Меню

«Норникель»: арктический вектор

Иллюстрация: предоставлено компанией

На международном арктическом форуме «Арктика — территория диалога» власти и бизнес обсудили инвестиционные и экологические задачи, связанные с развитием заполярных территорий.

Арктику нередко называют кладовой России. Вековая история освоения Заполярья знала взлеты и падения, прорывы и неудачи, трагедии и героические свершения. Сегодня арктическое направление называют одним из стратегически важных для развития страны в целом.

В сторону севера устремлен и вектор экономического развития Красноярского края. Вместе с тем, освоение арктических территорий по-прежнему связано со многими рисками, как экологическими, так и инвестиционными. Именно поэтому стратегия развития «ледяных» территорий — это поистине глобальная задача, вмещающая целый спектр направлений и проблематик.

Ключевая идея интеграции человека в арктические пределы в  XXI веке звучит так: «Арктику нужно не покорять, а обживать». Пришло понимание, что нельзя просто выкачивать здесь нефть и газ. Артика — это не только тяжелые климатические условия и большая ресурсная база, но и люди, нуждающиеся в особой социальной поддержке, а также уникальная природа, которую нужно сохранить для потомков.

Увязать разные интересы воедино достаточно сложно. Тем не менее, это единственный приемлемый путь развития Заполярья.

Заполярный потенциал

Чем богата полярная кладовая России? Разведанные и предварительно оцененные запасы нефти в Арктической зоне РФ (АЗРФ) — 7,4 млрд тонн (37% от общих запасов по стране), природного газа — 50,8 трлн куб. м (72%), апатитов — 613 млн тонн (71%), редкоземельных металлов — 18,2 млн тонн (67%), меди — 39,5 млн тонн (43%), алмазов — 319,7 млн карат, золота — 1380 тонн (17%).

В Арктической зоне действует 248 лицензий на пользование недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи твердых полезных ископаемых. На шельфе Арктической зоны геологоразведочные работы на нефть и газ ведутся на 75 лицензионных участках общей площадью 1,3 млн кв. км.

С самого начала освоение заполярных земель велось силами государства, однако в последние годы в развитие арктических территорий активно включился крупный бизнес. В Красноярском крае это, прежде всего, компания «Норильский никель». Бизнес-подходы, новые технологии, в том числе в решении экологических проблем, социальная ответственность — таковы ключевые подходы стратегии развития арктических территорий, которую реализует компания в Мурманской области и Красноярском крае.

По словам статс-секретаря, руководителя блока взаимодействия с органами власти и управления «Норникеля» Елены Безденежных, «Норникель» является одним из ключевых промышленных предприятий в Арктике. Компания фокусируется на современном и экологическом производстве и стремится создать в регионах, где расположены ее активы, комфортные условия для проживания и работы.

— Мы высоко оцениваем потенциал комплексного освоения Арктической зоны Красноярского края, который может стать одной из точек опережающего экономического роста Восточной Сибири, основой развития инфраструктурной базы для освоения Северо-Арктического шельфа, а также поддержки эксплуатации и загрузки Северного морского пути, — подчеркнула г-жа Безденежных.

Люди особого сплава

На недавней встрече с президентом страны руководитель ГМК «Норникель» Владимир Потанин сообщил, что инвестиции в производство компании составят порядка 1 трлн рублей до 2023 года. В том числе эти средства пойдут на арктические проекты на территории Красноярского края.

— Стартовала долгосрочная программа развития, рассчитанная до 2023 года. В результате реализации этой программы у нас должен увеличиться объем производства руды в полтора раза, объем обогащения — почти в два раза. В рамках программы модернизации мы планируем создать 3 тысячи дополнительных рабочих мест, — рассказал топ-менеджер.

Основные направления стратегии развития арктических территорий компании «Норникель» — это освоение недр с использованием новейших технологий, развитие транспортной инфраструктуры и связи, снижение экологических рисков, повышение качества жизни населения и развитие заполярного туризма.

Казалось бы, зачем крупной частной брать на себя функции, закрепленные за государством? Достаточно было бы ограничиться освоением недр. Однако сегодня становится очевидным, что освоение Арктики — это не только технологии, но, прежде всего, сохранение и приумножение человеческого капитала.

