт реализации проектов по внедрению бесконтактных банковских карт на крупных мероприятиях в России?
Таких примеров много. В прошлом году более 30 тысяч гостей музыкального фестиваля Alfa Future People получили бесконтактные браслеты или часы с MasterCard PayPass. Это был первый в России масштабный фестиваль, территория которого была полностью свободна от наличных. Все покупки можно было сделать в одно касание с помощью технологии MasterCard PayPass.
С ноября 2014 года болельщики Российской Футбольной Премьер Лиги через приложения «Кошелек» могут выпускать мобильную NFC-версию карты в своем смартфоне, покупать билеты на матчи и проходить на стадион прикосновением телефона к турникету.
Бесконтактная технология очень удобная и она интуитивно понятна. Более того, людям нравится полностью контролировать весь процесс оплаты, не передавая карту или другое бесконтактное устройство в руки кассиру. Все больше во всем мире распространяется бесконтактная технология в мобильных телефонах, которые по сути становятся универсальными устройствами, с помощью которых мы можем решать множество задач, в том числе делать покупки и в онлайн среде и в реальности.
В России уже более 5 миллионов бесконтактных карт, и к 2020 году все терминалы будут принимать этот вид оплаты. Уже сейчас у нас в стране можно выпустить бесконтактную карту в различных формах − на пластике, в мобильном телефоне, в браслете, в виде стикера, в наручных часах, в брелке. Оплата должна быть простой и удобной, чтобы занимать как можно меньше времени, оставляя его на то, что действительно важно.
Фото: предоставлено компанией