Меню

Мультиплексы вытесняют с рынка кинотеатры

экспертыОльга Барабанова директор МУК кинотеатра «Родина» Олег Березин генеральный директор компании «Невафильм» Александр Вигель директор по кинопрокату мультиплекса «Каро Фильм» Владимир Владими

Красноярские кинотеатры превращаются в современные развлекательные центры. Стремление привлечь зрительскую аудиторию и повысить доходность бизнеса заставляет кинопрокатчиков «наращивать» инфраструктуру. По прогнозам экспертов, уже через год-два местный кинорынок будет формироваться за счет мультиплексов. Эту нишу займут федеральные операторы.

эксперты
Ольга Барабанова
директор МУК кинотеатра «Родина»
Олег Березин
генеральный директор компании «Невафильм»
Александр Вигель
директор по кинопрокату мультиплекса «Каро Фильм»
Владимир Владимиров
генеральный директор ООО «Киносервис» (киноразвлекательный комплекс «Чайка»)
Кирилл Иванов
заместитель генерального директора «Синема Парк»
Иван Лукьянчиков
директор развлекательного кинокомплекса «Луч»
Григорий Савилов
заместитель директора кинотеатра «Эпицентр»

Последний муниципальный кинотеатр, «Родина», будет продан частным инвесторам в ближайшем будущем. Из обычного однозального кинотеатра «Родина» должна превратиться в современный досуговый центр. Кроме кинозала, танцевальной площадки, в комплексе будут кафе, ресторан, детский центр. По словам директора МУК кинотеатра «Родина» Ольги Барабановой, здание кинотеатра увеличит свою площадь за счет пристроек минимум в два раза: «Сегодня только на демонстрации фильмов кинотеатру выжить очень сложно. Интерес к кино не такой массовый, как был в Советском Союзе. В такой ситуации надо меняться, возвращать зрителя в кинозал разными способами. В том числе открытием при кинотеатре развлекательных центров».

