эксперты Вячеслав Блинов генеральный директор компании «Новые бриллианты Сибири» Валерий Бурда генеральный директор красноярской ювелирной фабрики «Ремикс» Маргарита Казимирова ведущий специал
эксперты
Вячеслав Блинов
генеральный директор компании «Новые бриллианты Сибири»
Валерий Бурда
генеральный директор красноярской ювелирной фабрики «Ремикс»
Маргарита Казимирова
ведущий специалист по маркетингу и рекламе компании «Адамас»
Наталья Капустина
заместитель генерального директора ТД «Златая цепь»
Татьяна Семенова
директор магазина «Алмазный мир»
Пик бурного роста ювелирного рынка в Красноярске пришелся на начало 2000 г. По словам заместителя генерального директора ТД «Златая цепь» Натальи Капустиной, тогда магазины открывались чуть ли не каждую неделю: «Появлялись как большие салоны, так и совсем маленькие отделы в торговых центрах. Основным ассортиментом ювелиров была «массовка» — недорогие украшения, рассчитанные на среднего покупателя».
Большинство операторов ювелирной розницы по-прежнему работают в экономклассе. Сегодня, по оценкам игроков, в городе действуют шесть крупных сетей — «Адамас», «Золотая Кострома», «Ремикс», «Красцветмет» (магазины «Златая цепь»), «Сибзолото» и «Русские самоцветы». Маргарита Казимирова, ведущий специалист по маркетингу и рекламе компании «Адамас», добавляет, что на рынке присутствуют еще около 15 частных предпринимателей.
По мнению Натальи Капустиной, предприниматели сегодня открывают магазины, считая это прибыльным бизнесом: «Чтобы открыть хороший магазин, в него нужно вложить как минимум 8-10 млн руб. Кроме того, для «ювелирки» большую роль играет место расположения магазина — это должен быть престижный район. А самые «ходовые» улицы — Мира, Маркса — уже усыпаны ювелирными салонами. Рентабельность у ювелирного бизнеса небольшая». Источник в компании «Сибзолото» рассказал «ДК», что окупаются подобные точки только через 10-12 месяцев. Генеральный директор красноярской ювелирной фабрики «Ремикс» Валерий Бурда: «Раньше на «массовку» были сумасшедшие наценки — до 60-70%. Сегодня это невозможно. Например, в ТЦ «Красноярье» — пять точек разных предпринимателей на втором этаже и еще два отдела на первом. Попробуй-ка в условиях такой конкуренции что-то продать дорого».
Ниша же дорогих изделий в Красноярске практически не заполнена. По оценке Валерия Бурды, она занята не более чем на 10%. Высокая конкуренция в одном сегменте и относительная свобода в другом во многом и определили дальнейшее развитие рынка.
Наталья Капустина уверена, что сейчас удержаться на рынке можно двумя способами: строить розничную сеть или искать вакантные места на рынке, например, освоить vip-нишу. «Первый вариант очень затратен. Сегодня организовать сеть ювелирных магазинов сложно. Встают вопросы о помещениях, о персонале», — поясняет г-жа Капустина.
По данным «ДК», сам ТД «Златая цепь» пошел вторым путем. Магазин, в котором торговый дом прежде продавал эконом-украшений, сейчас переформатируется. В апреле там должен появиться салон дорогих изделий.
По мнению участников рынка, освоить люксовый сегмент под силу только старожилам ювелирного бизнеса. Валерий Бурда: «Работать в ювелирном бизнесе непросто. Это технологии и навыки, которые приобретаются только с опытом. Прийти с улицы и сразу заявить, что мы будем заниматься дорогими вещами, невозможно».
Крупные операторы первыми и начали осваивать элитную нишу два года назад. Тогда в городе появились украшения стоимостью от 50 тыс. руб. и выше. В 2005 г. «Адамас» создал у себя отдел дорогих украшений, привез изделия от Nina Ricci и Rebecca. «Русские самоцветы» полтора года назад открыли салон «Алмазный мир». «Ремикс» открыл при своей ювелирной фабрике дизайн-студию, которая под заказ делает эксклюзивные изделия.
