Рынок лизинга, как ни один другой, отражает экономическую ситуацию в стране: есть деньги и возможности у бизнеса, услуги лизинга пользуются спросом, нет — рынок сжимается. За 2018 г. он вырос на 20%.
«В последние года три-четыре мы наблюдаем рост во всех основных сегментах, в которых мы работаем — автомобили, спецтехника, оборудование для машиностроения и лесных производств. Доля сделок с малыми и средними предприятиями также увеличивается. Экономика явно показывает положительную динамику», — отмечает директор красноярского филиала компании «Балтийский лизинг» Денис Белан. В интервью DK.RU он рассказал, какие отрасли сегодня охотнее оставляют заявки на лизинг, как в этом помогает господдержка и когда в России появится лизинг для физических лиц.
Что происходит сегодня с бизнесом в регионе? Можно ли сказать, что экономическая ситуация выправляется?
— Наши показатели говорят, что красноярские предприниматели давно справились с последствиями крупных кризисов. Если обратиться к нашей общей статистике по компании, резкий скачок финансовых показателей произошел в 2017 г.: за год объем нового бизнеса «Балтийского лизинга» без НДС вырос сразу на 44%, этот же показатель организации по филиалам СФО прибавил 38,4% за отчетный период. В 2018 г. по всей филиальной сети также наблюдался стабильный, умеренный рост, — 20% по итогам года.
Компании какого масштаба пользуются вашими услугами — это больше крупный бизнес или это сфера МСП?
— Руководство «Балтийского лизинга» еще лет 10 назад сделало ставку на развитие сотрудничества со средним бизнесом и малыми предприятиями. Красноярский офис в этом плане ничем не отличается от, скажем, краснодарского: в приоритете для нас именно МСП. Но это не значит, что мы отказываемся от работы с крупными компаниями — такие сделки в нашем портфеле тоже есть, компетенции по ведению таких проектов в компании тоже хорошо развиты. Но около 90% сделок — это все-таки МСП.
Какие отрасли охотнее используют лизинг?
— У нас много сделок с агрокомпаниями, с лесозаготовительным бизнесом — сказывается специфика региона. В агробизнесе большую роль играет господдержка: сейчас власти региона активно субсидируют сельхозкомпании, бизнес, конечно, этим пользуется. По нашим подсчетам, около 90% лизинговых сделок в этой сфере идут при финансовой помощи властей. Причем поддержка реализуется в самых разных формах: где-то субсидии идут на авансовый платеж, то есть компания, по сути, обновляет парк оборудования практически без первоначальных затрат. В ряде случаев поддержку получают производители сельхозтехники: тогда, соответственно, уменьшается стоимость оборудования для покупателя.
Оформление таких сделок, с использованием субсидий, как-то отличается для покупателя? Возможно, увеличиваются сроки или расширяется список требований к лизингополучателю?
— Такие сделки проходят абсолютно так же, как те, где лизингополучатели не привлекают средств поддержки. То есть и сроки, и пакет документов одинаковы. Причем мы готовы помочь клиенту с оформлением бумаг, которые необходимы для получения господдержки: у нас есть опыт, мы знаем, как это сделать правильно. Дополнительной платы за это не берем.
Насколько строги требования лизинговых компаний к потенциальным клиентам? С кем бизнесу проще сотрудничать — с вами или с банками?
— Лизинг и кредит — разные продукты, у каждого своя целевая аудитория. Лизинг удобен в плане оптимизации налогов: клиент может лизинговые платежи в полном объеме отнести на себестоимость, применить ускоренную амортизацию для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Кроме того, НДС в составе лизинговых платежей также в полном объеме принимается к зачету. Экономия часто достигается и за счет того, что лизинговые компании, наша в том числе, участвуют в совместных программах с поставщиками автотранспорта, спецтехники и оборудования — это снижает конечную стоимость договоров. Залога при оформлении лизинговых сделок тоже не требуется — сам предмет сделки выступает залогом, соответственно меньше времени требуется для оформления документов.
Что чаще всего берут в лизинг сегодня?
