Меню

«Нам мешают не выделенные полосы, а дурость», — Вячеслав Дюков

Решение о повышении стоимости проезда в общественном транспорте вступит в силу с 22 февраля. Как любое повышение оно не радует горожан. В то же время перевозчики считают, что мера недостаточная.

О состоянии городского транспорта, качестве перевозок, выделенных полосах, «черном нале» и светлом будущем беседуем с депутатом Красноярского городского совета, председателем комиссии по градостроительству и дорожно-транспортной инфраструктуре Вячеславом Дюковым.

— Новая стоимость проезда решением Министерства транспорта Красноярского края — 26 рублей против 22 нынешних. Безусловно, большинству повышение на четыре рубля показалось скачком. В сложившейся экономической ситуации для простых людей подобные повышения крайне неприятны. Но надо учитывать, что тариф не менялся больше трех лет. За это время условия работы перевозчиков изменились: банальная инфляция, цены на ГСМ, запчасти, увеличение минимального размера оплаты труда и масса других издержек, — говорит Вячеслав Дюков.

Вопрос скорее не к цене, а к качеству. Как вы оцениваете уровень общественного транспорта в Красноярске?

— Я сам иногда пользуюсь общественным транспортом. Могу судить о качестве не только из цифр в отчетах, а по факту. За последнее время услуга стала меняться в лучшую сторону.

В чем именно?

— Например, из 600 автобусов, которые работают в городе, 252 уже полностью адаптированы для людей с ограниченными возможностями. Это значительный прогресс. Обновление автопарка частных перевозчиков происходит на наших глазах. К сожалению, этот процесс затормозился на уровне муниципальных предприятий. Почти весь муниципальный парк — старые автобусы, которые нужно менять. Но после окончания Универсиады мы ожидаем поступление 49 автобусов нового поколения, которые соответствуют новым экологическим нормам ЕВРО-4 и абсолютно адаптированы для людей с ограниченными возможностями.

Снизить зависимость от «капризов» частников

Может стоит отдать все на откуп частникам?

— Напротив, комиссия по градостроительству и дорожно-транспортной инфраструктуре считает, что необходимо увеличить долю муниципального транспорта на рынке общественных перевозок в Красноярске. В первую очередь это связано с определённым количеством маршрутов с «малым пассажиропотоком», которые частные перевозчики не хотят обслуживать. Во-вторых, увеличение доли муниципалов позволит сбалансировать рынок и снизить влияние частных перевозчиков.

Мы за последние месяцы увидели неприкрытый шантаж с их стороны, давление на власти угрозой забастовки в случае отказа повышения тарифов на их условиях. Сейчас у нас муниципальные перевозчики занимают порядка 25 % объема. Необходимо наращивать этот объем хотя бы до 50 %, чтобы снизить критичную зависимость от «капризов» картеля частников.

Почему такое нежелание частников работать по безналичному расчету? Что за этим стоит?

— Основной приоритет городской власти сегодня в том, чтобы перевести на безналичный расчет все маршруты без исключения, как муниципальные, так и частные. Нет никаких проблем сегодня, чтобы поставить на входе терминал, который будет принимать оплату любого вида картой, бесконтактной или с магнитной лентой — без разницы.

В идеале необходимо сделать унифицированную транспортную карту, которая будет единственным способом оплаты проезда, как карты «Тройка» в Москве. Наличный расчет запретить полностью.

Это позволит перекрыть поток «черного нала», который по различным оценкам составляет до трети на рынке перевозок. А значит, наладить реальный мониторинг пассажиропотока, скорректировать транспортную схему, а также установить, наконец, истину — настолько ли невыгодна работа перевозчиков как частных, так и муниципальных, на тех или иных маршрутах? Какова реальная себестоимость этой деятельности? В этом должны быть заинтересованы и сами владельцы автотранспортных предприятий —  система позволит вскрыть факты утаивания выручки экипажами.

Сделать плату за парковки прозрачной

Внутри муниципальных транспортных предприятий тоже далеко не все гладко. Скандал за скандалом.

— Проблем хватает. Надо задуматься над тем, чтобы бюджет муниципального транспорта был не бюджетом выживания и дотаций, а бюджетом развития. Надо разобраться в самих предприятиях. Когда я был на собрании работников «ГорЭлектроТранса», то услышал информацию о мало контролируемых процессах в распоряжении имуществом предприятия.