Ювелирщики откликнулись на желания потребителей. По словам г-на Бурды, в Красноярске уже давно сформировался класс обеспеченных людей, готовых покупать украшения стоимостью от $1 тыс. и платить за эксклюзив: «Как у нас раньше было — «фигуру под костюм подгоняли». Эту аудиторию такой подход не устраивает».
Генеральный директор компании «Новые бриллианты Сибири» (производство и торговля бриллиантами и ювелирными украшениями) Вячеслав Блинов считает, что сегодня около 15-20% красноярцев в состоянии купить дорогие изделия стоимостью от 10 до 100 тыс. руб. «Тех же, кто готов платить несколько десятков тысяч долларов за изделие, пока в Красноярске не больше ста человек». Татьяна Семенова, директор магазина «Алмазный мир», отмечает, что пока самые дорогие покупки, совершенные в магазине, не превышали 500 тыс. руб.
Красноярцы готовы платить за бренд
Валерий Бурда утверждает, что раньше украшения средней стоимости воспринимались в основном как эффективный способ вложения денег: «При первой возможности советский человек старался купить золотое украшение, чтобы потом, когда-нибудь, его выгодно продать». Сегодня, несмотря на постоянный рост цены на золото, красноярцы уже не связывают покупку украшений с возможностью приумножить свой капитал. Валерий Бурда: «За прошлый год золото подорожало на 20%. По всем показателям, вкладывать в золотые украшения выгодно. Но не в России. Украшения очень сложно продать — в ломбарде вам дадут только половину стоимости».
Спрос на дорогие украшения участники рынка объясняют тем, что потребителю стало важно иметь не просто кольцо или серьги, а известный бренд. Маргарита Казимирова: «Ювелирные изделия уже не покупают ради вложения денег. Они стали элементом стиля, имиджа. Если я ношу фирменную одежду, то и аксессуары у меня должны быть соответствующие».
Ориентируясь на интерес аудитории к марочным вещам, красноярская компания «Новые бриллианты Сибири» занимается построением собственного бренда. Вячеслав Блинов: «Мы участвуем в международных выставках. Ведем разработку коллекций ювелирных украшений с ведущими западными дизайнерами. Колье, изготовленное нашими ювелирами, украшает голливудскую звезду Элишу Катберт».
Через пять лет в город придут западные премиальные марки
Эксперты уверены: число магазинов и салонов, работающих в премиум-сегменте, будет расти и дальше. Вячеслав Блинов: «Сегодня в Красноярске все еще трудно найти бриллиант в 2 карата. Есть потребитель, который мог бы купить такое изделия. Проблема в том, что предложения нет. Я думаю, местные ювелиры это уже поняли».
Аналитики не исключают, что постепенно крупные магазины среднего и высокого ценового сегментов вытеснят игроков помельче. Наталья Капустина: «Ювелирный бизнес будет развиваться, как в свое время продовольственный. Вспомните, раньше было много продуктовых ларьков. Но постепенно супер- и гипермаркеты их вытеснили. Здесь будет то же самое. Мелкие частники уйдут. Останутся брендовые салоны и крупные сетевые магазины экономкласса».
Участники рынка ожидают появления в Красноярске мировых ювелирных брендов: Tiffany & Co, Cartier, Gucci, Yamagiva и т. д. Пока западные марки лишь точечно привозят в город («Адамас» — Nina Ricci, салон «Париж» — Carrera y Carrera). По словам г-жи Капустиной, приход западных брендов тормозят сложные условия для российских продавцов со стороны зарубежных ювелирных домов: «Хорошие изделия не дают в рассрочку и на реализацию. У европейцев строгие условия: вы должны регулярно брать последние коллекции. А это серьезные капиталовложения». Маргарита Казимирова: «Я думаю, что западные бренды появятся в Красноярске не раньше, чем через пять лет. Интерес к европейским маркам уже есть, особенно среди молодежи. Следуя за спросом, местные поставщики начнут завозить западные марочные украшения».