Мобильная соцсеть Galaxy красноярской компании «Мобилфон» насчитывает 36 млн пользователей, ее география: Россия, СНГ, Индия, США, Латинская Америка, Европа и юго-восточная Азия – всего 207 стран.
На вопрос «Как вас занесло в ИТ?» учредители компании «Мобилфон» - экономисты по образованию - отвечают: «Увидели, что у темы есть потенциал и решили: давай попробуем». Стартовали в 2004-м: сначала только предоставляли, а год спустя еще и разрабатывали контент-услуги для операторов мобильной связи. «Закажи мелодию», «скачай картинку на телефон» - к этим «увеселениям» досмартфоновской эры компания с красноярской пропиской имела непосредственное отношение: к 2006-му «Мобилфон» уже работал со всей Россией и некоторыми странами СНГ. Следующий этап – игры для мобильных телефонов. Их делали как по собственным сценариям, так и в сотрудничестве с федеральными брендами. В копилке «Мобилфона» работа с «А-Медиа» (игры по сериалам «Моя прекрасная няня» и «Не родись красивой»), «Фабрикой звезд», КВН и Сергеем Шнуровым – анимированный музыкант должен был пройти квест, чтобы в финале оказаться на концерте. Параллельно, руководствуясь все тем же «давай попробуем», в компании занялись еще одним направлением – платформой для обмена мгновенными сообщениями через телефон с помощью зарождающегося мобильного интернета. Так появилась мобильная социальная сеть Galaxy.
От «Галактики знакомств» до Galaxy
На старте проекта по своему функционалу Galaxy – тогда еще «Галактика знакомств» - напоминала мессенджеры: позволяла в режиме реального времени общаться с одним или несколькими людьми. Однако, говоря о первых шагах многомиллионной мобильной соцсети, директор компании «Мобилфон» Андрей Камоцкий предпочитает другое определение - «веселая “аська”».
Много времени на это потребовалось?
- Нет, расти мы стали очень быстро. Тогда же, в 2007 году, зарегистрировали первые 100 тыс пользователей, а в 2008-м – первый миллион. Все это люди из России. На следующий год, в 2009-м, поняли, что интересно попробовать себя на внешних рынках - более развитых как с точки зрения связи и мобильных платежей, так и с точки зрения платежеспособности населения. Локализовали приложение - перевели его на английский язык, адаптировали контент. Именно в это время «Галактика знакомств» начала называться Galaxy.
Это как раз на заре эры смартфонов…
- Да, но мы эту эру тогда вообще не разглядели. iPhone был анонсирован Стивом Джобсом в конце 2007 года. Никто еще не понимал, что это за диковинка, и что она вообще победит весь мир. Скажу честно: мы тоже этого не понимали. И это наше большое горе и потеря: мы не верили в iPhone в частности и в смартфоны в целом. Была статистика: в мире на руках у пользователей 3 млрд «нокиаподобных» java-телефонов. По сравнению с этим даже проданные Apple в первый год 5,5 млн iPhon’ов – были ничтожной цифрой, на которую мы не обратили никакого внимания. Поэтому пропустили первые шаги смартфон-эры. По уму, должны были начать разработку для смартфонов в конце 2008-го – в 2009-м году. По факту же android-версию выпустили только в 2010-м, а iOS - в 2011-м. Именно с android-версии началось развитие более богатого функционала, смартфоны позволяли его внедрять - это касается графики, лучших скоростей, анимации и тд.
Как выбирали, на какие внешние рынки пойти?
- Путем проб и ошибок. На тот момент еще не было отчетов Apple, Google и других производителей, которые бы подсказывали, где есть аудитория, которая еще и платить готова. Сначала попытались пойти на европейские рынки, но гораздо больший отклик и интерес увидели у пользователей Латинской Америке и стран юго-восточной Азии. Это был сигнал - эти рынки нужно осваивать более энергично. В 2011 году была запущена версия Galaxy на испанском языке, 2013-м - на португальском. Параллельно шло развитие на рынках юго-восточной Азии. В первую очередь, в Индии, где второй официальный язык английский, а потому не было необходимости внедрять новый язык . До сих пор «живем» там на английском языке. Но в Индии был и свой минус: плохое на тот момент развитие мобильные сетей и платежных инструментов – их не было вообще. Поэтому пользователи притекали хорошо, но долгое время никаких денег с них мы не получали.
Galaxy сегодня – это…
- Россия до сих пор на первом месте – это порядка 55% аудитории, на втором – Латинская Америка, далее идет Индия и юго-восточная Азия, четвертое место - страны СНГ. Однако, если давать срез по вновь приходящим пользователям, Россия – это не более 45%. Сейчас есть четкое понимание: мы научились делать продукт, который интересен пользователям со всего мира. В нашей соцсети зарегистрировано 36 млн пользователей из 207 стран, наиболее активны – пользователи из 120 стран.