Буквально за копейки сдаются в аренду площади и другие ресурсы предприятия, не используются должным образом рекламные площади трамваев и троллейбусов, а также прочие источники доходов предприятия, которых — множество.

Я не предлагаю копаться в прошлом, не на этом надо концентрироваться. Нужно наладить будущее. Новому руководству необходимо заняться сокращением издержек, оптимизацией и поиском дополнительных источников дохода для предприятия, перезаключением договоров аренды и оказания услуг, которые в разы ниже рыночных — есть и такие факты. В свою очередь и городу нужно целевым образом инвестировать в ремонт и реконструкцию инфраструктуры «ГорЭлектроТранса», приобретение нового подвижного состава как приоритетного в развитии — речь идет об экологически чистом транспорте.

Нужно, но где взять дополнительные средства?

— К примеру, есть всем известная компания «Инфоком», которая получила тендер на взимание платы с парковочных мест в центе города. Для меня большой вопрос, я его кстати задавал на комитете в ЗС, почему такой простой процесс город не может делать самостоятельно?

Все эти карманы и прочая дорожная инфраструктура, которую отдали на откуп «Инфокому» — принадлежат Красноярску. Город ее создал, содержит, ремонтирует.

Что касается парковочных терминалов, это не просто прошлый век, это позапрошлый уже век. Весь мир пользуется простыми и понятными утилитами для смартфонов, когда любой автолюбитель может посмотреть, где есть свободное место, подъехать, припарковаться, после спокойно, без беготни по платежкам, оплатить прямо с телефона.

Но как контролировать платежи, кто будет ловить «зайцев»?

— И этой проблемы уже нет. Мы живем в цифровом веке. Видеофиксация нарушений ПДД не требует сегодня дополнительных «ритуалов». Кроме того, грядут изменения в КоАП РФ в части наказания за неоплату парковки без проведения через административные комиссии. Факт неоплаты будет фиксироваться камерами, которые находятся на балансе государства. Планируется создание специального отдела в УДИБе, который будет камерами заниматься. Контрольные функции у государственных структур, дороги и парковки у государства, вопрос только в программном обеспечении этого процесса. Здесь не требуется неимоверно сложное технологическое решение.

Вся суть в том, чтобы, к примеру, оплата парковок и штрафы за неуплату целевым образом направлялись на развитие электротранспорта и его инфраструктуры в  Красноярске.

Думаю, будет много недовольных горожан. Скажут, очередной негласный налог.

— С людьми надо работать, общаться, объяснять, включать в совместную работу по изменению города и делать этот процесс прозрачным. В нескольких местах в городе повесить табло: каждую минуту обновляются данные — сколько денег мы собрали за парковку, и на что конкретно они будут потрачены (к примеру, на новый электробус или трамвай).

А еще на этом приобретенном трамвае во весь размер написать, что приобретен он на деньги от платной парковки в центре города.

Люди будут видеть, куда идут их деньги, будут платить «не за страх, а за совесть». И не придется ущемлять другие отрасли, перегоняя деньги бюджета города с одной статьи расходов на другую. Появятся дополнительные средства. А частная компания здесь явно лишняя.

Проявлять гибкость

Универсиада привнесла немало нового в жизнь красноярцев. Например, выделенные полосы. Много сторонников, много и критиков. Каково ваше мнение?

— Выделенные полосы — один из приоритетов развития общественного транспорта. Мы опираемся здесь на мировую практику. После введения «выделенок» передвигаться автобусом по городу стало значительно быстрее. Это очевидно. При этом надо понимать, что город — живой организм, есть много тонкостей, которые надо учитывать. Например, перенесли остановку на Медакадемии дальше по движению. Автобус, перестраиваясь в крайний левый ряд для поворота на Аэровокзальную, отъезжая с остановки, чтобы не нарушать действие знаков, вынужден был перекрывать несколько полос. Это неверное решение — в чистом виде дурость — привело в образования заторов. Остановку перенесли обратно, и все наладилось. То же самое на Октябрьском мосту, где в один день были оштрафованы десятки водителей, ожидавших в очереди возможности проехать на парковку у новогодней елки на острове Татышев. Почему нельзя было отключить камеры, или аннулировать данные штрафы? Знали ведь, что там ожидается массовый наплыв людей. Рядом был патруль ГИБДД, но не предпринял никаких действий, чтобы разрулить ситуацию.

Человеческое отношение, гибкость, способность принимать решения в нестандартных ситуациях — именно это отличает нас от роботов.

Беседовал Владимир Городницкий