Меню

Красноярские ювелиры доросли до премиум-сегмента

эксперты Вячеслав Блинов генеральный директор компании «Новые бриллианты Сибири» Валерий Бурда генеральный директор красноярской ювелирной фабрики «Ремикс» Маргарита Казимирова ведущий специал

Местный ювелирный рынок меняется. Ювелирщики отходят от производства и продажи изделий массового потребления и осваивают сегмент дорогих украшений. Аналитики прогнозируют, что вслед за отечественными брендами в Красноярск придут западные ювелирные дома.

эксперты
Вячеслав Блинов
генеральный директор компании «Новые бриллианты Сибири»
Валерий Бурда
генеральный директор красноярской ювелирной фабрики «Ремикс»
Маргарита Казимирова
ведущий специалист по маркетингу и рекламе компании «Адамас»
Наталья Капустина
заместитель генерального директора ТД «Златая цепь»
Татьяна Семенова
директор магазина «Алмазный мир»

Пик бурного роста ювелирного рынка в Красноярске пришелся на начало 2000 г. По словам заместителя генерального директора ТД «Златая цепь» Натальи Капустиной, тогда магазины открывались чуть ли не каждую неделю: «Появлялись как большие салоны, так и совсем маленькие отделы в торговых центрах. Основным ассортиментом ювелиров была «массовка» — недорогие украшения, рассчитанные на среднего покупателя».
Большинство операторов ювелирной розницы по-прежнему работают в экономклассе. Сегодня, по оценкам игроков, в городе действуют шесть крупных сетей — «Адамас», «Золотая Кострома», «Ремикс», «Красцветмет» (магазины «Златая цепь»), «Сибзолото» и «Русские самоцветы». Маргарита Казимирова, ведущий специалист по маркетингу и рекламе компании «Адамас», добавляет, что на рынке присутствуют еще около 15 частных предпринимателей.
По мнению Натальи Капустиной, предприниматели сегодня открывают магазины, считая это прибыльным бизнесом: «Чтобы открыть хороший магазин, в него нужно вложить как минимум 8-10 млн руб. Кроме того, для «ювелирки» большую роль играет место расположения магазина — это должен быть престижный район. А самые «ходовые» улицы — Мира, Маркса — уже усыпаны ювелирными салонами. Рентабельность у ювелирного бизнеса небольшая». Источник в компании «Сибзолото» рассказал «ДК», что окупаются подобные точки только через 10-12 месяцев. Генеральный директор красноярской ювелирной фабрики «Ремикс» Валерий Бурда: «Раньше на «массовку» были сумасшедшие наценки — до 60-70%. Сегодня это невозможно. Например, в ТЦ «Красноярье» — пять точек разных предпринимателей на втором этаже и еще два отдела на первом. Попробуй-ка в условиях такой конкуренции что-то продать дорого».
Ниша же дорогих изделий в Красноярске практически не заполнена. По оценке Валерия Бурды, она занята не более чем на 10%. Высокая конкуренция в одном сегменте и относительная свобода в другом во многом и определили дальнейшее развитие рынка.

