Меню

Красноярску будет проще, чем Казани

Как Красноярску выстраивать отношения с FISU при подготовке к Универсиаде? Какие законодательные бреши нужно закрыть до 2019 г.? Об этом «ДК» рассказал партнер «Пепеляев групп» Андрей Терещенко.

Андрей Терещенко, партнер «Пепеляев Групп», не один год занимается  разработкой законов, регулирующих порядок организации международных спортивных состязаний. Он участвовал в подготовке закона об Олимпиаде. Представляя в переговорах с Правительством РФ мировую федерацию футбола FIFA, трудился над законом о проведении чемпионата мира по футболу в России в 2018 г. При этом г-н Терещенко уверен, что над законодательством, определяющим проведение соревнований в нашей стране, еще работать и работать. Пока оно далеко от совершенства и содержит массу белых пятен.

Законы-пионеры

Когда Россия получила право принять Олимпиаду в Сочи, выяснилось, что в нашей стране не существует внятной нормативной базы для проведения соревнований мирового уровня. Ее пришлось создавать чуть ли не с нуля. Закон о проведении Олимпиады в Сочи — первый федеральный документ такого рода. И прежде чем он заработал, юристам «Пепеляев групп» под кураторством Андрея Терещенко пришлось изрядно потрудиться.

— Мы занимались формированием закона об Олимпиаде. Самым важным было быстро принять базовый вариант. В России законодательство, регулирующее проведение спортивных соревнований, только развивается. Есть несколько базовых нормативных актов, но многие вопросы выпали из сферы регулирования, например, защита коммерческих прав организатора соревнований, обеспечение добросовестной конкуренции в рамках мероприятия. Даже Олимпийский закон не заполняет эту брешь. Да, он в своем роде первый, но его правильнее назвать «околоолимпиадным». Поскольку он, в первую очередь, регулирует вопросы подготовки и организации Олимпийских игр, сферу обслуживания, но, естественно, не вопросы проведения самих спортивных состязаний.

Вы сказали, что в России отсутствует законодательство, регулирующее организацию крупных спортивных мероприятий. А как проходила Олимпиада в Москве в 80-м году?

— Существуют единичные нормативные акты, которые были приняты во времена Советского Союза и применяются сейчас. Как, например, до сих пор у нас в стране применяются некоторые акты трудового права, принятые во времена СССР. Очевидно, что структура организации Олимпиады-80 была иной, нежели сейчас. Например, изменилась коммерческая составляющая. Сейчас Олимпиада не просто спортивное мероприятие — это и большое коммерческое событие для спонсоров и организаторов.

Сейчас вы работаете над законом о проведении чемпионата мира по футболу?

— Верно. Наша компания представляла и представляет интересы FIFA, и когда Россия направляла заявку, и в процессе создания федерального закона о подготовке и проведении этого мероприятия в 2018 г. (закон был принят летом 2013 г.). Сейчас часть нашей компании вовлечена в подготовку подзаконной нормативной базы для проведения мирового первенства. Это огромный пласт работы. Внесены десятки поправок.

Чем закон об Олимпиаде отличается от Закона о чемпионате мира по футболу?

— На футбольном «мундиале» используется другой принцип организации мероприятия, нежели на Олимпийских играх. В случае с чемпионатом мира по футболу в роли единственного организатора всегда выступает FIFA, а Олимпиаду организует Олимпийский комитет России, город Сочи, другие российские и иностранные организаторы. Поэтому структура и содержание закона о ЧМ по футболу существенно отличается от Олимпийского. В законе о чемпионате мира предусмотрено много новых для нашего законодательства норм и правил. Ранее в России даже с учетом наличия федерального Олимпийского закона эти вопросы законодательно не регулировались. Например, у нас до сих пор любой человек может записать на камеру мобильного телефона спортивное состязание, а потом выложить видео в интернет. Или другой пример: компания, не являющаяся коммерческим партнером мероприятия, одела девушек в футболки.

У одной написано «О», у другой «Л» и т.д. Они прошли на стадион, сели рядышком на трибуне — и по их спинам можно прочитать название компании. Это элемент партизанского маркетинга, который нарушает права организатора. С подобными нарушениями во многих странах уже сталкивались и научились с ними бороться. Россия только получает первый опыт проведения крупных международных состязаний, поэтому правовые аспекты таких мероприятий еще предстоит урегулировать. Частично данную проблему решает и закон о ЧМ и Олимпиаде.

