Фототур «Крылатый металл» продолжил череду летних экскурсий по территории Красноярского алюминиевого завода.
Кого только не собрал КрАЗ на своей промплощадке этим летом! Представители СМИ, блогеры, участники общественных организаций, обычные горожане — каждый примерил на себя роль сотрудника завода или экологической службы. В этот раз проводилось мероприятие для фотографов, которые хотели своими глазами увидеть магию литейного цеха и запечатлеть светотень электролизного.
Небольшая историческая справка. КрАЗ начали строить в 1961 г. (кстати, в этом году Юрий Гагарин полетел в космос). Первый металл был выдан в 1964 г., а за период с 1972 по 1977 год возвели микрорайон «Зеленая роща» для сотрудников завода. Красноярский металл для своих машин приобретают такие компании, как Ford, Toyota и Lexus, а также мировой лидер в производстве авиалайнеров Airbus. КрАЗ — единственный в России производитель АВЧ — алюминия высокой чистоты, который есть в каждом смартфоне, планшете и бортовом компьютере. Интересный факт: на президентском лимузине стоят колесные диски из металла, изготовленного на красноярском заводе.
Итак, первое, что нужно сделать перед тем, как передвигаться по КрАЗу, — прослушать инструктаж по технике безопасности: не пересекать границы опасных зон, следить за звуковыми и световыми сигналами, не подходить к расплаву ближе, чем на 6 метров. С механическими часами и магнитными пластиковыми картами в помещения лучше не заходить — могут выйти из строя.
Следом — облачение в спецодежду (не забываем про средства индивидуальной защиты: респиратор, очки, перчатки, обязательно каски — в цехах работают подъемные сооружения). В каждые руки, кроме прочего, выдается бутылка с водой — на всякий случай (вот она, забота).
Участники передвигались по территории завода в двух группах: одни на велосипедах (это, кстати, очень популярный транспорт на КрАЗе), другие — на автобусе. А автобус, между прочим, особенный — ЗИЛ-158, 1969 года выпуска (один из самых поздних, производились они до 1971 года), его кузов, бока, перед и основание полностью сделаны из алюминия. Их осталось всего пять, но именно этот, в отличие от остальных, которые работали в 70—80-х годах прошлого столетия, возил работников Шушенской птицефабрики вплоть до 2010 года.
Сейчас этот автобус — музейный экспонат: в 2010 году он не прошел техосмотр, пришлось его заменить. А недавно вышедший из строя старенький ЗИЛ забрали ребята из АНО «Красноярский центр сохранения ретро-транспорта «Авто-ретро» и при поддержке компании РУСАЛ полностью восстановили. «Сейчас он при необходимости сможет и ТО пройти!» — с улыбкой заметил Илья Лопин, сотрудник музея «Авто-ретро».
До определенного момента автобус скромно стоял среди остальных раритетных машин на выставке, которую перед основной экскурсией посетили любители фотографии. А посмотреть там есть на что: автобус из дерева, знаменитый «Москвич», как у Лии Ахеджаковой в фильме «Гараж», автобус-козлик (его назвали так, потому что из-за жесткой подвески он прыгал, «козлил» на кочках). Каково же было удивление посетителей КрАЗа, когда им объявили, что именно этот алюминиевый автобус и будет перевозить их на протяжении всей экскурсии! Как из прошлого в будущее!
Первой остановкой стал электролизный цех, где создают алюминий. Посетители завода сразу заметили, что у работников костюмы другие, желтые. Участникам экскурсии объясняют: они сделаны из специального материала, который не горит. И успокаивают, видя встревоженные лица: мол, вы с расплавом дела иметь не будете, посему и наряд другой.
В помещении жарко, температура, по ощущениям, однозначно выше 40 градусов. Здесь в процессе электролиза глинозем превращается в жидкий алюминий. Электролизникам и зимой, и летом приходится надевать валенки, чтобы случайно выплеснувшийся жидкий металл не повредил ноги.
После электролизного переехали в литейный цех, где алюминий превращается в слитки: они отливаются, затем режутся на мерные кусочки и отправляются к заказчику железнодорожными составами. Из одного слитка весом, к примеру, более 30 тонн получается более 2 млн алюминиевых банок для напитков (а максимальный вес слитков — 35 тонн). Только в части изготовления банок не все так просто: корпус делается из одного сплава, замочек —из другого, дно и верхняя часть — из третьего.