— Как я уже сказал, в нашей компании много сделок с агробизнесом. В лизинг берут комбайны, сеялки, молотилки и проч. Немаленький сегмент — спецтехника: лесовозы, дорожно-строительные машины, экскаваторы, погрузчики. Но охотнее всего в лизинг приобретают легкий коммерческий автотранспорт, легковые авто. С ними довольно просто работать и нам, и бизнесу, потому что это высоколиквидный актив.
В сотрудничестве с поставщиками лизинговая компания предлагает клиентам выгодные финансовые программы или дополнительные услуги
В конце 2018 г. «Балтийский лизинг» вошел в группу ПАО Банк «ФК Открытие». Как смена акционера повлияет на бизнес-стратегию компании?
— Во-первых, благодаря тому, что банк и лизингодатель решили объединить свои клиентские базы, у нас увеличится поток заявок во всех регионах присутствия. Во-вторых, смена акционера уже положительно повлияла на нашу инвестиционную привлекательность, облигации компании пользуются спросом. В-третьих, эта сделка вошла в число факторов, имеющих вес при пересмотре нашего кредитного рейтинга от агентства Fitch, недавно рейтинг дефолта эмитента был повышен с «ВВ-» до «BB» с позитивным прогнозом. Но главное — мы продолжим развиваться как рыночный игрок с диверсифицированным лизинговым портфелем в сегменте МСП по различным видам имущества.
Системы андеррайтинга вы тоже объединили?
— В этом нет смысла — у банка и у лизинговой компании разная специфика. Нам необходимо глубже погружаться в бизнес-процессы, оценивать не только финансовые показатели, но также и само производство в рамках выездов, знакомство со сферой деятельности будущего клиента — неотъемлемая часть подготовки сделки. Но не стоит думать, что этот процесс увеличивает сроки подписания договора, все эти операции мы проводим достаточно быстро, пакет документов требуем минимальный, а решение, как правило, озвучиваем тот же день. Мы проводим сделки по двум направлениям: розничному и корпоративному. В первом случае на принятие решения о финансировании требуется от 15 минут. Во втором, когда речь идет о более крупных суммах, о предварительном одобрении сделки клиент узнает в день обращения.
Тот факт, что у нас портфеле совсем немного проблемных сделок, говорит о том, насколько хорошо развита наша система оценки кредитных рисков.
И каков же этот процент в филиале?
— Даже до единицы не дотягивает.
Что вы делаете с проблемными клиентами? Нанимаете коллекторов?
— Зачем же сразу коллекторов (смеется)? Мы смотрим, что случилось, почему клиент не может вносить платежи. Если дело, скажем, в сезонности, составляем более удобный график. Хотя мы заранее просчитываем такие вещи — для этого и существует система оценки. Если же случился форс-мажор, участвуем в реализации активов. Но сначала стараемся сделать все возможное, чтобы помочь клиенту, поскольку понимаем, что ситуации на рынке бывают разные.
Какие перспективные сегменты для развития компании вы можете назвать?
— Лизинг для физических лиц, но в том случае, если изменится налоговый режим в этой сфере, отменят НДС на лизинговые платежи для частных клиентов. Особенно перспективно это для транспортного сегмента. Разумеется, частные лица, рассчитывающие получить авто в собственность, могли бы по-прежнему обращаться в банк за кредитом, но для тех, кому машина нужна как ресурс, с пакетом услуг и всеми преференциями от производителей — лизинг стал бы отличным решением. Пока на открытом рынке таких предложений сравнительно мало, но у нас уже есть сделки, которые можно брать за образец.
В целом, у рынка достаточно перспективных ниш, в которых в ближайшие годы будет развиваться активная конкурентная гонка. Но больше всего радует популяризация лизинга среди компаний всех уровней. 15 лет назад бизнесу было непонятно, что такое лизинг, и зачем он нужен. Приходилось заниматься ликбезом. А сегодня этот инструмент для большинства бизнесменов стал повседневностью. И это выгодно в первую очередь самим предпринимателям: когда есть выбор финансовых инструментов для обновления и пополнения базы активов, у тебя больше возможностей для развития.