Вам пришлось с нуля разрабатывать эти поправки?

— Не совсем. Закон о ЧМ по футболу мы сопровождаем с самого начала — с момента подачи заявки от РФ. Но до этого мы получили компетенции, когда работали над законом об Олимпиаде. Плюс отраслевые министерства и ведомства тоже получили соответствующий опыт и в работе с ЧМ по футболу предлагают схожую модель и инструментарий в решении вопросов. У всех уже есть понимание сильных и слабых сторон этого процесса. Но, к сожалению, не все может быть скопировано с Олимпиады. Есть факторы, которые заставляют по-другому работать с законом о ЧМ-2018. На этапе отбора России как принимающей стороны чемпионата мира по футболу были подписаны правительственные гарантии по разным правовым областям: регулирование труда и миграционной политики, налоговые преференции, вопросы, связанные с режимом защиты интеллектуальных прав и интеллектуальной собственности и т.д. Владимир Путин, будучи тогда еще премьер-министром РФ, подписал эти бумаги и тем самым гарантировал FIFA тот режим правовой защиты и налоговых и иных преференций, который организаторы выставляли как условие при выборе страны-партнера.

Сколько времени вы потратили на создание Закона о проведении чемпионата мира по футболу?

— В силу того, что закон должен был отражать правительственные гарантии, быстро сформировать этот документ не получилось. Те гарантии и преференции, которые Россия обещала FIFA, для нашей страны новые. Например, безвизовый въезд болельщиков, представителей футбольных ассоциаций, сотрудников FIFA, бесплатное передвижение болельщиков между городами, принимающие матчи ЧМ. До этого преференции в таком объеме не предоставлялись. Были лишь их единичные случаи, например, въезд иностранных болельщиков английских клубов «Манчестер Юнайтед» и «Челси» на финал Лиги Чемпионов, который проходил в Москве в 2008 г. Однако в данном случае организовать это было намного проще, поскольку речь шла об одном матче.

Мы были очень серьезно вовлечены в процесс создания закона о ЧМ. Любую деталь прорабатывали до мелочей. Это была кропотливая работа. Только в нашей компании в этих задачах было задействовано около 20 человек.

Не забывать о себе

«Пепеляев групп» не принимала участия в формировании законодательной базы для проведения летней Универсиады в Казани. Но Андрей Терещенко уверен, что опыт столицы Татарстана может помочь юридически подготовиться к зимним студенческим играм 2019 г.

— Для Красноярска сейчас главное, что у России есть опыт организации Универсиады. После Казани руководство FISU уже не испытывает чувства неизвестности или страха, как все пройдет. Красноярску будет проще как в организационном, так и в законодательном плане. Для этого мероприятия принят указ Президента РФ о его проведении. Есть также комплекс документов, которые регулируют организацию Универсиады на международном уровне. Это регламент FISU: свод правил и норм, в том числе и технических, для проведения спортивных состязаний.

У Универсиады, как и у чемпионата мира по футболу, есть свой регулятор — FISU. Как Красноярску выстраивать отношения с ним?

— Для иностранных организаций мирового масштаба внутренние особенности нашей страны и ее законотворческой работы зачастую непонятны. Почему закон был принят всего два года назад, а мы уже обсуждаем к нему поправки? Как это могло произойти? Очень важно, чтобы сотрудники FISU понимали, почему принимаются именно такие нормативные акты, а не другие. Нужно вести постоянную разъяснительную работу. Конечно, Россия имеет свои особенности, как и другие государства. Но и сходства есть. Например, в любой стране есть бюрократия: и в России, и в Швейцарии, и в Бельгии. Просто везде она своя.

Конечно, важно, чтобы обещания, озвученные представителями государственной власти, выполнялись. Международные организации вполне имеют право быть щепетильными в этих вопросах.

И еще один момент, не менее важный. Не надо относиться к праву проведения чемпионата мира или Универсиады как к великому дару или одолжению. Любое международное спортивное состязание — это всегда коммерческие отношения, выгодные обеим сторонам. Если нас выбрали в качестве страны, на чьей территории будет проходить мероприятие, значит, мы это заслужили. Адекватность и деловой подход необходимо сохранять, клиенториентированность не должна вступать в противоречие с национальными интересами. О себе забывать не следует.

А может Красноярский край использовать как базу законодательные акты, которые были разработаны для Универсиады в Казани?