Татьяна Вишневская, которая проводила мастер-класс по фотографии, показывала участникам, на что обратить внимание, куда лучше встать, где красивее падает свет и другие нюансы.
Прелесть всех промышленных производств в том, что там очень красивая геометрия и почти «киношный» свет, особенно днем, — поделилась Татьяна наблюдениями. — В данном случае вам нужно выступать в роли фотографа-наблюдателя, который выискивает понравившуюся картинку, стоя на одном месте. Тем, кто любит фактурные съемки, подойдут решетки, которых на заводе очень много. Красиво смотрятся погрузчики, можно поиграть со светом и тенью».
Кроме того, участникам экскурсии удалось побывать в комнате управления газоочистными сооружениями, откуда ведется мониторинг технологического процесса. В 2004 году началась программа экологической модернизации, и завод полностью поменял газоочистное оборудование на новое с эффективностью более 99%. Выбросы КрАЗа снизились на 40 % за последние 15 лет. Уже больше 10 лет здесь функционирует система замкнутого водооборота: стоки завода после очистки возвращаются в технологический цикл и не попадают в окружающую среду. Экологи показали своим гостям записи мониторинга в специальной программе, которые свидетельствуют о том, что показатели вредных веществ в воздухе гораздо ниже норм ПДК.
Специалисты КрАЗа проводят исследования воздуха в разных районах Красноярска. Для этого, в частности, применяется многокомпонентный газоанализатор для измерения содержания вредных веществ в атмосферном воздухе и в рабочей зоне. Прибор довольно прост в использовании — любой желающий мог провести исследование. Анализ делается с помощью химических кассет, для каждого вещества она отдельная. Берутся замеры воздуха на определенное вещество (в нашем случае это был гидрофторид — маркерное вещество завода), результаты известны уже через 20 минут. К слову, содержание гидрофторида в рабочей зоне завода не превышает норм.
Экскурсия завершилась чаепитием с пирожками и булочками, приготовленными заботливыми сотрудниками завода.
Артем Безроднов: «На мероприятии, организованном КрАЗом, я уже второй раз — захотелось проехать по территории на велосипеде. Мне было очень интересно, хотя я думал, будет все то же самое, но узнал новое о заводе. Мне интересна промышленность, для общего развития это здорово. Организация на высшем уровне! Больше всего понравилось в литейном цехе».
Михасёва Татьяна: «В столь масштабных экскурсиях я никогда не участвовала. Мне было интересно попасть на производство, потому что я только начала свою профессиональную деятельность, интересно попасть в такую крупную компанию с большим количеством персонала, с разными уровнями управления. Я давно знаю о социальных проектах компании, о корпоративной социальной ответственности, сотрудничестве с детскими домами и учреждениями, знаю о том, что компания активно вкладывается в экологию, в социальную сферу, видно, что не скупится и чувствует ответственность перед обществом. На такие объекты просто так не попадаешь, и в рамках экскурсии было интересно посмотреть; это влияет на экологию, жизнь людей, интересно посмотреть изнутри. Это что-то потрясающее из-за своего масштаба. Видно, что люди работают тяжело, но интенсивно и на результат. В литейном цехе мне понравилось: жарко, масштабно, очень ярко. Я сделала много хороших фотографий. Благодаря мастер-классу Татьяны снимки получились, «Инстаграм» будет заполнен!»
Денис Давыденко: «Наверное, любого фотографа промышленное производство очень привлекает. Особенно таких флагманов, как РУСАЛ. Здесь есть та фактура, которую ищут фотографы, архитектура, люди рабочей профессии. Игра света, теней, пара, литье, металл — художникам и фотографам это интересно с профессиональной точки зрения, да и просто это действительно очень красиво. Вечером нам повезло: мы попали в эти закоулки, подсвеченные разными цветами — холодными, теплыми. Я уже не первый раз на таких мероприятиях и считаю, что организовано все идеально, достойно. Эта открытость предприятия заслуживает уважения».