Меню

Красноярские IT-компании ищут перспективные ниши

эксперты Максим Багаев руководитель розничного отдела компании «Аверс» Роман Дроздов коммерческий директор компании «Старком» Андрей Иванов арт-директор студии «Метадизайн» Женя Маменко генерал

В 2006 году компьютерный ритейл теснили неспециализированные техноторговые сети. Федеральный проект «Позитроника», созданный с целью помочь региональным компаниям в этом противостоянии, пока себя не оправдал. В сегменте системной и сетевой интеграции до 70% рынка забрали 4 крупные компаний. Эксперты отметили, что наиболее интенсивно в этом году развивалось направление разработки и внедрения программного обеспечения.

эксперты
Максим Багаев руководитель розничного отдела компании «Аверс»
Роман Дроздов коммерческий директор компании «Старком»
Андрей Иванов арт-директор студии «Метадизайн»
Женя Маменко генеральный директор компании «Красноярск.Биз» и председатель правления ассоциации «ВебАльянс»
Игорь Медведев директор по развитию бизнеса «Новософт-Железногорск»
Константин Подлесный генеральный директор компании «Ками-Красноярск»
Виталий Свиридов коммерческий директор сети «Позитроника»
Анатолий Сергеев генеральный директор группы компаний «СибитSystems»
Дмитрий Суханов руководитель отдела корпоративных решений компании «НЭТА-Сибирь»

По оценке экспертов, в 2006 г. красноярский рынок информационных технологий вырос примерно на 30%. В 2005 г. его емкость составляла около $350 млн, сейчас — более $450 млн.
Директор по развитию бизнеса компании «Новософт-Железногорск» ИГОРЬ МЕДВЕДЕВ отметил, что основную долю местного IT-рынка (около 65%) занимает компьютерный ритейл (розничные, оптовые и корпоративные продажи компьютерной техники). На направление системной и сетевой интеграции приходится около 20% рынка, а оставшаяся часть — у разработчиков и внедренцев программного обеспечения (ПО).
По данным генерального директора «Ками-Красноярск» КОНСТАНТИНА ПОДЛЕСНОГО, в первой половине 2006 г. на красноярском рынке работало около 150 IT-компаний. К концу года, по мнению коммерческого директора компании «Старком» РОМАНА ДРОЗДОВА, их количество уменьшилось: «Ужесточающаяся конкуренция сегодня привела к тому, что мелкие IT-фирмы либо уходят с рынка, либо объединяются. Происходит процесс укрупнения», — считает г-н Дроздов.