Офис в Красноярске, где создана соцсеть для пользователей из 207 стран мира
Кому не нужен «Евро»
Galaxy – долгожитель среди подобных проектов: в будущем году мобильная соцсеть отметит 10 лет. Учитывая прошлую динамику, число пользователей к этому моменту должно превысить 40 млн. Андрей Камоцкий признается, ответ на вопрос «Зачем люди идут в Galaxy?», он нашел лишь два года назад.
- Исторически мы пытались дать людям связь, более дешевую и интересную. Потом - возможность знакомиться между собой, не обязательно в оффлайне. Хотя есть несколько десятков примеров – об этом нам пишут в комментариях - когда люди знакомились в реальной жизни и заключали браки. Затем добавились игры: начинали с простого, типа «крестиков-ноликов», позднее это более серьезные игрушки - стратегии класса «Цивилизация». Давали людям то, на что был запрос. Но вопрос «Зачем к нам идут?», долгое время оставался без ответа. Сначала собственными силами, потом с привлечением специалистов кафедры «Социально-экономического планирования» СФУ провели глубокий data-анализ. Ведь у нас есть колоссальные данные по количеству пользователей, их манерам потребления, привычкам и пожеланиям. Около полугода работали над тем, чтобы проанализировать эту информацию и сделать выводы. И пришли к потрясающему итогу!
Какому?
– Нет единого ответа на вопрос «Зачем?». Математические инструменты позволили нам кластеризовать аудиторию по признакам. Выделили около семи сфер интересов. Для понимания: это «просто пообщаться», «познакомиться», «быть в курсе новостей» – потому что в Galaxy есть новостные ленты, «поиграться». Очень сильная тема – завести питомца, это что-то типа тамагочи. И все эти группы примерно равны. Теперь постоянно ведем аналитику с использованием инструментов биг-дата.
Эти данные помогают в развитии продукта?
- Конечно, это, собственно, и есть ответ на вопрос: «Как расти дальше?». Потому что делать это надо не так, как хотим мы, а так, как этого хочет аудитория. Когда сейчас делаем пользователю какие-то предложения - новинки, сервисы, то можем уже не тупо спамить: мы знаем его интересы. Если человек пришел взаимодействовать со своим виртуальным питомцем, даем ему информацию только по этой теме. Если видим, что человек приходит познакомиться, говорим ему – появились новые анкеты. Если цель самовыражение, сообщаем о новых нарядах для аватара.
Интересно понять про локализацию продукта для новой территории. Это ведь не только перевод?
- Да, перевод – это, наверное, 20% в локализации. Дальше это внешний вид и дизайн, он может меняться. Речь как о приложении в целом, так и об отдельных его деталях, например, внешнем виде персонажей для чата. Очень сильно от рынка к рынку меняется новостной контент. То же касается и событийного блока. Скажем, «Евро» Латинскую Америку не интересует совсем. Там есть «Копа Америка» - Кубок Северной и Южной Америки по футболу, делаем фичи под него. Локализация - это еще и работа с аудиторией, у нас под каждый регион свои комьюнити-менеджеры, они взаимодействуют с аудиторией и анализируют ее интересы. Есть суппорт – это техническая и пользовательская поддержка. Она должна быть на родном языке пользователя и понятно, что Google translate тут далеко не помощник. Большой блок модерация: контент, допустимый в одних странах, нужно ограничивать в других. Вот Америка оказалась очень пуританской страной. Они нас принудили поставить маркер «16+», хотя раньше мы думали, что Galaxy - это «14+». Еще одна тема – взаимодействие с местными компаниями, прежде всего, платежными системами. И последнее – это продвижение, оно тоже отличается в зависимости от региона.
То есть в условном Мумбаи у вас сидит человек и занимается суппортом?
- Нет, этот человек сидит в Красноярске, потому что Индия – это английский язык. Сейчас Galaxy поддерживает четыре языка: русский, английский, португальский, испанский. Но у нас есть сотрудник в Португалии, он занимается поддержкой пользователей на португальском языке. Хотя этот пример – исключение, а не правило. Практически вся работа идет из Красноярска. Когда встанет вопрос о каких-то экзотических языках – у нас были планы пойти на вьетнамский рынок или в арабские страны, где пишут справа налево – конечно, нужны будут люди на местах.
Вы сказали, что для «Копа Америка» делали какие-то фишки. То есть, Новый год, День Валентина и далее по списку – под все это постоянно генерится контент?
- Да, эвентовую локализацию - под праздники и события – делаем последние два года. И везде своя специфика: в России и СНГ - Новый год, в Штатах и Европе – Рождество. Обязательно внутри Galaxy организуем какие-то мероприятия к 9 мая, это в России и СНГ. На других рынках есть свои важные праздники – от Дня независимости в США до Дня красок в Индии. Какого рода этот контент? Давайте на примере самого главного, в том числе и с точки зрения активности аудитории, праздника – Новый год у нас, Рождество - в Европе и Америке. Делаем множество разных конкурсов: догони Деда Мороза, расскажи виртуальному Деду Морозу стишок и получи подарок, построй вместе с другими пользователями снеговика и так далее.
