Меню

Красноярской IT-сфере нужны простые вещи

Встречался с чиновниками из краевой администрации, разговаривали про информационные технологии. Могу заверить: у власти сложилось четкое понимание – их надо развивать.

Я считаю, что в Красноярском крае есть все предпосылки для создания достаточно сильной IT-отрасли. Есть большой, хорошо финансируемый университет – СФУ, есть постсоветские технологические предприятия, производства мирового уровня, например, ИСС им. Решетнева. Красноярск – не захолустье, это динамично развивающийся город, с достойным уровнем жизни. Но по разным причинам сфера IT, по сравнению, допустим, с Новосибирском, развита здесь слабо. Для качественных перемен необходимо приложить усилия. Требуется немного. Буквально стандартный набор шагов. Я их перечислю.

Шаг первый. Надо создать мотивацию для бизнесменов. Вытащить на свет и максимально широко освещать истории успеха локальных предпринимателей, работающих в сфере IT. Учредить какие-нибудь награды, премии или гранты за разработки в этой сфере. Проводить специализированные выставки, венчурные ярмарки, форумы. Все для того, чтобы предприниматели чувствовали себя комфортно, знали, что их труд уважают и поощряют. В Красноярске некоторые эти моменты уже присутствуют, но еще недостаточно.

Второй шаг - базовый. Красноярску нужна инфраструктура: IT-парки, промпарки, технопарки. При краевом бизнес-инкубаторе сейчас строится технопарк – но он не совсем «айтишный». А, например, в Татарстане реализуется гигантский IT-парк, и еще возводится целая IT-деревня. Для Красноярска столько не нужно, но активность в этом направлении надо увеличивать.

Третий шаг - местные власти должны учредить отдельные, конкретные субсидии, которые будут получать только IT-предприятия. Это тоже стандартный и применяемый во многих регионах метод. Кстати, он не требует больших денег. Субсидии в этом случае играют роль не денежной помощи, а обыкновенной мотивации. Как-то я запускал один из своих бизнесов в Сингапуре. Все началось с того, что там существовала система грантов. Предлагалось 100 тыс. долларов. Чтобы эти деньги получить, мы написали бизнес-план, организовали компанию, закрутились-завертелись и превратили идею в бизнес. Реально мы эти 100 тыс. долларов не получили, гораздо меньше. И потратили в итоге намного больше, а Сингапуру эти деньги вернулись сотни раз в виде налоговых отчислений. И, тем не менее, эта система мотивации сработала.

Четвертый шаг несложный, но важный. В Красноярский край нужно привлекать инвестиционные фонды. Нужен статусный человек или целая группа людей, которые ездили бы по крупным городам и рассказывали, в каком замечательном крае они живут, какие здесь хорошие проекты, какие перспективы. Их задача - привезти в край потенциальных инвесторов, крупных предпринимателей, которые могли бы не только выступить с докладами или лекциями перед местными IT-компаниями, но и вложить в них деньги. Помимо этого, есть еще крупные технологические компании - Intel, Microsoft, Mail. Они как раз хотят в Красноярский край, они выигрывают тендеры и продают IT-обеспечение госорганам и бизнесу. Таким компаниям можно и условия ставить, - если хотите получить этот тендер, открывайте в Красноярске офис разработки, или создавайте какой-нибудь инкубатор. Это, кстати, тоже обычная мера.

И последнее. IT часто «подают» под соусом инноваций. Например, организовывают выставку, где представляют новейшие разработки в металлургии, нефтяной промышленности, лесной промышленности, биотехнологии и IT. И приглашают туда инвестора, желающего вложить в IT. Что он там найдет? Ничего. Он походит, послушает и уйдет. И больше на такую выставку не придет. Почему? Потому что любой инвестор, любой венчурный фонд всегда узкоспециализирован. Это нужно понимать и четко разделять – если IT, значит, только IT-компании и IT инвесторы. К сожалению, во многих регионах в инновации замешивают любую новую разработку – неважно из какой отрасли. В итоге получается невкусный суп, который никто не хочет есть.

Вот такие простые вещи. Да, IT отрасль не растет моментально, но если заняться ее развитием сейчас, то первые результаты можно будет увидеть в Красноярске года через три.