Четверть рынка компьютерного ритейла ушла в сети
Наиболее ужесточилась конкуренция в 2006 г. в сегменте компьютерного ритейла. Рентабельность этого направления в середине года, по оценке Романа Дроздова, составляла 8-10%. К декабрю доходность бизнеса еще немного снизилась. «Наценка на товар не менялась, но увеличились накладные расходы. Выросли арендная плата, транспортные издержки и затраты на страхование груза, изменились требования сотрудников к заработной плате. Поэтому сейчас я оцениваю рентабельность в 7-9%», — рассказал г-н Дроздов.
Эксперты отмечают, что в 2006 г. торговые сети (федеральная «Эльдорадо» и местные «БытТехника» и «АЛПИ») продолжали активно теснить специализированные компании на IT-рынке.
По словам аналитиков, федеральные техноторговые сети имеют ряд конкурентных преимуществ перед специализированными местными игроками. В первую очередь, они выигрывают за счет внушительных бюджетов на маркетинг и рекламу. Кроме того, сетевые «захватчики» компьютерного ритейла могут себе позволить манипулировать ценами за счет больших оборотов и прямых контактов с производителями и дистрибьюторами IT-продукции.
По оценке руководителя розничного отдела компании «Аверс» МАКСИМА БАГАЕВА, доля IT-оборудования, продаваемого техноторговыми сетями, составляет около 20-25%.
Роман Дроздов: «Мы потеряли около 10% от планируемого на 2006 год оборота в розничном сегменте. Это произошло именно потому, что выросла конкуренция со стороны сетей. Но мы прогнозировали в начале года эти убытки до 20%. Грамотная рекламная кампания, перевод магазинов в новый формат (большинство торговых точек перешло на открытую выкладку товара), исследования покупательского спроса, а также расширение ассортиментной политики — все это позволило сократить потери».
Событием 2006 г. стал выход на мест­ный рынок крупного российского дистрибьютора компьютерной и цифровой техники компании Merlion. Ставя задачу — помочь региональным коллегам противостоять натиску техноторговых сетей, компания создала проект «Позитроника». В начале июня сразу две местные компании, «Аверс» и «Старком», стали франчайзи «Позитроники», открыв магазины под этим брендом.
Коммерческий директор сети «Позитроника» ВИТАЛИЙ СВИРИДОВ положительно оценил динамику оборота компании. «Называть цифры еще рано. Но я уверен, что «Позитроника» — перспективный игрок красноярского IT-рынка в сегменте розничных продаж», — сказал г-н Свиридов.
Однако, подводя итоги работы магазинов «Позитроника» в 2006 г., представители компаний «Аверс» и «Старком» отметили, что пока серьезного влияния на местный рынок этот проект не оказал. Роман Дроздов: «В Красноярске люди уже привыкли к подобному формату. Поэтому реакция потребителей на появление «Позитроники» была сдержанной». Максим Багаев считает, что проекту необходимо дополнительное время для раскрутки, чтобы понять, насколько он перспективен: «Конечно, «Позитроника» не «взорвала» рынок, но на это мы и не рассчитывали. В любом случае динамика оборота магазина положительная. Мы будем наблюдать за его работой еще около года, и только потом можно будет делать выводы, расширять ли сеть этих магазинов в Красноярске».
По словам Романа Дроздова, большее влияние проект «Позитроника» оказал на краевой рынок. Он отметил, что компания «Старком» получила право на открытие магазинов под этим брендом в городах края. Осенью «Позитроники» появились в Саяногорске, Ачинске, Лесосибирске и Дивногорске. «Пока там открыто по одному магазину. Но мы достаточно агрессивно нацелены на захват этих рынков. Если увидим, что можно еще «откусить», будем дей­ствовать в этом направлении», — заявил г-н Дроздов.
Красноярский рынок привлекает федеральных интеграторов
Ужесточение конкуренции в продажах компьютерной техники привело к тому, что некоторые компании, работающие в различных сегментах IT-рынка, задумались о полном уходе из компьютерного ритейла в более перспективные направления. По мнению экспертов, таковым на местном рынке можно считать сегмент системной и сетевой интеграции. Так, в 2005 г. в «Ками-Красноярск» доходы от проектирования и монтажа вычислительных и электрических сетей выросли более чем в пять раз. Обозначая свой инжиниринговый вектор, с октября 2006 года компания начала ребрендинг, получив новое название — «КАМИТЕК».
По оценке генерального директора группы компаний «СибитSystems» АНАТОЛИЯ СЕРГЕЕВА, сегмент системной и сетевой интеграции в Красноярске растет не менее чем на 20% в год. Руководитель отдела корпоративных решений компании «НЭТА-Сибирь» ДМИТРИЙ СУХАНОВ отметил, что рост спроса на услуги системной интеграции в 2006 г. был обеспечен во многом благодаря увеличению объемов строительства коммерческой недвижимости.
Анатолий Сергеев рассказал, что в этом году возросли требования к сложным решениям из области системной инте­грации и многие компьютерные компании оказались к ним не готовы. Основную массу масштабных IT-проектов в денежном эквиваленте в регионе составляют заказы государственных структур и компаний, представляющих крупный бизнес. Эксперты считают, что подобные заказчики предпочитают работать с проверенными региональными интеграторами, поэтому около 70% денежной составляющей рынка СИ забирают 4 крупных компании: «СибитSystems», «Синтез-Н», «НЭТА-Сибирь», «Ками-Красноярск».
Это перспективное направление привлекает и федеральные компании. В 2006 г. некоторые крупные российские интеграторы (например, фирма R-Style) заявили об интересе к освоению регионального рынка. В июне местные игроки оценивали перспективу прихода в наш регион федеральных компаний как маловероятную. Анатолий Сергеев отмечал, что федералы предпочитают работать в Красноярске дистанционно: выиграв крупный тендер в Москве на прокладку сетей в нашем городе, нанимают в качестве субподрядчиков местных интеграторов. Однако в ноябре 2006 г. крупная федеральная компания «Ай-Теко» открыла в Красноярске свое региональное сервисное подразделение. Оно осуществляет техническую поддержку IT-систем территориальных отделений Сбербанка России и структур ряда государственных ведомств.
Рынок разработки ПО за полгода вырос на 50-70%
Одним из ключевых событий 2006 г. эксперты назвали подписание в марте меморандума о нераспространении контрафактного программного обеспечения и противодействии пиратству в сфере информационных технологий. Инициированное красноярским офисом корпорации Microsoft соглашение поддержали девять местных участников IT-рынка. По мнению экспертов, это событие подстегнуло активное развитие сегмента разработки и внедрения ПО.
Игорь Медведев рассказал, что на рост этого сегмента огромное влияние оказал госсектор: «Впервые за долгие годы власть стала более активной на IT-рынке, даже по сравнению с коммерческими компаниями. Ее расходы в этом направлении значительно увеличились. В результате мы наблюдаем количественный и качественный рост IT-проектов в госсекторе». Г-н Медведев добавил, что в 2006  г. IT-поставщики охватили своими предложениями и крупные коммерческие структуры: «Банки и «телеком» лидируют среди коммерческих потребителей ПО».
В этом году, по оценкам экспертов, существенно увеличился рынок web-разработок. По наблюдениям генерального директора компании «Красноярск.Биз», председателя правления ассоциации «Веб­Альянс» ЖЕНИ МАМЕНКО, рынок разработки ПО для Интернета (сайты, интернет-магазины, торговые системы и др.) вырос во 2 полугодии 2006 г. на 50-70% по отношению к первому полугодию. Арт-директор студии «Метадизайн» АНДРЕЙ ИВАНОВ добавил, что, по сравнению с 2005 г., этот сегмент вырос на 70-80%. «В этом году значительно увеличился объем заказов как по разработке сайтов, так и по проведению рекламных кампаний в Интернете. Крупные фирмы стали всерьез задумываться о представлении себя и своих услуг в сети. Кроме того, больше стал средний бюджет на создание сайта: в начале года эта услуга стоила 40-50 тыс. руб., а сейчас в среднем около 70 тыс. руб. Эти факторы обеспечили активное развитие отрасли web-разработки», — рассказал г-н Иванов.
Андрей Иванов: «В 2006 г. большин­ство наших заказчиков отдало нам свои сайты на обслуживание. Компании стали понимать, что специалисты сделают работу по развитию сайта грамотнее. Если в 2005 г. до половины рынка забирали так называемые фрилансеры, то сейчас на их долю приходится не более 25-30%».