Развитие кинокомплексов началось с «Пикры»
«Родина» поставит точку в череде масштабных реконструкций советских кинозалов. В Красноярске старые кинотеатры начали превращаться в современные развлекательные центры в 1999 г., когда бывшее «Совкино» стало «Пикрой». Новый комплекс предлагал минимум, по современным меркам, услуг: два зала, кинобар, интернет-кафе. Вслед за «Пикрой» потянулись другие: кинотеатр «Юбилейный» превратился в киноразвлекательный комплекс «Эпицентр», «Победа» — в «Чайку», «Звездный» — в «Фараон».
Но первый кинокомплекс «Луч» с развитой инфраструктурой появился в городе только в 2003 г. В состав «Луча» вошли три кинозала, ресторан, кафе, летняя терраса, кинобары, игровые зоны, казино и т.д. По словам директора по кинопрокату мультиплекса «Каро Фильм» Александра Вигеля, именно «Луч» спровоцировал подъем местного кинопрокатного рынка: «Несмотря на то, что все начиналось с «Пикры», первым настоящим кинокомплексом стал «Луч». Он и сегодня лидер продаж. После его открытия стало понятно, что современный кинотеатр — это сплав разнообразных бизнесов».
Сегодня в городе работают шесть кинотеатров (для сравнения, в Новосибирске функционируют 14 кинотеатров). Из них четыре уже полноценных кинокомплекса и один мультиплекс .
Инфраструктура приносит кинотеатру до 60% дохода
Основная причина расширения пространства кинотеатров — низкая доходность кинопрокатного бизнеса. По словам заместителя директора кинотеатра «Эпицентр» Григория Савилова, до 50% выручки от проката фильма надо отдать правообладателю картины (дистрибьютору). Некоторые дистрибьюторы, помимо прокатной премии, берут еще фиксированную плату за каждый день демонстрации фильма. Ольга Барабанова: «Мы работаем «третьим, четвертым экраном», но даже при этом должны отдавать не менее 1 тыс. руб. в день кинопрокатчику. Именно по этой причине мы прекратили сотрудничество с некоторыми дистрибьюторами».
Снижает доходность кинопроката невысокая посещаемость фильмов. По данным компании «Невафильм», активная киноаудитория — это молодежь от 16 до 25 лет. Остальные либо вообще не ходят в кинотеатр, либо делают это один-два раза в год. Владимир Владимиров, генеральный директор ООО «Киносервис» (киноразвлекательный комплекс «Чайка»): «Если выходу фильма предшествовала масштабная рекламная кампания, о нем много говорили и писали, то успех в кинотеатре ему гарантирован. Но в большинстве случаев зал не набирает и половины зрителей. Кино перестало быть массовым способом времяпровождения».
В итоге, по оценкам экспертов, сегодня в общем объеме прибыли кинокомплекса доля дохода от показа фильмов не превышает 40-50%. Олег Березин, генеральный директор компании «Невафильм», отмечает, что оставшуюся долю прибыли приносят кафе, бары и иные составляющие развлекательной зоны.
Бары и детские площадки завлекают зрителя в кино
По словам Олега Березина, дополнительная инфраструктура стала уже сутью бизнеса кинотеатра: «Во Франции, например, некоторые кинотеатры продают недорогой абонемент на большое количество сеансов (т.е. стоимость билета для зрителя минимальная), а весь доход получают именно за счет «дополнительной инфраструктуры»».
Участники рынка создают специальные программы стимулирования аудитории разных возрастов. Иван Лукьянчиков, директор развлекательного кинокомплекса «Луч», рассказал, что у них мотивационные программы разработаны как для взрослых, так и для детей: «Мы стараемся закупать больше детских фильмов. В следующем месяце выходят два новых мультфильма. Тот, кто посетит их, потом может подняться в десерт-холл, предъявить билет и купить десерты под названием вышедших мультфильмов с 50%-ной скидкой. Чтобы привлечь внимание к кино взрослой аудитории, мы разрабатываем акции, которые дают возможность посетителям заведений общественного питания сходить бесплатно в кино или получить хорошую скидку на билеты». Подобные комплексные стимулирующие программы работают в «Чайке» и «Эпицентре». Григорий Савилов: «Большой популярностью в «Эпицентре» пользуются дискотеки. Бывает так, что желающих посетить танцпол вдвое больше, чем киноманов. Чтобы перетянуть аудиторию с танцпола в кинозал, мы сделали бесплатные билеты на дискотеку для тех, кто посетил фильм».
Дальнейшее расширение инфраструктуры — неизбежный шаг для участников кинорынка. Владимир Владимиров: «Мы планируем глобально расширить инфраструктуру кинокомплекса. В проекте — нарастить площадь базового помещения кинотеатра и построить дополнительное здание. Там будут детские аттракционы, боулинг и фитнес-клуб. Как раз сейчас идет поиск инвесторов».
Подобные способы «заманивания» аудитории уже начали давать первые результаты. По словам Ивана Лукьянчикова, средняя посещаемость кинозалов в «Луче» за первые пять месяцев 2006 г., по сравнению с аналогичным периодом 2005 г., выросла на 25%: «Я думаю, интерес к кино будет возвращаться. Не только благодаря крупным рекламным кампаниям, которые проходят перед премьерой фильмов, но во многом за счет обширной инфраструктуры кинотеатров. В киноразвлекательные комплексы стало просто интересно ходить. Здесь можно остаться на весь день, пообедать, посетить игровые залы».
Федералы застроят Красноярск мультиплексами
Эксперты отмечают, что, несмотря на небольшую посещаемость залов, рынок кинотеатров в городе не насыщен. Александр Вигель: «В скором времени свободную нишу займут мультиплексы. На мой взгляд, местный кинопрокатный рынок выдержит еще три мультиплекса. В этой ситуации «однозальникам» будет сложно тягаться с новыми конкурентами. Мультиплексы способны показывать 30-34 сеанса в сутки. Зрителей привлекает возможность посмотреть фильм в любое время, а не ждать, когда закончится один сеанс и начнется другой, как в однозальном кинотеатре». Владимир Владимиров добавляет, что вакантное место, скорее всего, займут федеральные операторы: «Многие из них постоянно говорят, что им интересен Красноярск. Кроме того, у москвичей налажены контакты с дистрибьюторами, и проблем с кинопоказом у них не возникнет».
Федералы уже заинтересовались Красноярском. По прогнозам аналитиков, они будут либо строить новые мультиплексы «с нуля», либо входить в состав торгово-развлекательных центров. По первому пути идет московская компания «Синема Парк» (ее учредители — «Издательский дом «Проф-Медиа» и студия «Тритэ» Никиты Михалкова). Еще в прошлом году «Синема Парк» начал строительство семейно-развлекательного комплекса на набережной Енисея с 8-зальным мультиплексом почти на 2 тыс. человек. Кирилл Иванов, заместитель генерального директора «Синема Парк»: «Кинокомплекс появится в Красноярске уже в конце года. В проект мы вложили около $12 млн. В «Синема Парке» будет кинобар, две небольшие кофейни, развлекательная зона для всех возрастов, два ресторана известной московской компании».
По словам Олега Березина, путь «Синема Парка» — скорее исключение. Большинство кинотеатров будут появляться в городе как якорные арендаторы при торгово-развлекательных центрах. «В регионах доля кинотеатров, открывшихся при торговых центрах, выросла с 10% в 2003 г. до 37% в 2005 г. Тенденция эта будет набирать обороты. Присутствие в ТЦ или ТРЦ дает кинотеатру большую посещаемость. Она может быть в два раза больше, чем в изолированном кинотеатре», — полагает г-н Березин. Сегодня в городе на стадии строительства находятся три московских проекта торгово-развлекательных комплексов: «Детский мир» («Система»), «Планета» («Росевродевелопмент») и «Огни» («Строинрос»). Во всех ТРК предусмотрены площади под мультиплексы. Например, в «Огнях» мультиплекс на 8 кинозалов займет 3,8 тыс. кв. м.
Местные игроки в ожидании «захода» московских мультиплексов намерены увеличивать количество залов. Так, по словам г-на Владимирова, в проекте расширения развлекательного комплекса «Чайка» запланирован еще один зал.