Конкуренция заставляет ювелиров идти в пустующую нишу дорогих украшений
Наталья Капустина уверена, что сейчас удержаться на рынке можно двумя способами: строить розничную сеть или искать вакантные места на рынке, например, освоить vip-нишу. «Первый вариант очень затратен. Сегодня организовать сеть ювелирных магазинов сложно. Встают вопросы о помещениях, о персонале», — поясняет г-жа Капустина.
По данным «ДК», сам ТД «Златая цепь» пошел вторым путем. Магазин, в котором торговый дом прежде продавал эконом-украшений, сейчас переформатируется. В апреле там должен появиться салон дорогих изделий.
По мнению участников рынка, освоить люксовый сегмент под силу только старожилам ювелирного бизнеса. Валерий Бурда: «Работать в ювелирном бизнесе непросто. Это технологии и навыки, которые приобретаются только с опытом. Прийти с улицы и сразу заявить, что мы будем заниматься дорогими вещами, невозможно».
Крупные операторы первыми и начали осваивать элитную нишу два года назад. Тогда в городе появились украшения стоимостью от 50 тыс. руб. и выше. В 2005 г. «Адамас» создал у себя отдел дорогих украшений, привез изделия от Nina Ricci и Rebecca. «Русские самоцветы» полтора года назад открыли салон «Алмазный мир». «Ремикс» открыл при своей ювелирной фабрике дизайн-студию, которая под заказ делает эксклюзивные изделия.
Ювелирщики откликнулись на желания потребителей. По словам г-на Бурды, в Красноярске уже давно сформировался класс обеспеченных людей, готовых покупать украшения стоимостью от $1 тыс. и платить за эксклюзив: «Как у нас раньше было — «фигуру под костюм подгоняли». Эту аудиторию такой подход не устраивает».
Генеральный директор компании «Новые бриллианты Сибири» (производство и торговля бриллиантами и ювелирными украшениями) Вячеслав Блинов считает, что сегодня около 15-20% красноярцев в состоянии купить дорогие изделия стоимостью от 10 до 100 тыс. руб. «Тех же, кто готов платить несколько десятков тысяч долларов за изделие, пока в Красноярске не больше ста человек». Татьяна Семенова, директор магазина «Алмазный мир», отмечает, что пока самые дорогие покупки, совершенные в магазине, не превышали 500 тыс. руб.
Г-н Блинов добавляет, что многие потенциальные покупатели дорогих украшений до сих пор ездят за ювелирными изделиями в Москву или Санкт-Петербург: «Некоторые считают, что нет пророка в своем отечестве. Это, безусловно, тормозит рынок. У нас с советских времен установка: на Западе все лучше. А это сложившийся стереотип. Сегодня в России делают изделия, которые ничем не уступают европейским».
Красноярцы готовы платить за бренд
Валерий Бурда утверждает, что раньше украшения средней стоимости воспринимались в основном как эффективный способ вложения денег: «При первой возможности советский человек старался купить золотое украшение, чтобы потом, когда-нибудь, его выгодно продать». Сегодня, несмотря на постоянный рост цены на золото, красноярцы уже не связывают покупку украшений с возможностью приумножить свой капитал. Валерий Бурда: «За прошлый год золото подорожало на 20%. По всем показателям, вкладывать в золотые украшения выгодно. Но не в России. Украшения очень сложно продать — в ломбарде вам дадут только половину стоимости».
Спрос на дорогие украшения участники рынка объясняют тем, что потребителю стало важно иметь не просто кольцо или серьги, а известный бренд. Маргарита Казимирова: «Ювелирные изделия уже не покупают ради вложения денег. Они стали элементом стиля, имиджа. Если я ношу фирменную одежду, то и аксессуары у меня должны быть соответствующие».
Ориентируясь на интерес аудитории к марочным вещам, красноярская компания «Новые бриллианты Сибири» занимается построением собственного бренда. Вячеслав Блинов: «Мы участвуем в международных выставках. Ведем разработку коллекций ювелирных украшений с ведущими западными дизайнерами. Колье, изготовленное нашими ювелирами, украшает голливудскую звезду Элишу Катберт».
Через пять лет в город придут западные премиальные марки
Эксперты уверены: число магазинов и салонов, работающих в премиум-сегменте, будет расти и дальше. Вячеслав Блинов: «Сегодня в Красноярске все еще трудно найти бриллиант в 2 карата. Есть потребитель, который мог бы купить такое изделия. Проблема в том, что предложения нет. Я думаю, местные ювелиры это уже поняли».
Аналитики не исключают, что постепенно крупные магазины среднего и высокого ценового сегментов вытеснят игроков помельче. Наталья Капустина: «Ювелирный бизнес будет развиваться, как в свое время продовольственный. Вспомните, раньше было много продуктовых ларьков. Но постепенно супер- и гипермаркеты их вытеснили. Здесь будет то же самое. Мелкие частники уйдут. Останутся брендовые салоны и крупные сетевые магазины экономкласса».
Участники рынка ожидают появления в Красноярске мировых ювелирных брендов: Tiffany & Co, Cartier, Gucci, Yamagiva и т. д. Пока западные марки лишь точечно привозят в город («Адамас» — Nina Ricci, салон «Париж» — Carrera y Carrera). По словам г-жи Капустиной, приход западных брендов тормозят сложные условия для российских продавцов со стороны зарубежных ювелирных домов: «Хорошие изделия не дают в рассрочку и на реализацию. У европейцев строгие условия: вы должны регулярно брать последние коллекции. А это серьезные капиталовложения». Маргарита Казимирова: «Я думаю, что западные бренды появятся в Красноярске не раньше, чем через пять лет. Интерес к европейским маркам уже есть, особенно среди молодежи. Следуя за спросом, местные поставщики начнут завозить западные марочные украшения».