— Законодательного базиса, который Красноярск мог бы применить для нормативного регулирования организации Универсиады, в Казани не было создано. Все документы носят ситуационный, крайне прикладной характер и приняты на республиканском и муниципальном уровнях. Базисом для Красноярска может стать опыт, который получила Казань при проведении летней Универсиады. А законодательной основой могут стать законы об Олимпиаде и ЧМ по футболу. Эти два документа заложили правила проведения спортивных соревнований на федеральном уровне.

Есть ли в законодательстве Красноярского края бреши, которые могут помешать организации Универсиады?

— Они есть, но их пока не видно. Думаю, многие из этих недоработок закроет федеральное законодательство. Например, для Сочи одним из актуальных вопросов было злоупотребление коммерческими правами при проведении спортивного мероприятия. Предприниматели хитры на выдумку в стремлении заработать на масштабных спортивных мероприятиях. Например, во время проведения за рубежом крупных международных соревнований иностранная компания, которая не являлась коммерческим партнером состязания, запустила над стадионом дирижабль с рекламным плакатом. Такие акции нельзя было делать в ближайшем окружении от спортивных сооружений без согласования с организатором. Но в законе были прописаны только варианты с размещением растяжек на небоскребах, крышах зданий и т.д., размещение рекламы в воздушном пространстве не было запрещено.

В законе об Олимпиаде эта проблематика частично решена, разработаны нормы, регулирующие вопросы размещения рекламы, обеспечения добросовестной конкуренции. Частично она отрегулирована уже на местном уровне — в правилах приобретения и использования билетов. В них подробно описан весь перечень действий, которые запрещается производить во время нахождения на олимпийских объектах, будь то стадион или лыжная трасса. Эти правила содержат много ограничений. Например, нельзя распространять листовки, буклеты, любые рекламные материалы, также как и демонстрировать флаги и плакаты, на которых изображены бренды или товарные знаки. Хорошим примером может послужить активный болельщик — красноярский ресторатор Владимир Владимиров, который на играх в Сочи везде появляется с флагом «Россия. Красноярск. В.В. Владимиров и Ко». В первые дни Олимпиады, судя по фотоотчету, ему не делали замечаний, а сейчас на флаге часть «Ко» заклеена. Очевидно, что было сделано замечание, поскольку использовать любые поверхности с названиями компаний, не являющихся партнерами Олимпиады, запрещено.

В Красноярске этот вопрос еще не решен. Пока вводить ограничения такого характера нет необходимости. Но к 2019 г. она может возникнуть.

Еще одна большая проблема — изъятие земельных участков под строительство инфраструктурных объектов. Важной задачей для местных властей является организовать этот процесс так, чтобы он прошел бесконфликтно и справедливо для жителей города и края. Так, в СМИ публиковались сведения, что в Сочи люди были недовольны тем, как проходил выкуп земельных участков. В Красноярске, наверное, потребуется меньше участков в самом городе. Однако подобные прецеденты и в Красноярске были, вспомните историю строительства ТРЦ «Огни». (Владелец частного дома, расположенного вблизи места строительства ТРЦ, отказался продавать участок по рыночной цене, затребовав значительно большую сумму. Это затормозило реализацию проекта. — Прим. ред.). Эту ситуацию хорошо бы отрегулировать на местном уровне.

Какие нормативные акты или документы можно принять, чтобы красноярским компаниям было удобно участвовать в Универсиаде?

— Основной интерес всех компаний, которые хотят стать коммерческими партнерами международного спортивного состязания, — заработать. И думаю, правильно в этой ситуации ставить вопрос по-другому. Как компаниям нужно измениться, чтобы быть достойными звания партнера Универсиады? Любое международное спортивное мероприятие предполагает легализацию компаний. Например, для проведения ЧМ по футболу в российских городах необходимо провести лицензирование гостиниц. То же самое касается компаний такси, общепита и т.д.

Конечно, получать лицензию и начинать работать по новым стандартам — для бизнеса обременительно. Но с другой стороны, «РЖД», чтобы стать спонсором Олимпиады в Сочи, строили инфраструктурные объекты, Сбербанк выступал в роли инвестора капитальных проектов, и они неизвестно когда окупятся... Таких задач перед красноярским бизнесом никто не ставит. Что в этом случае требуется от краевого правительства, так это создать понятные правила игры. Чтобы каждый владелец компании понимал, как ему стать партнером мероприятия. Но этот вопрос больше касается организационной плоскости, нежели правовой.