Отвоевать пользователя
Чтобы оценить потенциал развития Galaxy на новой территории, хватает нескольких месяцев. Практика показала, что труднее всего «завоевывать» развитые страны. Однако компания «Мобилфон» не отказывается и от работы на этих, высококонкурентных рынках.
- Чтобы протестировать продукт в новом регионе, достаточно собрать первую информацию из глобал сторов (App store, Google play и т.д.) – интересно/не интересно, посмотреть оценки и отзывы. Исходя из этого понимаем, наш рынок или нет. И если наш, то ищем иные рекламные площадки для привлечения большей аудитории. В 95% - это интернет-площадки.
Были территории, на которые вы зашли и поняли «тут вообще без вариантов»?
- Не то, чтобы «вообще без вариантов», но очень трудны в освоении европейский рынки, еще труднее - американский. Почему? Слишком большое предложение. Привлечь внимание новым, незнакомым человеку продуктом невероятно сложно. А именно Европа и Америка – это рынки №1 для любой ИТ-компании и конкуренты там сидят очень плотно, начиная с Facebook и заканчивая игровыми компаниями. Мы за что воюем? За время пользователя – нам важно, чтобы он провел в нашем приложении 10-20 минут в день. Но он уже сидит в каком-то приложении гораздо плотнее. И задача не просто привлечь и удержать человека, а отвоевать его и время, которое он тратит на другие сервисы.
Но планы на Европу и Америку, скорее, на паузе или это точка?
- Совершенно точно на паузе. В фоновом режиме эти рынки все равно растут. Недавно смотрели данные по южной части Европы – Португалия, Испания, Италия – они в росте. Если говорить о будущем, по-прежнему интересен рынок Индии, последние несколько месяцев плотно изучаем рынок Китая. Он все более привлекателен, хотя там есть проблемы технологически-политического плана.
Китай же никого к себе не пускает.
- Я бы сказал не так. Скорее, это более сложно и нужно проделать много формальных процедур, чтобы туда зайти - постараемся сделать это. Думаю, попробуем проявиться в Китае в ближайший год, увидим – есть отзыв или нет. Если отзыв будет, начнем активно развиваться там.
Давайте про самое интересное - на чем проект зарабатывает?
- Это вообще не секрет. Есть такое понятие фримиум (freemium), составное слово из free+ premium. В нем и зашита суть финансовой модели для любого мобильного приложения. Основной базовый функционал пользователи получают бесплатно – free, функционал дополнительный за премию – деньги. Мы эту модель изобрели с первого дня работы Galaxy, хотя понятия фримиум тогда еще не было. Скачать приложение, общаться в нем можно бесплатно, а, скажем, приобрести какую-то особенную одежду для аватара, свою собственную «планету» для общения с узким кругом людей, завести питомца, презентовать виртуальный подарок – за это пользователь платит. Это микроплатежи, что называется, по копеечке. На этом держится весь рынок мобильных приложений: пользователь платит символический доллар, но благодаря тому, что есть большая аудитория и нам удается ее удерживать, мы зарабатываем.
Знакомства - одна из основных функций Galaxy
Какие у компании обороты?
- Мы эти данные не раскрываем, мобильная соцсеть – не единственный проект компании. Но если говорить о порядке цифр по Galaxy – это сотни тысяч долларов в месяц.
В Москву или Кремниевую долину думали поехать?
- Между Москвой и не Москвой выбирали много раз. К счастью, у Москвы никогда не было таких явных преимуществ, на которые бы мы «клюнули». В «досторовскую» эпоху Москва была интересна, потому что давала возможность плотнее взаимодействовать с операторами связи или федеральными брендами. Сейчас этот аргумент потерял свою значимость: комфортно чувствуем себя в Красноярске, научились работать удаленно. Про Кремниевую долину – да, этот рынок интересен, мы его исследовали и много раз туда ездили. Не исключаю, что в будущем попробуем там закрепиться – открыть офис, который будет заниматься как раз маркетингом нашего продукта, его продвижением на большом и высококонкурентном рынке.
Судьба 99% ИТ-проектов крайне непредсказуема. Сегодня ты на обложке Forbes, а завтра пользователь теряет интерес, и ты вынужден закрыть компанию. Как думаете, может ваш бизнес постигнуть подобный сценарий?
- Я отдаю себе отчет в том, что конец есть у всего. Даже на наших глазах рынок преобразовался множество раз – начиная с технологических платформ и заканчивая интересами аудитории. Каждый месяц, даже каждый день что-то меняется. Важно отслеживать, анализировать и пытаться предугадывать, куда идти дальше. Вопрос не в том, изменится ли что-то, а в том, как нам эти изменения удастся предвидеть и своевременно измениться. Или даже может быть чуть позже, но измениться - как это было у нас со смартфонами. Да, мы опоздали на два года, страшные и неприятные два года. Наверно, сейчас были бы гораздо сильнее, но нет - не увидели, не пошли. Важно таких больших ошибок просто не допускать.
автор: Наталья Повольнова
фото в материале: Алина Ковригина.