Сложные климатические условия и глобальные задачи требуют участия людей особо сплава. И если раньше специалисты приезжали в Заполярье за романтикой, а потом за «длинным рублем», то теперь ни то, ни другое не работает в отсутствие достойных условий для жизни. Именно это понимание стало основой для развития частно-государственного партнерства в арктической зоне.

Проекты развития

В рамках Международного арктического форума «Арктика — территория диалога» состоялась церемония открытия перегрузочного терминала в Мурманске — «Норникель» завершил один из крупнейших на сегодня инвестиционных проектов по развитию транспортной инфраструктуры в Арктике. Новый транспортно-логистический узел способен обрабатывать 1,5 млн тонн контейнерных грузов ежегодно.

«Норникель» завершил реконструкцию второго причала Мурманского транспортного филиала компании. Ввод второй очереди позволит вывести терминал на полную мощность и увеличить грузопоток почти в два раза — с 780 тыс. до 1,5 млн. тонн в год. Складские мощности составляют 100 тыс. кв. м. Причалы оборудованы портальными кранами грузоподъемностью от 40 до 80 тонн. Инвестиции в реализацию этого проекта составят около 2,4 млрд руб. Общая сумма, направленная компанией на модернизацию мурманского терминала, — 4,6 млрд рублей.

По словам заместителя министра транспорта Российской Федерации — руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Виктора Олерского, терминал станет стартовой площадкой для базирования арктических проектов страны.

Для перевозки продукции по Северному морскому пути компания использует собственный флот, состоящий из шести судов усиленного седьмого ледокольного класса и двух судов вспомогательного флота. Для обеспечения непрерывной работы своего флота «Норникель» сотрудничает с «Атомфлотом». Уже подписано соглашение между компаний в ГУП «Атомфлот», предусматривающее ледокольную проводку судов «Норникеля» в припайном льду реки Енисей и Енисейского залива в периоды зимней навигации. Соглашение продлевает действующий с 2009 года договор до 2022 года.

Не менее важно создание в Арктике единого информационного пространства, которое включает надежную систему услуг связи, навигации, прогноза ледовой обстановки и чрезвычайных ситуаций, катастроф техногенного характера. Например, в Норильске еще год назад проблема качественной связи была одной из наиболее актуальных. Связь обеспечивалась только через спутниковые каналы с низкой скоростью передачи данных, высокой стоимостью и ограниченным трафиком.

Именно поэтому с 2015 года «Норникель» реализует проект прокладки оптоволоконной линии связи (ВОЛС) из Нового Уренгоя в Норильск. Строительство линии связи длиной 957 км оценивается в 3 млрд рублей. В компании подчеркивают, что строительство ВОЛС до Норильска убыточно как бизнес-проект. Однако компания пошла на эти затраты, поскольку развитие арктических территорий требует создания собственной надежной IT-инфраструктуры.

Снижение экологических рисков — ключевое направление в стратегии развития арктических территорий компании «Норникель». Во многом острые экологические вопросы будут сняты в процессе системной модернизации. На эти цели компания планирует потратить 250 млрд рублей.

— К 2023 году мы намерены выполнить запланированное снижение на 75 процентов выбросов вредных веществ в атмосферу, — заявил Владимир Потанин на встрече с президентом страны Владимиром Путиным.

Главной экологической проблемой Норильска является диоксид серы, который попадает в атмосферу в виде газа. Первым масштабным экологическим проектом «Норникеля» стало закрытие в сентябре 2016 года Никелевого завода, построенного в черте города в 1942 году. В результате выбросы диоксида серы в Норильске сократились примерно на 30%. На очереди второй этап программы. Компания планирует снизить выбросы диоксида серы на других производствах в пригороде Норильска за счет утилизации диоксида серы. Именно эти меры приведут к снижению выбросов на 75%.

P. S. Освоение Севера неизбежно. Человеческая деятельность в Арктике будет развиваться и расширяться. Важно понять, по какому сценарию пойдет освоение богатых ресурсами территорий, и подробно продумать каждый шаг на арктической земле, чтобы после нас здесь осталась жизнь, а не накопленный ущерб и горстка людей, не успевших выехать на «материк». Дискуссии, состоявшиеся на международном арктическом форуме «Арктика — территория диалога», а также проекты, представленные компаниями, показали, что новая волна освоения Заполярья имеет шансы стать более гуманной, экологичной и ориентированной на человека.