Меню

"Куда лезете? Будете продавать евродрова в Сибири?" - сколько зарабатывают на опилках

Глава семейной компании по производству "евродров" Владимир Савенков за 3 года сформировал новый рынок и теперь снабжает продукцией и Красноярск, и соседние регионы. Ему не хватает одного — опилок.

Несколько лет назад Владимир Савенков сменил работу коммерческого директора и вместе с сыном и партнерами занялся собственным делом — открыл мини‑завод по производству топливных брикетов типа Пини Кей — так называемые евродрова. Бизнесмен признается, чтобы продать продукт, пришлось попотеть.

Владимир Савенков, соучредитель "СибЦентрКомплект" (фото Алексей Ларичев)

Мы искали идею для небольшого производства. Заинтересовались топливными брикетами типа Пини Кей, которые производятся из опилок. По качественным параметрам (теплотворность) они выгоднее бурого угля и дров, просты в употреблении, экологически чистые, не требуют специализированных котлов и удобны в хранении.

Мы не знали, будет ли востребована эта продукция. Ведь вековая привычка топить печь дровами и мысль о том, что лес общий и его можно рубить всем кому не лень — отличительная черта менталитета нашего народа. И все же мы решили рискнуть. Разместили производственную линию в 350 кв. м на территории исправительной колонии, где работает лесопилка. От многих слышали: «Куда лезете? Будете продавать евродрова в Сибири? Где кругом валяется лес?»

Первая линия производства обошлась нам в 6 млн руб. Это и собственные средства, и привлеченные, 1 млн руб. из этой суммы нам возвратили по краевой программе поддержки малого бизнеса. Инвестиции вернулись к нам в конце прошлого года.

Конечно, были ошибки. Например, мы не знали расход сырья. Видели большие кучи лесопильных отходов и думали, что поймали удачу за хвост. А эти кучи ушли за 1,5 мес. Чтобы не останавливать производство, ездили по лесопилкам, лопатой грузили маленький грузовичок. Делали по три ходки. Потом начали возить опилки КамАЗами, один вмещает 6 кубов, из них получается 100 упаковок евродров (1 т). Сырья было недостаточно, пока не нашли надежных поставщиков — справлялись, как могли. Сейчас ситуация выровнялась: увеличился объем поставок опилок от исправительной колонии, и партнеры поставляют сырье фурами — по 75 кубов каждая, но при этом за опилки приходится платить очень высокую цену, именно поэтому себестоимость выходит чуть выше, чем хотелось бы.

Второй вопрос был — как продавать? Сначала работали с владельцами частных домов, обзванивали, ходили с листовками по Покровке, Николаевке, коттеджным поселкам. Развозили сами продукцию на грузовичке, иногда открывали кузов, всем прохожим показывали товар. Сейчас уже этого не нужно, все наши частники сами звонят, как осень, так телефон становится красным от звонков. Начали поставлять продукцию в небольшие магазинчики. Но все равно объем продаж был не тот, на который мы рассчитывали. Ошибка была в том, что мы начали с частников, а нужно было сразу искать оптовых покупателей, которые бы забирали по 20‑30 тонн сразу. Такие партнеры появились значительно позже.

Сейчас перестраиваем структуру продаж на опт. Активнее всего берут компании из Новосибирской, Омской, Иркутской областей, Бурятии, Кемерово. И на западе, и на востоке продажи растут, несмотря на транспортные расходы. Родной регион по продажам отстает. Как ни странно. Может, это связано с привычкой — топить бурым углем.

В другом нашем производстве — угольных брикетов для пикников, шашлыков — инвестиции должны вернуться к концу этого года. Хорошим подспорьем стал заход в торговые сети. Непросто, конечно, малому бизнесу пробиться на полки, категорийные менеджеры с недоверием смотрят на незнакомый товар. Но сотрудники торговых сетей «Командор», «Аллея», «Леруа Мерлен» оказались более прогрессивными и поверили в нас.

Основная наша бизнес‑боль — не продажи, их со временем нарастим, выйдем на новые рынки, а недостаток сырья, есть желание нарастить объем производства. Казалось бы, плевое дело — найти опилки, а оказалось — проблема, из‑за которой у нас до сих пор нет конкурентов на красноярском рынке. Это парадокс, но большинство предприятий просто выбрасывает лесопильные отходы в отвалы, на края дороги. Сейчас пытаемся вместе с городской администрацией организовать центр сбора опилок, чтобы любая компания могла по закону утилизировать отходы. Мы бы утилизировали бесплатно, а заодно получали сырье. Посмотрим, получится ли реализовать такой симбиоз бизнесов.